Родительское собрание «Трудный ребенок» (3 класс)


Родительское собрание по теме «Трудный ребенок»
(Проводится для родителей учащихся 3 класса)
Автор Парфенова С.В.
Цели:
- разобраться с причинами, которые стимулируют плохое поведение детей
- формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребенка
- учиться искать выход в трудных ситуациях общения с такими детьми
Подготовительная работа к собранию:
Тестирование учащихся (Приложение 1)
Анкетирование родителей (Приложение 2)
Подготовка тестов родителям на собрание (Приложение 3)
Подготовка рекомендаций родителям (Приложения 4, 5)
Ход собрания:
1. Вступительное слово учителя
Уважаемые мамы и папы, поводом для проведения нашего собрания послужили наблюдения за учащимися нашего класса на уроках, переменах, ваши просьбы. Проблема детской трудности помолодела, и говорить о ней приходиться уже в начальной школе, чтобы определить действительно ли он стал трудным, а может он просто говорит нам правду о нас, о наших взаимоотношениях.
По наблюдениям психологов трудный ребенок – это зачастую ребенок с высоким уровнем интеллекта и обостренным чувством справедливости. Если он выходит из повиновения, сладить с ним непросто.
Давайте составим портрет трудного ребенка. Из ваших анкет (Приложение 2) это – ребенок обделенный вниманием, общением, любовью со стороны родителей, ребенок, который не понимает, что можно делать, а чего нельзя.
2. Выступление психолога
Портрет трудного ребенка составлен. В современных условиях трудными детьми называют тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому часто к трудным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям. Трудные ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие дети чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников. Мальчики часто вспыльчивы, возбудимы. Они легко вступают в драки, могут стать мстительными, злопамятными, проявить жестокость. Девочки склонны к позерству. Не терпят равнодушия к себе, театральны. На самые мелкие обиды могут реагировать рыданиями, рвотой, онемением рук. Часто они жестоки и холодны в душе, их привязанности поверхностны. Давайте вместе подумаем над причинами появления трудных детей. Для того, чтобы было легче, приведу материалы тестирования ваших детей по данной проблеме (Приложение 1). Но перед этим давайте такой же тест проведем с вами
(Приложение 3).
Раздаются варианты ответа их ребенка.
3. Дискуссия
Обсуждение вопросов:
- Причины трудности ребенка – это результат семейной атмосферы, отношение педагога, дурная компания или что-то еще?
- Как себя вести с таким ребенком?
- Говорить ли с другими о своих проблемах?
Желающие из родителей делятся своими переживаниями, задают вопросы психологу.
Родители получают рекомендации в письменном виде от психолога
(Приложение 4)
Причины могут быть разные: психическое заболевание или пограничное состояние; неблагоприятный климат в семье; хроническая неуспеваемость. Чтобы это понять, необходимы беседы с учителем, психологом, посещение психоневролога.
Итог собрания
Родителям предлагается проанализировать свои подходы к воспитанию, посмотреть на себя, приступая к воспитанию собственного ребенка, прислушаться к устным и письменным советам психолога и других родителей.
Литература
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя.1-4 классы. - М.:ВАКО,2003
Дереклеева Н.И. Родительские собрания.1-4 классы. - М.:ВАКО,2005
Гиппенрейтер.Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.:АСТ: Астрель, 2012
Материалы школьной психологической службы.
Приложение 1
Тестирование учащихся
1.Если ты задержишься после школы, то:
А. Твоё объяснение опоздания выслушают
Б. На твоё опоздание не обратят внимание
В. Тебя отругают
2. Если ты получишь плохую оценку, то:
А. Ты сразу расскажешь об этом родителям
Б. Ты расскажешь об этом, но дождёшься удобной минуты
В. Ты вообще об этом не расскажешь
3.За плохую отметку тебя:
А. Отругают
Б. Посочувствуют
В. Накажут
4.Если тебя родители ругают, то ты будешь:
А. Молчать
Б. Доказывать свою правоту, даже, если не прав
В. Оправдываться
5.Если тебя накажут несправедливо, ты:
А. Согласишься с этим
Б. Промолчишь
В. Будешь доказывать свою правоту
6.Если тебя обидели, ты своих обидчиков:
А. Простишь, если они попросят прощения
Б. Молча “проглотишь обиду”
В. Накажешь своих обидчиков при удобном случае
7.Если у тебя на душе плохо, ты обратишься к:
А. Родителям
Б. Друзьям
В. Посторонним людям
8.Если в доме гости:
А. Ты вместе со всеми за столом
Б. Ты в своей комнате
В. Ты получаешь возможность уйти из дома
9.Если о тебе говорят плохо, то твои родители с этим:
А. Соглашаются
Б. Не обращают на это внимание
В. Не соглашаются
10.Ты себя лучше чувствуешь, когда ты:
А. Дома
Б. В школе
В. Среди друзей
Приложение 2
Анкета для родителей
1.Что вы понимаете под словами «трудный ребенок»?
2.Как вы думаете, почему ребенок становится трудным?
3.Если у вас в общении с ребенком появляются трудности, как вы их решаете?
4.Как вы считаете, для того, чтобы преодолеть трудности в общении с детьми, нужны решительные меры?
5.Какие меры воспитательного воздействия вы могли бы предложить родителям, у которых есть проблемы в воспитании ребенка?



Приложение 3
Тестирование родителей
1. Если ваш ребенок задержится после школы, то вы:
А. Выслушаете его объяснение
Б. Не обратите внимание на его опоздание
В. Отругаете его
2. Если ребенок получит плохую оценку, то он:
А. Сразу рассказывает вам об этом
Б. Рассказывает об этом, но ждет удобного момента
В. Вообще не рассказывает об этом
3.За плохую отметку вы:
А. Ругаете ребенка
Б. Сочувствуете ему
В. Наказываете его
4.Когда вы ругаете ребенка, он при этом:
А. Молчит
Б. Доказывает свою правоту, даже, если не прав
В. Оправдывается
5.Если ребенок наказан вами несправедливо, он:
А. Соглашается с этим
Б. Молчит
В. Доказывает свою правоту
6.Если вашего ребенка обидели, то он своих обидчиков:
А. Прощает, если они попросят прощения
Б. Молча “проглотит обиду”
В. Накажет своих обидчиков при удобном случае
7.Если у него на душе плохо, то он обращается к:
А. Родителям
Б. Друзьям
В. Посторонним людям
8.Если в доме гости:
А. Ребенок вместе со всеми за столом
Б. Ребенок в своей комнате
В. Ребенок получает возможность уйти из дома
9.Если о вашем ребенке говорят плохо, то вы с этим:
А. Соглашаетесь
Б. Не обращаете на это внимание
В. Не соглашаетесь
10.Ваш ребенок себя лучше чувствует, когда он:
А. Дома
Б. В школе
В. Среди друзей
Приложение 4
Причины детской неуправляемости
Причина первая – борьба за внимание родителей.
Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более – ребенку.
Причина вторая – борьба за самоутверждение.
Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждет доверия к себе. Он хочет решать сам, это заложено в его природе – нельзя прожить жизнь на опыте старших.
Причина третья – жажда мщения окружающему миру, взрослым.
Ребенок мстит за:
- неверие в его способности и возможности;
- сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами;
- за унижение друг друга в кругу семьи;
- за потерю одного из родителей в результате развода;
- за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребенок.
- за несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослыми обещания;
- за родительскую ложь и хамелеонство;
- за чрезмерное проявление взрослыми любви друг к другу.
Причина четвертая – неверие в свой успех.
Причинами неверия в собственный успех могут стать: низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребенком усилий, низкая самооценка, поощряемая педагогами и семьей, плохие взаимоотношения в классе со сверстниками, откровенная изоляция ребенка, отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения.
Приложение 5
Советы родителям
Попытайтесь разобраться в поведении ребенка, внимательно выслушайте, а потом начинайте действовать. Ваша первая реакция может быть неверной.
Не копите недовольства на ребенка. Вместо этого попытайтесь разобраться в тех чувствах, которые вызывают у вас сын или дочь.
Не устанавливайте слишком много запретов. Но те, которые существуют, нарушать нельзя. Ребенок должен знать, за что он наказан.
Если вы чувствуете, что не правы, признайтесь в этом. Не бойтесь потерять авторитет.
Чаще давайте понять ребенку, что вы считаетесь с его мнением, что его суждения тоже имеют авторитет.
В ребенка необходимо верить!
Физические наказания не приносят пользы, так как снимают у наказанного чувство вины и препятствуют ее осознанию.