Родительское собрание на тему: Стили семейного воспитания


Стили семейного воспитанияПедагог- психолог: Якунина Ирина Викторовна Семейное воспитание - целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определённых качеств и умений.Процесс социального научения происходит как при непосредственном взаимодействии ребёнка с родителями, так и на основе наблюдений за особенностями взаимодействия других членов семьи между собой. Факторы воздействия в семье на ребёнка:Социальное положение;Род занятий;Материальный уровень;Уровень образования;Ценностные ориентации членов семьи. Типы деформации семьи (по А.А.Реан)Структурная Психологическая Стили семейного воспитания:АВТОРИТАРНЫЙ – все решения принимают родители, считающие, что ребёнок во всём должен подчиняться их воле, авторитету.Результат: формирование механизма внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием. Девиз воспитания: «ДЕЛАЙ, КАК СКАЗАНО»Стиль воспитательных отношений :АВТОРИТАРНЫЙРоль ребенка в семье: ужасный ребенок, мучитель, козел отпущения, Золушка, паинька.Ограничение свободы выбора, самостоятельности.Тревога, одиночество, комплексы неполноценности, вины за что-то.Лживость, подобострастие, угодничество, забитость.Мстительность, агрессивность, обида, озлобленность.Игнорирование нужд, желаний, Потребностей.Особенности воспитания:Высокие требования, много обязанностей, отсутствие поддержки.Формирующиеся черты характера:Деспотизм, тирания,эмоциональное Отвержение.Жесткая система запретов, санкций, наказаний.
Стили семейного воспитания:ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ (АВТОРИТЕТНЫЙ) – родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.Результат: формирование правильного ответственного социального поведения. Девиз воспитания: «ВМЕСТЕ»Стиль воспитательных отношений : ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙРоль ребенка в семье: равноправный член коллективаУчет возрастныхособенностей,потребностей, нужд. Доброжелательность открытость, инициативность.Заботливость, ответственность, самостоятельность.Уверенность, трудолюбие.Равноправие.Особенности воспитания:Учёт интересов и желаний.Формирующиеся черты характера:Поддержка, помощь.Взаимная заботаи ответственность.
Стили семейного воспитания:ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ (ГИПООПЕКА) – ребёнок практически не знает запретов и ограничений со стороны взрослых или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.Результат: вовлечение ребёнка в асоциальные группы, т.к. не сформированы механизмы самостоятельного ответственного поведения в обществе. Девиз воспитания: «ЖИВИ, КАК ХОЧЕШЬ»Стиль воспитательных отношений : ГИПООПЕКА Роль ребенка в семье: козел отпущения, путающийся под ногами, беспризорник. Отсутствие заботы о здоровье,нуждах, внешнем облике.Воровство, праздность,бродяжничество, поиск удовольствий.Грубость, гневность, агрессивность, мстительность. Отсутствие стыда, чувства вины, эгоизм, лживость.Игнорирование потребностей, желаний, интересов, нужд.Особенности воспитания:Эмоциональное равнодушие, холодность, отвержение.Формирующиеся черты характера: Упрёки во всех своих бедах.Вседозволенность;илижесткие требования.
Стили семейного воспитания:ОПЕКАЮЩИЙ (ГИПЕРОПЕКА) – стремление постоянно быть около ребёнка, решать за него все возникающие проблемы.Результат: чрезмерное преувеличение собственной значимости ребёнка, запаздывание социальной зрелости. Девиз воспитания: «ВМЕСТО» Стиль воспитательных отношений : ГИПЕРОПЕКА Роль ребенка в семье: кумир, сокровище, маменькин сынок, болезненныйОсвобождение от трудностейи неприятных обязанностейИждивенчество,нетребовательны к себе. Капризность, нерешительность, Безынициативность.Эгоцентризм, агрессивность, жесткость.Не регламентируется поведение.Особенности воспитания:Преувеличение талантов и способностейФормирующиеся черты характера:Удовлетворение прихотейПокровительство
Стили семейного воспитания:ХАОТИЧЕСКИЙ – непоследовательное руководство, отсутствие единого подхода к воспитаниюРезультат: не формируется самоконтроль и чувство ответственности, отмечается незрелость суждений, заниженная самооценка. Классификация неправильно сложившихся стилей воспитания в семьях УвещевательныйЖёстко-авторитарный Отстранённо-равнодушный Непоследовательный Воспитание по типу «кумир семьи» Педантично-подозрительный Позиция круговой обороны Попуститительско-снисходительныйДемонстративный стиль









Родители проявляют по отношениюк своим детям полную беспомощность. Родители не принимают волевых решений и наказаний.УвещевательныйДети в таких семьях «садятся на голову» родителям Родители предпочитают уговаривать, объяснять. Женщина поглощена воспитанием младшего ребёнка, совершенно забыв о старших. Женщина, расставшись с мужем перестаёт любить «его ребёнка» .Отстранённо – равнодушныйРебёнок испытывает дефицит любви и внимания. Женщина занята поиском нового спутника. То наказание, слёзы, ругань, то умиление и всепрощение. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми. НепоследовательныйРебёнок становиться либо неуправляемым, либо, используя разногласия родителей, умело манипулирует ими. У родителей, не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики . Низкая педагогическая культура родителей,неразвитость родительских чувств, их сосредоточенность на собственных проблемах. Считают, что «все дети такие», либо рассуждают так: «Мы сами такими же были».Попуститительско – снисходительныйУ ребёнка склонность к непослушанию, на людях ведёт себя неадекватно, нетребователен к себе. Родители не придают значение проступкам детей . Родители считают, что существует лишь один эффективный приём воспитания – физическая расправа. Родители, чаще отец, избивают ребёнка .Жёстко-авторитарныйДети растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых и беззащитных. Характерен для родителей, злоупотребляющих физическими наказаниями. Выбирают друзей, контролируют свободное время ребёнка, круг его общения и интересов. Родители пытаются полностью изолировать ребёнка от сверстников Педантично-подозрительныйДети растут нерешительными, озлобленными, безынициативными, неуверенными, Формируются невротические расстройства у подростков. Родители не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю . В слух заявляют, что сын растёт «бандитом»,и пр. Рассказывают о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности. Демонстративный стиль Приводит к утрате у ребёнка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своё поведение. Родители, чаще всего мать, не стесняясь, всем жалуются на своего ребёнка Кто указывает на неправильное поведение их детей становятся их врагами.Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем. Позиция круговой обороныДети в таких семьях лживы и жестоки, т.к. постоянно уверенны в родительской защите. Родители строят свои отношения с окружающими по принципу «наш ребёнок всегда прав». Все сделаю для ребёнка, посвящу ему себяВсе его просьбы и прихоти выполняются Воспитание по типу «кумир семьи»Ребёнок растёт эгоистом и от его эгоизма страдают сами родители. Ребенок—центр моих интересов Общение с ребенком{8A107856-5554-42FB-B03E-39F5DBC370BA}ТИПИЧНАЯ ФРАЗАКАК НЕОБХОДИМО ГОВОРИТЬ«Ты должен учиться!»«Я уверен(-а), что ты можешь хорошо учиться»«Ты должен думать о будущем!»«Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?»«Ты должен уважать старших!»«Ты знаешь: уважение к старшим – это элемент общей культуры человека»«Ты должен слушаться учителей и родителей!»«Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушаться»«Ты лжец!», «Ты опять врёшь!»«Мне жаль, что я опять выслушиваю неправду».«Мне не нравится, когда меня обманывают. Постарайся больше так не делать» Главные принципы родительского воспитанияПринятие ребенка: - любят несмотря ни на что2 Значимость ребенка: - признание в семье Признание ребенка: - уверенность в ребенке, достоинствоРодительская любовь: - ласка, объятия, тактильный контактПринцип доступности: - найти время на общение в любую минутуОтветственность и самодисциплина: - быть ответственным Авторитет родителей: - желание подростка говорить правду родителям







Семья – это главный фактор развития ребенка как личности. Успех воспитания в семье может быть обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка Спасибо за внимание!