Разработка родительского собрания на тему Насилие в семье:формы, виды и последствия


Родительское собрание на тему:
“Насилие в семье: формы, виды, последствия”.
Цель: актуализация проблемы необходимости профилактики насилия, как условие реализации важнейшей базовой потребности личности в безопасности.
Задачи:
1. Познакомить родителей с различными видами насилия в семье.
2.Формировать у родителей адекватность понимания проблемы существования насилия
Раздаточный материал:
Памятка родителям
Текст песни
Ход собрания
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому
Родители пример ему!
Себастиан БрантУчитель: Жестокое обращение с детьми, их эксплуатация известны с давних пор. Углубляясь в историю, мы находим огромное количество подобных примеров. Многие культуры использовали детоубийство как приемлемый метод планирования семьи и избавления от слабых, недоношенных или больных детей. Детей могли убивать также и в ритуальных целях; избивать, насиловать, издеваться словесно.
Статистика: По данным статистики, ежегодно в России около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для многих жертв это заканчивается смертью. Более 50 тысяч детей в течение года убегают из дома, спасаясь от семейного насилия, 7 тысяч становятся жертвами сексуальных преступлений.



Насилие - это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное.
Под домашним или семейным насилием понимают определенную систему поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим), имеющую целью сохранение власти, контроля и внушение страха. Насилие в семье - это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб. Существует еще другое определение: под семейным насилием понимают систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение, к сожалению в последнее время участились случаи суицида среди детей, как итог безвыходной ситуации в отношениях с родителями, в школе и социуме.
В отношении детей выделяют следующие виды насилия:
Виды насилия

1. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость, запущенность) - это отсутствие со стороны родителей элементарной о нем заботы, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию ребенка.

2. Психическое / эмоциональное /- это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим или подростками, моральные угрозы, оскорбления, шантаж и т.п.


3. Экономическое - это попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т.п.


4. Сексуальное - это посягательство какого-то члена семьи, а также подростков на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетним членам семьи. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Иногда сексуальное насилие рассматривают как разновидность физического насилия. Что такое инцест? Инцест - сексуальные отношения между кровными родственниками.

5. Физическое - это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей несовершеннолетних детей от заботы об уходе, здоровье, безопасности.
дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Иногда сексуальное насилие рассматривают как разновидность физического насилия. Что такое инцест? Инцест - сексуальные отношения между кровными родственниками.

Причины возникновения насилия в семье многочисленны. Среди них можно выделить две группы: одна причины, находящиеся в самой семье, во взаимоотношениях между ее членами; другая - вне семьи. Одна группа причин нередко порождает другую. Чаще всего насилие совершается в стрессовой ситуации. За последние годы наблюдается рост различных видов насилия и в благополучных семьях.
Среди учащихся было проведено анкетирование. Учащимся были предложены следующие вопросы и вот ответы, которые они дали (слайд с вопросами и % ответов)
Результаты:
Понимают ли тебя родители?
не понимает отец -16%
мать – 15%
оба – 5%
всегда унижают замечаниями – 4%
приказывают оба – 5%
За сделанный тобой поступок родители тебя?
наказывают – 42%
обещают наказать – 18%
беседуют – 51%
только ругают – 22%
ничего не делают – 6,3%
Как ты поступаешь в таких ситуациях?
просят прощения и признаются – 56%
не признаются – 9%
избегают родителей – 9%
оправдываются – 28%
Бывает ли такое, что родители просят у тебя прощения?
да – 70%
нет -51%
иногда – 18%
Бывает ли тебе стыдно за родителей?
да – 39%
нет – 51%
иногда - 8%
По результатам анкетирования можно сделать вывод, что есть дети, которые подвергаются насилию в семье. Такое насилие дает отрицательные результаты, дети становятся агрессивными, могут и наносят вред обществу и себе.
Просмотр фрагмента фильма: 1 фрагмент (От начала и до похорон мишки) фильма Р. Быкова «Я больше никогда не вернусь»
Вопрос:
1. Определите проблему в данной семье?
2.Как по -вашему закончится этот фильм? (Обсуждение)
Просмотр фрагмента фильма: 2 фрагмент (От похорон мишки и до конца) фильма Р. Быкова «Я больше никогда не вернусь»
Высказывания и мнение родителей.
Учитель: В нашем классе таких семей нет, и отношения в семьях так не выстраиваются. Но итоги анкетирования показывают, что проблемы в отношениях «родитель – ребенок» все – таки существуют. Порой то, что нам кажется незначительным, в душе ребенка оставляет неизгладимый след. К таким проблемам относятся: словесные оскорбления, запреты, шантаж, моральные угрозы и т.д.
Работа в группах.
Учитель: Для того, чтобы научиться правильно выходить из конфликтных ситуаций, я предлагаю вам разобрать и проанализировать следующие случаи:
СИТУАЦИЯ 1. (группа 1)
Подросток не убирает на место свои вещи, они валяются по всей квартире, что очень раздражает мать. Ее неоднократные беседы не дали результата. Однажды, когда сына не было дома, мама сделала уборку в квартире, а затем ушла в магазин. Когда она вернулась, увидела, что сын пришел домой и вновь разбросал свои вещи. Тогда мама….
Родители анализируют предложенную ситуацию и предлагают свои варианты решения проблемы. Идет обсуждение этих вариантов, в ходе обсуждения отвергаются неприемлемые варианты, обращается внимание родителей на наиболее оптимальные варианты решения проблемной ситуации. В конце педагог представляет родителям тот вариант развития ситуации, который был осуществлён на самом деле.
Реализованный вариант – ультиматум:
….сказала: «Если я еще раз увижу твои вещи разбросанными, я сложу их в ванну и залью водой».
СИТУАЦИЯ 2. (группа 2)
Ребенок постоянно лжет родителям о том, где был, с кем и т.д. Однажды ушел в школу, но на занятиях отсутствовал. Классный руководитель позвонил домой, чтобы узнать причину отсутствия. Так мама узнала, что сын ей солгал. Когда он вернулся домой (якобы с занятий) и положил сумку с учебниками, мама…
Родители предлагают свои варианты решения ситуации. Идет обсуждение, родители определяют возможный вариант развития событий, который приведет к разрешению конфликта. В конце педагог представляет родителям тот вариант развития ситуации, который был осуществлён на самом деле.
Реализованный вариант – анализ:
….не стала провоцировать сына на новую ложь, задавая вопросы, не стала ругаться. Она объяснила, что будет, если сын перестанет учиться, показала перспективу и предложила сделать выбор.
Общий вывод:
Уважаемые родители, сегодня мы затронули очень важную тему, которая касается всех нас, ведь в процессе общения мы часто конфликтуем друг с другом. Помните, что конфликты в нашей жизни неизбежны, но мы можем извлечь пользу даже из конфликтных ситуаций, умело решая их. Надеюсь, что наша совместная работа сегодня поможет вам в будущем лучше ладить со своими детьми, решать проблемные ситуации конструктивно и оперативно.
На слайдах:
Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца. (В. Сухомлинский)
Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастет человеком, более сознающим свое достоинство (Н. Чернышевский)
Дети – это социальное будущее, изготавливаемое из генетического прошлого (П. Мороз)
Детство- есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку (Н. Шелгунов)
Рекомендации для родителей
Памятка родителям "Как общаться с ребенком".
С целью воспитания у детей доброты во всех ее проявлениях - любви к людям, доброжелательности, сострадания, добросердечной услужливости рекомендуем:
1.      Общение родителей с детьми должно составлять не менее 3-4 часов в сутки, в том числе до одного часа - совместный общественно-полезный труд взрослых и детей; организация совместных игр и занятия спортом - не менее одного часа.
2.      Не кричите на детей, и вы убедитесь, что ребенок научился вас слышать.
3.      Не злоупотребляйте алкоголем, курением, не приносите домой чужое. Помните, что дети копируют вас, они - отражение вашей семьи.
4.      Прибегайте к эмоции страха только в крайнем случае, но доводите начатое дело до конца, помня, что воспитывают мелочи и секунды.
5.      Помните, что воспитание - это передача детям вашего жизненного опыта. Чем выше ваша чувственная сфера, тем больше вы можете сопереживать чужой беде и радости. Будьте милосердны.
6.      Если у вас возникли трудности в деле воспитания, обратитесь за помощью в школу.
Учитель:
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом
Чтобы не каяться потом!
Себастиан БрантПриглашаем учащихся, исполнение песни «Взрослые и дети» (вместе с родителями)
Непоседы-Неразлучные друзья
Слова М.ТаничаМузыка В.Шаинского1.Ехать замечательно на плечах на папиных,Доставать макушкою до сигнала "Стоп".Папы даже важные - все одноэтажные,А вот так, с добавкою, папа-небоскреб.Припев:Неразлучные друзья, неразлучные друзьяЕсть на белом свете.Неразлучные друзья, неразлучные друзья - Взрослые и дети!2.До чего же вкусная, булка калорийная,Постовой не сердится, транпорт - подождет:Переходит улицу мама двухсерийная,А вторую серию за руку ведет!3.Дети смогут по мюрю плавать капитанами,Докторскими каплями насморки лечить,Управлять послушными башенными кранами,Этому лишь только их надо научить!



Список источников
Брант С. О дурном родительском примере.
Детская энциклопедия, - 2009, № 11
Мудрость тысячелетий. Великие мысли и афоризмы великих людей
http://www.mus3.ru/get_audio/2770151/Neposedi-Nerazluchnie_druzya.mp3 HYPERLINK "http://www.mus3.ru/get_audio/2770151/Neposedi-Nerazluchnie_druzya.mp3" http://www. knowledge.allbest.ru