Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка


Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
Выступление учителя русского языка и литературы Серковой В.В. на общешкольном родительском собрании.
Октябрь 2016 г.
Ваше собственное поведение – самаярешающая вещь. Не думайте, что
вы воспитываете ребенка только
тогда, когда с ним разговариваете,
или поучаете его, или приказываете
ему. Вы воспитываете даже тогда,
когда вас нет дома.
А. С. Макаренко
С самого рождения человек попадает в общество. На его развитие и воспитание влияет множество различных факторов, биологических и социальных, главным из которых является семья.
А. С. Макаренко считал, что духовный облик детей, формирование их характера определяются всем строем семейной жизни, который он называл «общим тоном семьи». По мнению Макаренко, «общий тон семьи» воздействует на ребенка независимо от субъективных желаний родителей, зачастую даже вопреки этим желаниям. Иногда родители стараются скрыть от детей свои несогласия, ссоры. Но ребенок очень чуток к изменению общего настроения в семье, к малейшему проявлению лжи и обмана.
Таким образом, существует закономерная связь между психологическим климатом или общим тоном семьи, и результатами воспитания детей: крепкая, дружная семья воспитывает прямые, цельные и искренние характеры. Важным условием успешного воспитания детей является авторитет родителей.
Под авторитетом родителей следует понимать влияние отца и матери на детей, основанное на уважении и любви к родителям, доверии к их жизненному опыту, их словам, делам и поступкам.
Если у отца или матери нет авторитета, то такой мощный воспитательный эффект, как любовь к детям, теряет силу. Непризнание влияния родителей выражается обычно в невыполнении ребёнком требований взрослых, в непослушании. Начинается открытая или скрытая борьба с ребёнком, в которой родители, как правило, сдают позиции. Такую ситуацию можно назвать «ребёнок сел на голову». Или складывается противоположный стиль воспитания, когда родители начинают применять физическую силу. Отрицательное воздействия такого приёма общеизвестна.
Анализируя опыт семейного воспитания, А. С. Макаренко пришел к выводу: далеко не все родители понимают значение своего авторитета в воспитании детей и далеко не всегда педагогически оправданными являются действия и поступки по установлению авторитета. В своих работах он рассматривает и критикует ложные основания авторитета. К сожалению, со многими из них можно встретиться и сегодня.
Авторитет подавления. Особенно часто прибегают к нему отцы. По каждому поводу такой отец раздражается, сердится, повышает голос, а нередко хватается и за ремень. При таком отцовском терроре положение матери в семье сводится к нулю, дети вырастают либо забитыми, безвольными, либо самодурами, мстящими за свое подавленное детство.
Авторитет чванства. Родители на каждом шагу кичатся своими заслугами, высокомерны в отношениях с другими людьми. Как правило, и дети начинают чваниться перед своими товарищами: «Вот я скажу своему папе, он тебе задаст!» или «А ты знаешь, кто мой папа?» и т. д. При таком лжеавторитете дети вырастают хвастливыми, не умеющими самокритично отнестись к своему поведению.
Авторитет педантизма. Родители держат детей в повиновении на приказах, распоряжениях. В семье не советуются с детьми, не считаются с их мнением. Дети из таких семей не умеют проявить самостоятельность, инициативу, постоянно ждут чьих бы то ни было распоряжений.
Авторитет резонерства, при котором родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. По каждому поводу родители начинают длинные и скучные речи, подчас одни и те же. Дети привыкают к ним, не реагируют на них, часто озлобляются и перестают слушать и уважать родителей.
Самым распространенным видом ложных авторитетов Макаренко считал ложный авторитет любви. Родители в таких семьях захваливают ребенка, демонстрируют ему свои чувства, оберегают от любых трудностей. Обстановка изнеженности, захваливания, слепой любви, преклонения, угождения наряду с постоянной тревогой за жизнь и здоровье сына или дочери создает в семье эгоиста, который, подрастая, ни с кем не считается, у которого формируется иждивенческая позиция.
Разновидность этого вида авторитета – ложный авторитет доброты. В семьях этого типа родители все разрешают ребенку. Он живет в атмосфере всепрощенчества, исполнения любой его прихоти, каприза. Дети командуют родителями, капризничают, упрямятся, требуют недозволенного. В результате семья вырастит баловня, предъявляющего непомерные претензии и требования, мало дающего обществу и семье, не признающего запретов.
Другой разновидностью ложного авторитета является тип семейного воспитания, названный А. С. Макаренко ложным авторитетом подкупа. Послушание детей и хорошее отношение к себе родители, сами того не замечая, «покупают» у ребенка с помощью подарков, бесконечных обещаний. «Будешь хорошо себя вести, тогда куплю...», – часто слышат воспитатели разговоры матери с ребенком. В такой семье растет ребенок, который никогда не станет делать что-то невыгодное для себя. Он из всего постарается извлечь пользу.
В чём же должен состоять
настоящий родительский авторитет в семье?
Требовательное отношение к себе – основа авторитета родителей. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребёнка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел: у взрослых нет расхождения между словом и делом. Обращаясь к родителям, Макаренко писал: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете даже тогда, когда вас нет дома».
Основанием авторитета является жизнь и работа родителей, их общественные дела, поведение, отношение к окружающим. Дело отца или матери должно выступать перед ребёнком как серьёзное, заслуживающее уважение дело.
И родительское дело надо выполнять как можно лучше. Необходимо знать, чем живёт, интересуется, что любит, чего не любит, чего хочет, а чего не хочет ваш ребёнок. Родители должны знать, с кем он дружит, во что играет, что читает, как воспринимает прочитанное. Как относится к школе, к учителям, как ведёт себя в классе, какие у него затруднения. Это нужно знать всегда, с самых малых лет. И не узнавать о разных неприятностях и конфликтах, а предугадывать и предупреждать их. Причём с самого начала дело надо поставить так, чтобы детям самим хотелось вам рассказать о своих делах, чтобы они были заинтересованы в вашем знании. А авторитет знания ведёт к авторитету помощи. Часто эта помощь может быть оказана в прямом совете, иногда в шутке, иногда в распоряжении или даже в приказе. Если вы знаете жизнь вашего ребёнка, вы сами увидите, как поступить лучшим образом.
Важно создавать эмоционально положительную атмосферу в семье, соблюдать педагогический такт в отношениях друг с другом, с детьми. Такт родителей тесно связан с тактом детей – с ответным чувством меры в поведении, основанном на чутком и внимательном отношении к людям. Вначале он проявляется как подражание старшим, позже становится привычкой вести себя тактично.
Благоприятная атмосфера семейных отношений создается тогда, когда родители с уважением относятся к проблемам своих детей и их друзьям.
Необходимо по возможности чаще проводить интересный семейный досуг, где ребенку с неожиданной стороны раскрываются взрослые члены семьи: отец и мать предстают веселыми, остроумными, интересными людьми.
Духовное общение с детьми – одно из условий поддержания авторитета родителей. При этом важно содержательное общение родителей с ребенком: чтение книг, разнообразные совместные занятия, игры, приобщение ребёнка к полезным увлечениям отца или матери (занятиям спортом, рукоделием, художественной самодеятельностью, коллекционированием и др.). Ребёнок в таких условиях предрасположен к воспитательному воздействию взрослых. Он чувствует себя равноправным членом семейного коллектива, где его не только понимают, но и делят с ним радости и заботы.
Важно проявлять терпение и такт, отвечая на детские вопросы.
Доверительные отношения между взрослыми и детьми устанавливаются и в тех случаях, когда родители умеют признаться в своих ошибках.
С обещаниями родители должны быть особенно осторожными. Невыполнение обещанного необходимо тщательно обосновать. Не следует допускать обещаний, которые невозможно выполнить.
Детям нельзя говорить неправду. Фальшь в словах отца или матери ребенок тонко чувствует.
Дорогие родители, предлагаю прислушаться к моим советам.
Уважайте мнение каждого участника воспитательного процесса. Не пренебрегайте опытом других людей, особенно бабушек и дедушек.
Прислушивайтесь к мнению учителей. Не отвергайте их рекомендации.
Храните огонь родного очага и не забывайте главного: дом не может считаться жилищем человека, пока в нём нет пищи и огня
не только для тела, но и для души.
Постарайтесь оградить ребёнка от «взрослых разговоров»,
особенно «на эмоциях», касающихся критики родственников, преподавателей и взрослых вообще.
И ежедневно, всей семьёй на завтрак, пользуемся рецептом хорошего дня. Берём день и хорошо очищаем его от зависти, ненависти, огорчений, жадности, упрямства, эгоизма, равнодушия. Добавляем три полные (с верхом) ложки оптимизма, большую горсть веры, ложечку терпения, несколько зёрен терпимости, и, наконец, щепотку вежливости и порядочности по отношению ко всем! Особенно к несущим добро людям. Всю получившуюся смесь заливаем сверху ЛЮБОВЬЮ! Теперь, когда блюдо готово, украшаем его лепестками цветов доброты и внимания. Подавать ежедневно с гарниром из тёплых слов и сердечных улыбок, согревающих сердце и душу.
Отец и мать в глазах ребёнка должны иметь авторитет. Часто приходится слышать вопрос: что делать с ребёнком, если он не слушается? Вот это самое «не слушается» и есть признак того, что родители в его глазах не имеют авторитета. Те родители, у которых дети «не слушаются», склонны думать, что авторитет даётся от природы, что это – особый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя, остаётся только позавидовать тому, у кого этот талант есть. Эти родители ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное дело.