Методическая разработка родительского собрания Причины агрессивности. Как избежать вспышек агрессии у детей?

Ю.П. Бондаренко,
педагог-психолог
МБОУ Сургутского естественно-научного лицея, г. Сургут


Причины агрессивности.
Как избежать вспышек агрессии у детей?
(Методическая разработка родительского собрания для начальной школы)
Психолог: Добрый вечер уважаемые родители! Начать свое выступление хотелось бы со слов известного психолога.
«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется от собственной душевной боли». Эрих Фромм
Тема сегодняшнего родительского собрания серьезна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. И поэтому об этом стоит говорить. Давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь ее преодолеть.
Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.
Что такое агрессия? Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически и вербально (словесно).
Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д.
Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется иногда в семье и СМИ.
Основными факторами, определяющими формирование детской агрессивности, являются: семья, сверстники, средства массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий.
Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация:
Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и где она стала нормой его жизни.
Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей характерна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.
В воспитании можно выделить два важных фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.
Преодолению агрессивности ребенка помогает расположение, использующее в своем арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд.
Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью.
Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение словом, взглядом, жестом, действием. Вы спросите, а как же наказание? Невозможно только поощрять и хвалить. Наказание будет «правильным», если выполняются следующие условия:
оно следует немедленно за проступком;
объяснено ребенку;
оно суровое, но не жесткое;
оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества.
Ведущая роль в предупреждении агрессивности у детей принадлежит семье, родителям. Поэтому хотелось бы дать несколько рекомендаций:
1. Старайтесь избегать скандалов и ссор при ребенке, так это может сформировать у него модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающий социум.
2. Следите за тем, как ваш ребенок питается до школы и в школе. Большинство детей приходят в школу с пустым желудком, что также провоцирует агрессивное поведение.
3. Необходимо адекватно оценивать возможности своего ребенка и не ставить перед ним заведомо неосуществимых задач, невыполнение которых неизбежно приведет к стрессу или заниженной самооценке.
4. Не будьте равнодушными к проблемам ребенка, старайтесь посещать школу не только в то время, когда проводится родительское собрание, но и в течение четверти (особенно это касается родителей, дети которых учатся нестабильно, имеют проблемы с дисциплиной и успеваемостью).
5. Избегайте практики физического наказания. После подобной тактики воспитания конфликты между родителем и ребенком становятся традиционной формой общения, дети перестают доверять не только родителям, но и взрослым вообще, боятся рассказывать о своих проблемах и трудностях, лгут и выкручиваются, становятся замкнутыми, убегают из дома, ищут поддержки на стороне.
6. Для ребенка необходимо рациональное чередование сна и отдыха, учителям известен «синдром понедельника», когда вследствие нарушения режима дня в выходные дни дети приходят в школу не выспавшиеся и озлобленные.
7. Умеренная дозировка компьютерных игр и телевидения, совместное составление режима дня, могут помочь ребенку рационально распределять нагрузку и отдых.
Ограничьте общее количество времени, отведенного для просмотра телепередач, чтобы телевидение не играло доминирующей роли в формировании образа мира у вашего ребенка. Если нужно, составьте расписание, когда можно смотреть телевизор и играть на компьютере.
Внимательно следите за тем, что смотрит ваш ребенок. Переключите на другую программу или выключите телевизор, если считаете программу вредной и опасной для его психики.
И главное больше общайтесь со своими детьми, разговаривайте, отдыхайте вместе. Я желаю вам терпения и семейного благополучия, чтобы дети радовали вас как можно чаще. И в заключении хотелось бы вам раздать небольшие памятки (рекомендации) на тему «Как взаимодействовать с ребенком, проявляющим признаки агрессивности?»




Как взаимодействовать с ребенком,
проявляющим признаки агрессивности?
(памятка для родителей)

Для более конструктивного воздействия на агрессивные реакции детей разработаны специальные рекомендации:
1. Спокойное отношение в случае агрессии.
2. Акцентирование внимания на поступках (поведении, а не на личности).
3. Контроль над собственными негативными эмоциями. Необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Будьте спокойны.
4. Снижение напряжения ситуации. Основная задача взрослого, сталкивающегося с детской агрессией уменьшить напряжение ситуации.
5. Обсуждение проступка. Анализировать поведение в момент проявления агрессии, не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся.
6. Сохранение положительной репутации ребенка. Ребенку очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него публичное осуждение и негативная оценка.
7. Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка демонстрация моделей неагрессивного поведения.

При общении с агрессивными детьми:
- Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и устранив их, вы можете надеяться, что агрессивность ребенка будет снята;
- Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева, нелестных, злых высказываний о других, проявлений желания отомстить кому-нибудь за обиду;
- Не забывайте, что агрессивная реакция – естественная реакция человека.







Литература:

Аверин В.А. «Психология детей и подростков».
Бандура А., Уолтерс Р. «Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений»
Бреслав Р.М «Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения».
Григорьева Т.Г. «Основы конструктивного общения. Практикум».
Фурманов И.А. «Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция».

Заголовок 315