Конспект занятия по окружающему миру с элементами ФЭМП «Удивительное путешествие» в старшей группе



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 75»
городского округа Самара.
Конспект НОД
Занятие по ФЭМП
«Путешествие по сказке «Красная шапочка»»
в старшей группе с использованием технологии ТРИЗ
Автор-составитель: Подусова И.Н., воспитатель группы № 3
Самара, 2016
Путешествие по сказке «Красная шапочка»

Цель: Формировать умение понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 10 прямой и обратный.
2. Закрепить знание геометрических фигур, умение составлять изображение из данных фигур.
3. Упражнять в решении примеров на увеличение и уменьшение числа на 1, закрепить дни недели.
4. Развивать логическое мышление, память, внимание.
Развивающие: развивать внимание, мышление, память и речь.
Воспитательные: воспитывать навыки сотрудничества.
Материал: костюм красной шапочки, костюм волка, костюм бабушки, косынка, фартук, платок, корзина с 10 конфетами, плоскостные конфеты разных цветов, геометрические фигуры(овал, квадрат, круг, прямоугольник), угощение для ребят (по количеству детей), приглашение.
Методические указания к проведению:1.Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, Вы любите сказки?
Дети: Да.
Воспитатель: Мы сегодня с вами отправимся в сказку: «Красная Шапочка».
Кто это к нам стучится? Здравствуй Красная Шапочка. Очень рады тебя видеть.
Красная Шапочка: Здравствуйте дети. Я принесла всем Вам приглашение от моей бабушки.
Воспитатель: Сейчас мы его прочитаем:
«Дорогие дети и моя внучка Красная Шапочка, приглашаю Вас всех в гости на мой День рождения.»
2. Дидактическое упражнение
Воспитатель: Спасибо за приглашение, мы очень рады пойти с тобой к бабушке в гости. Вот у меня есть и подарок. Давайте подарим бабушке вот эту косынку и фартук. А ещё возьмем корзиночку с конфетами. Дети, а как узнать, сколько конфет лежит в корзинке?
Дети: Надо сосчитать.
Воспитатель: Давайте сосчитаем. Ребенок выходит выставлять конфеты на доску, считает. - Сколько всего конфет?
Дети: 10 конфет!
Воспитатель: Правильно, Какая по счету красная конфета?
Дети: Красная конфета по счету пятая.
Воспитатель: Какого цвета седьмая конфета?
Воспитатель: Какая по счету желтая конфета?
Дети: Желтая конфета по счету восьмая.
Игра (ТРИЗ) «Хорошо-плохо»
Воспитатель: Дети, а конфеты – это хорошо? Почему? Докажите.
Но ведь конфеты – это и плохо. Почему? Докажите.
Красная Шапочка: Молодцы ребята, вы много знаете. А вы знаете, что в сказках живут цифры? Отгадайте, в каких сказках живет число 3?
Дети: В сказке «Три медведя», «Три поросенка».
Красная Шапочка: Правильно. А в каких сказках живет цифра 7?
Дети: В сказке « Семеро козлят и волк», «Белоснежка и 7 гномов».
Красная Шапочка: Молодцы ребята, хорошо знаете сказки, путь у нас далекий, пора отправляться в гости к моей бабушке.
Игра (ТРИЗ) «Цепочка слов»
Воспитатель: Ребята, чтобы попасть в лес, надо вспомнить слова про лес и выложить из этих слов дорожку.
Дети называют слова о лесе и шагают после каждого слова.
Воспитатель: Вот и пришли мы с вами в лес, как прохладно и свежо в лесу. Какой свежий воздух. Посмотрите ребята, с какой стороны растут березы?
Дети: Слева.
А ёлочки?
Дети: Справа.
По дороге встречаем волка.
Воспитатель: Здравствуй волк. Ты кого здесь ждёшь?
Волк: Жду я красную шапочку.
А зачем она тебе?
Волк: Я сегодня утром встретил сороку, она везде летает, все знает, сорока-белобока принесла мне сообщение, у бабушки Красной Шапочки сегодня День рождения и хотел бы передать ей подарок, вот этот платочек. Но вот беда, был сильный дождь и смыл с бабушкиного платочка весь узор, как я теперь подарю его бабушке?
Воспитатель: Вижу, волк ты добрый, не грусти, дети быстро украсят платочек красивыми узорами. Говори детям, какие фигурки, в каком углу были.
Волк: - В левый верхний угол положите красный овал;
- В правый нижний угол положите зеленый квадрат;
- В правый верхний угол положите синий круг;
- В левый нижний угол положите желтый прямоугольник.

Воспитатель: Видишь, какой красивый получился платочек.
Физкультминутка.
Дети вместе с воспитателем выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит воспитатель:
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руками взмахнули,
Кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками, дети помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, мы тоже покажем
Крылышки сложим назад.
Вот и домик бабушки.
Ой, ребята, а дверь у бабушки не открывается. Она с секретом у неё. Откроется только тогда, если Вы выполните все её задания.
Задания:
- Посчитайте от 5 до 10, от 2 до 7, от 4 до 8, от 9 до 6 , от 7 до 3.
- Какое число следует за числом 6, 9, 3.
- Какое число предшествующее числу 2, 8, 4.
- Какое число больше 3 на 1, 6 на 1.
- Какое число меньше числа 10 на 1. 2 на 1.
- Назови все дни недели по порядку?
- Какое число находится между числами 4 и 6, 7 и 9.
- Назови соседей числа 3, числа 5, числа 7, числа 9.
Молодцы ребята, хорошо справились с заданием, вот дверь и сама открылась.
Детей встречает бабушка-игрушка (выглядывает из домика).
Бабушка: Здравствуй внученька, здравствуйте, ребятки давно жду, Вас.
Воспитатель: Дорогая бабушка, поздравляем тебя С Днем рождения! Желаем здоровья, счастья, прими от нас в подарок вот эту косыночку и фартук, а ещё платочек от волка.
Бабушка: Спасибо, я очень рада вашим подаркам. А косыночка моя отгадайте, на какую геометрическую фигуру похожа?
Дети: На треугольник.
Бабушка: А фартук?
Дети: На трапецию.
Бабушка: А платочек?
Дети: На квадрат.
Молодцы, ребята, угощу Вас всех печеньем, чаем сладким напою и на танец приглашу.
Дети танцуют танец «Утят».
Воспитатель: Спасибо за угощенье, нам пора возвращаться в детский сад.
Итог занятия:
-Вам понравилось путешествовать по сказке? ( Ответы детей).
- В какой сказке мы с вами побывали? ( Ответы детей).
- Что мы с вами делали в сказке? ( Ответы детей).
Игра (ТРИЗ) «Прием фантазирования»
А что бы мы с вами делали, если бы бабушки не было дома?
Дети фантазируют, предлагают варианты развития событий.
А в следующий раз мы с Вами отправимся в другое путешествие.