Презентация к представлению опыта работы Сопровождение одаренных и высоко мотивированных учащихся в условиях реализации ФГОС


Опыт работы по сопровождению одаренных и высоко мотивированных учащихся в условиях реализации ФГОС ООО.Педагог-психолог МБОУ лицея №1, Власова Оксана Станиславовна, г. Сургут. Цель психологического сопровождения: содействие в выявлении, поддержке и развитии одаренных и высокомотиви-рованных обучающихся, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.  Задачи:1. Подбор диагностических методов исследования;2.Совместно с другими специалистами учреждения образования выявлять одаренных обучающихся;3.Участвовать в составлении и реализации индивидуальных программ сопровождения; 4.Содействие формированию позитивной Я-концепции обучающихся (самоотношения, самоуважения, самопринятия); 5.Развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах);4.Содействие социализации,  формированию  коммуникативных  навыков; 5.Содействие в повышении   психологической грамотности родителей и педагогов,   работающих   с  одаренными и высокомотивированными обучающимися. Взаимодействие специалистов образовательной организации в процессе обучения и воспитания одаренных и высокомотивированных обучающихся Деятельность заместителя директора по учебной работе{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Информационный этапОрганизационный этапКонтрольный этапСоздание информационной базы данных о детях с повышенными интеллектуальными способностями; проведение консультаций для родителей, воспитателей, учителей и т.д.Составление совместного плана работы со специалистами учреждения образования по программе сопровождения одаренного ребенка; организация учебы специалистов учреждения образования; организация и проведение в учреждении образования семинаров по особенностям взаимодействия с интеллектуально одаренным ребенком в рамках программы сопровождения; организация открытых мероприятий по проблематике одаренных детей.Осуществление контроля над эффективностью работы специалистов и учителей-предметников с интеллектуально одаренным ребенком; анализ результатов обучающей, воспитательной, коррекционно-развивающей деятельности специалистов и учителей-предметников в рамках программы сопровождения; построение перспективы дальнейшей работы с интеллектуально одаренным ребенком. Деятельность педагога-психолога{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Диагностичес-кий этапИнформационный этапРазвивающий этапПодготовка и проведение констатирующей итоговой диагностики с одаренными детьми; систематический мониторинг динамики развития интеллектуально одаренного ребенка. Проведение заседаний круглого стола для педагогов и специалистов учреждения образования на тему: «Ребенок с выдающимся интеллектом: характеристика, проблемы и специфика взаимодействия»; проведение консультаций с родителями интеллектуально одаренных детей по проблемам взаимодействия в семье; организация индивидуального консультирования для педагогов и специалистов учреждения образования по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с незаурядным интеллектом.Проведение развивающих занятий с детьми данной категории:- индивидуальные занятия с интеллектуально одаренным ребенком с периодичностью 1 раз в две недели;- развивающие занятия с элементами тренинга;- организация кружка интеллектуального развития для детей с интеллектуальной одаренностью (групповая работа). Деятельность социального педагога{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Диагностический этапИнформационный этапРазвивающий этапВыявление социальных характеристик интеллектуально одаренного ребенка, особенностей его воспитания в семье, ближайшего окружения и его характеристик, референтной для него группы, особенностей использования им свободного времени, ведущего вида деятельности в свободное время и образовательных структур, в которых одаренный ребенок реализует свои интересы (учреждения дополнительного образования, кружки и т.д.).Проведение бесед и консультаций с родителями по организации помощи детям в реализации интересов и способностей в рамках свободного времени; проведение практикумов для родителей по выявлению скрытой одаренности детей в рамках дней «Открытых дверей» в школе или в процессе проведения круглых столов специалистов и родителей;Координация деятельности школы и учреждений дополнительного образования по предоставлению возможности интеллектуально одаренным учащимся развивать свои способности через внешкольные формы работы; координация деятельности различных специалистов по разработке и внедрению программ сопровождения интеллектуально одаренных школьников; разработка и проведение в учреждении образования социокультурных форм деятельности (турниров, интеллектуальных игр и т.д.) для интеллектуально одаренных учащихся. Деятельность учителей-предметников{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Диагностический этапИнформационный этапРазвивающий этапПроведение педагогической диагностики в ходе учебных занятий и выделение детей, имеющих выдающиеся интеллектуальные способности в отдельную группу развития; ведение дневника наблюдения за данной категорией детей в классе (по запросу администрации).Консультирование родителей по вопросам воспитания одаренного ребенка в семье, оказания ребенку помощи и поддержки в реализации его интеллектуальных интересов; подбор и размещение в классе выставки детской научно-популярной литературы, дополнительной литературы по предмету занимательного характера; ознакомление детей в процессе занятий с энциклопедиями, справочниками и др. литературой по различным направлениям деятельности; организация посещения детьми библиотек и выставок.Разработка системы дифференцированных и индивидуальных заданий по темам предмета, изучаемых в течение учебного года; использование в образовательном процессе заданий повышенной сложности с учетом индивидуальных особенностей интеллектуально одаренных детей; создание и постоянное пополнение предметно-развивающей среды в классе (компакт-диски по предметам, компьютерные учебные игры, наглядные пособия и раздаточные материалы, компьютерные презентации учебных тем и др.); создание научно-исследовательского общества по предмету с участием интеллектуально одаренных учащихся, проявляющих повышенный интерес к данной учебной дисциплине Деятельность родителей{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Диагностический этапИнформационный этапРазвивающий этапВыявление скрытой одаренности детей на основе рекомендаций специалистов учреждения образования; изучение образовательных запросов детей.Участие в консультациях, круглых столах, проводимых специалистами учреждения образования по проблемам воспитания, организации жизнедеятельности ребенка в условиях семьи, содействия развитию интеллектуальных способностей ребенка в сфере свободного времени, профессиональной ориентации интеллектуально одаренных учащихся выпускных классов. Определение одаренного ребенка в учреждения дополнительного образования и др. внешкольные структуры с целью содействия развитию его способностей; обеспечение одаренному ребенку необходимых условий для жизнедеятельности и развивающей среды в домашних условиях; выполнение рекомендаций специалистов и классного руководителя по развитию способностей ребенка, установлению с ним оптимальных межличностных отношений, семейной атмосферы, благоприятной для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка. Способы выявления одаренных детей1. Наблюдение; 2. Общение с родителями; 3. Тестирование, анкетирование, беседа (с обучающимися, их родителям учителями);4. Олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции. Диагностическая матрица по выявлению одаренных и высокомотивированных обучающихся{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Вид одарённостиПризнаки одарённостиМетоды выявленияИнтеллектуаль-наяПовышенная любознательность, исключительная сообразительность, динамичность и оперативность мыслительных процессов, полное погружение в предпочтительную сферу деятельности, успешное применение знаний и умений в практических ситуациях, острота аналитического ума, стабильная способность ставить и решать проблемы, осуществлять оптимальный выбор; развитые навыки планирования, настойчивость в достижении цели. Систематизи-рованное наблюдение, опросники, шкала Станфорд-Бине, шкала Векслера, тест Слоссона Диагностическая матрица (продолжение){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Вид одаренностиПризнаки одаренностиМетоды выявленияАкадемичес-каяЯрко выраженный интерес к предмету, способность конструктивного овладения понятиями, терминологией по избранному предмету, демонстрация понимания сложных причинно-следственных связей, исключительная способность классифицировать, систематизировать материал по предмету, тяга к логическим умозаключениям и абстрактным понятиям. Полная отдача сил, энергии, времени достижению высоких результатов в области своего научного интереса, высокая мотивация при изучении предмета. Систематизация наблюдения, анкетирование, тесты достижения, тесты Равенна. Критериально-ориентирован-ные тесты. Диагностическая матрица (продолжение){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Вид одаренностиПризнаки одаренностиМетоды выявленияТворческаяУмение переструктуровать информацию, пытливость ума и дотошность в получении сведений, фактов, различного рода заморочек, стремление мыслить и делать всё по-своему, изобретательность, разрушение стереотипов обыденной среды, исследовательская активность, гибкасть и вариативность мышления, жажда необычного, частая импровизация, способность генерировать неординарные идеи, независимость в суждениях, ослабленное внимание к условностям и авторитетом. Тесты Торренса, Роршаха Список используемых диагностических методикОпросник для родителей обучающихся «Условия, способствующие развитию способностей» (Девид Льюис);Методика «Карта одаренности» (А. И. Савенков);Методика экспертных оценок по определению одаренных и высокомотивированных обучающихся (А.А.Лосева);Методика «Интеллектуальный портрет» (А.И.Савенков);Методика самооценки для обучающегося «Каким я вижу себя» (А.И.Савенков);6. Методика оценки общей одаренности (А.И.Савенков);7. Анкета "Как распознать одаренность" (Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч);8. Методика "Карта одаренности" (Хаана и Каффа , 5-10 лет);Методика «Карта интересов для младших школьников» (Л. Г. Кузнецова, Л. П. Сверч);Методика «Анкета одарённости» (А. И. Савенков); Условия психолого- педагогической поддержки одаренных детей.Первое условие – создать творческую среду учреждения;Второе условие  – разработать комплекс образовательных программ в отдельных направлениях;Третье условие  – разработать методическое сопровождение социально-педагогической поддержки самореализации одаренных детей в дополнительном образовании;Четвертое  условие – сформировать положительное отношение педагога к ученику. Развивающий этап:Программа занятий с элементами тренинга «Формирование навыков уверенного поведения» (для обучающиеся подросткового возраста (11-16 лет)); Цель программы занятий с элементами тренинга: сформировать навыки уверенного поведения у учащихся подросткового возраста в различных ситуациях жизнедеятельности. Развивающий этап:Программа занятий с элементами тренинга по развитию навыков психологической защиты от стресса и дисстресса «Психологическое айкидо» (для обучающиеся подросткового возраста, учителей); Цель: обучение психологическим техникам и приемам, способствующим эффективной защите организма от стрессов, депрессии, «синдрома сгорания», агрессии, других внутренних напряжений, а также умению противостоять внешним раздражителям нервной системы. Развивающий этап:Программа по формированию адекватной самооценки и снижению уровня тревожности у подростков 13-15 лет. Цель: повышение у подростков уверенности в себе. Развивающий этап:Программа занятий с элементами тренинга по развитию дружеских отношений «Со мной можно дружить» (4 – 5 класс). Методика контактного взаимодействия Л.Б.Филонова, кандидата психологических наук Первый этап. Знакомство. Накопление согласий. Второй этап. Поиск общих и совпадающих интересов. Третий этап. Принятие качеств и принципов общения. Четвертый этап. Выяснение качеств, опасных для общения. Побуждение к изменениям. Пятый этап. Эффективное сотрудничество. Спасибо за внимание!