Разработка урока по модульной технологии «Внешняя политика России в 60-70 гг. XIX в. Русско-турецкая война 1877-1878 гг..»

Модуль по теме «Внешняя политика России в 60-70 гг. XIX в.
Русско-турецкая война 1877-1878 гг..»
Комплексная дидактическая цель: Овладение содержанием модуля должно обеспечить усвоение учащимися:

· знаний о месте и роли России в системе международных отношений после поражения в Крымской войне;

· закономерности и особенности развития России в этот период, альтернативы внешнеполитического развития;

· территориальный рост, судьбы народов;

· участие России в войне с Турцией, итоги войны;

· развить умение: анализировать текст учебника, навыки исследовательской работы с документами, умение обобщать изученный материал, сравнивать, делать выводы. Формировать хронологические и картографические умения, навыки индивидуальной и коллективной работы;

· формировать чувство гордости и уважения к заслугам и достижениям русского народа, чувства сопричастности к драматическим страницам истории России.

УЭ1 – Интегрирующая цель
УЭ2 – Входной контроль
УЭ3 – Основные направления и главные задачи внешней политики России в 60-70 гг. XIX в.
УЭ4 – Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и ее последствия.
УЭ5 – Завершающий контроль, домашнее задание
УЭ6 – Рефлексия
Оборудование урока: карта «Россия после реформы», презентация «Русско-турецкая война»



Номер уч. эле-мента (УЭ)
Учебный материал с указанием задания
Руководство по усвоению учебного материала

УЭ1
Интегрирующая цель: Анализ места и роли России в системе международных отношений после поражения в Крымской войне
Мотивационная беседа.
Назовите события XIX в., которые запомнились вам больше всего и почему?
- Тема урока и план записаны на доске, перепиши их в тетрадь.
Тема: Внешняя политика России в 60-70 гг. XIX в. Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.
План:
1. Международное положение России после Крымской войны.
2. Основные направления и главные задачи внешней по-литики России в 60-70 гг. XIX в.
а) Дальний Восток во внешней политике России;
б) отношения России и США
в) Присоединение Средней Азии.
3. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и ее последствия.
- Внимательно прочитай цель урока.

УЭ2
Входной контроль
Входной контроль
Цель: привлекая известные факты, докажите, что «восточный вопрос» не потерял своей остроты для России и во многом определил ее активную позицию в международном вопросе
3. Фронтальный опрос
Ответьте на вопросы:
1. Назовите периодизацию последней русско-турецкой войны?
2. Где был подписан мир? Каковы условия мирного дого-вора?
3. Как поражение в Крымской войне отразилось на меж-дународном престиже России?
4. Назовите причины поражения в Крымской войне.
- Выполни тестовое задание и оцени свою работу по пя-тибалльной школе:
«5» - работа выполнена без ошибок;
«4» - допустил 1-2 ошибки;
«3» - допустил до 50% ошибок;
«2» - допустил более 50% ошибок.
1. Что побудило царское правительство провести в 1861 г. крестьянскую реформу?
а) поражение в Крымской войне;
б) требования дворянства освободить крестьян;
в) борьба разночинной интеллигенции за освобождение крестьян.
2. Что получили крестьяне в 1861 г.?
а) свободу от царских повинностей;
б) личную свободу;
в) право выхода из общины;
г) все вышеперечисленное.
3. Когда царь подписал Манифест об освобождении крестьян?
а) 22 апреля 1861 г.;
б) 19 февраля 1861 г.;
в) 1 июня 1861 г.
4. Что такое отрезки?
а) земли, которой наделялись крестьяне по реформе 1861 г.;
б) земля, которую отрезали у помещиков в пользу крестьян;
в) часть крестьянского надела, оказавшаяся «лишней» по сравнению с установленной в 1861 г. нормой.
5. Военная реформа 1874 г.:
а) вводила всеобщую воинскую повинность;
б) сохраняла 25-летний срок службы;
в) объявляла рекрутские наборы.
6. Чье участие в суде было обязательным по судебной реформе 1864 г.?
а) представителя местной администрации;
б) следователя;
в) присяжного поверенного

УЭ3
Основные направления и главные задачи внешней политики России в 60-70 гг. XIX в.
Основные направления и главные задачи внешней политики России в 60-70 гг. XIX века:
а) Дальний Восток во внешней политике России;
б) отношения Росси и США
в) Присоединение Средней Азии.
Цель: узнать, какие изменения произошли во внешней политике России, какова была ее направленность?
а) как была разграничена территория между Россией и Китаем?
б) как складывались российско-американские отношения, когда и на каких условиях была продана Аляска?
в) охарактеризовать внешнюю политику России в Средней Азии
Вопросы и задания к документу.
1. Проанализируйте каждую статью Айгунского договора в отдельности. В тексте договора положения, относящиеся к России подчеркните одним цветом, другим цветом - относящиеся к Китаю, третьим цветом - относящиеся к обеим странам одновременно.
2. Есть ли в тексте договора положения, связанные с интересами третьих стран? С чем связано их наличие или отсутствие в данном документе?
3. Какая перспектива развития российско-китайских отношений заложена в Айгунском договоре? Выберите подходящий ответ и аргументируйте его:
а) договор направлен на конфронтацию сопредельных государств, т.к. ущемляет интересы одного из них;
б) договор направлен на упрочение добрососедских отношений между Россией и Китаем;
в) договор носит временный характер и откладывает окончательное решение «Амурского вопроса» до «лучших времен».
Каковы были причины войн в Средней Азии?
Приведите доводы «за» и «против» присоединения Средней Азии к России.
- Запиши в тетради цели и направления внешней полити-ки
Самостоятельная работа, взаимопроверка
Запишите в тетрадях:
1871 г – отмена нейтрализации Черного моря.
1873 г. - «Союз трех императоров»?
Нерчинский договор 1689 г.
1 августа 1850 г. Г.И. Невельской поднял русский флаг в устье Амура
1858 гг. – Айгунский договор с Китаем.
- Внимательно прочитай статьи договора и выполни задание
Айгунский договор (1858 г.)
«Левый берег реки Амура, начиная от реки Аргуни до морского устья р. Амура, да будет владением Российского государства, а правый берег, считая вниз по течению
до р. Уссури,- владением Дайцынского государства. От реки Уссури далее до моря находящиеся места и земли, впредь до определения по сим, местам границы между двумя государствами, как ныне, да будут в общем владе-нии Дайцынского и Российского государств».
2. «По рекам Амур, Сунгари и Уссури могут плавать только суда Дайцынского и Российского государств; всех же прочих иностранных государств судам по сим рекам плавать не должно».
3. «Для взаимной дружбы подданных двух государств дозволяется взаимная торговля проживающим по рекам Уссури, Амуру и Сунгари подданным обоих государств; а начальствующие должны взаимно покровительствовать на обоих берегах торгующим людям двух государств».
4. «Китайским подданным, находящимся на левом берегу, переселиться на правый в течение трех лет».
- Выслушай рассказ учителя, и запишите даты:
1860 г. – Пекинский договор.
1875 г. - Петербургский договор с Японией.
30 марта 1867 г. - подписан договор о продаже Аляски за 7 млн.200 тыс. долларов.
Работа с документом (Приложение 2)
1. Прочитайте вопрос о присоединении Средней Азии стр.220-222. или стр.239-240.
2. Запишите даты в тетрадь и ответьте на вопросы.
1868 г. - присоединение Кокандского ханства;
1873 г. - присоединение Хивинского ханства.
- Внимательно выслушайте рассказ учителя
Запишите даты:
1875 г. – восстание в Боснии и Герцеговине.
1876 г. – в Болгарии
12 апреля 1877 г. - подписан манифест о начале войны с Турцией.

УЭ4
Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и ее последствия.
Вступление России в войну
Цель: узнать о ходе военных действий? определить характер войны со стороны России.
В ходе просмотра презентации сделай краткую запись.

УЭ5
Завершающий контроль, домашнее задание

Выполни итоговый тест смотри приложении №1

УЭ6
Рефлексия
Завершающий контроль
Цель: проверить, была ли достигнута поставленная в начале работы задача.
Оцените свою работу
Достигнута ли цель урока?
В какой степени?
Оцени свою работу по пяти-балльной системе
Проставь баллы за каждый учебный элемент
УЭ 1
тест
УЭ 2
УЭ 2
УЭ3
и т.д.
Ито-говый
тест
Цели
на-прав-ления
«5» - работа выполнена без ошибок;
«4» - допустил 1-2 ошибки;
«3» - допустил до 50% ошибок;
«2» - допустил более 50% ошибок.






Приложения к модулю по теме “Внешняя политика России в 60-70 гг. XIX в. Русско-турецкая война 1877-1878 гг..» 10-й класс
Приложение №1
Итоговый тест: «Внешняя политика России в 60-70 гг. XIX в.
1. Какие государства объединились в «Союз трех императоров»:
а) Франция, Россия, Турция;
б) Австро-Венгрия, Германия, Россия;
в) Франция, Австро-Венгрия, Россия?
2. Какую цель преследовала Россия, вступая в «Союз трех императоров»: а) завоевание Средней Азии;
б) урегулирование ситуации на Балканах;
в) недопущение создания Австро-Германского союза, направленного против России?
3. Когда были заключены Айгунский и Пекинский договоры России с Китаем:
а) в 1858 и 1860 гг.;
б) в 1861 и 1863 гг.;
в) в 1870 и 1872 гг.?
4. В связи, с чем возник вопрос о необходимости присоединения Средней Азии к России:
а) в связи с необходимостью укрепления границ России;
б) с целью вывести народы Средней Азии на более высокий культурный уровень;
в) в связи с прекращением поставок хлопка из США?
5. Кому принадлежала вся полнота военной и гражданской власти в среднеазиатских владениях России:
а) местной знати;
б) генерал-губернатору;
в) представителям земств?
6. Во главе внешнеполитического ведомства России с 1856 г. стоял:
а) М.Д. Скобелев.
б) Сазонов.
в) А. Горчаков.
г) Д. Извольский.
7. Российская дипломатия добилась отмены запрета держать флот на Черном море в ... году:
а) 1871.г.;
б) 1874 г.;
в) 1870г.;
г) 1856г.
8. Аляска была продана при:
а) Екатерине П.;
б) Александре I.;
в) Николай I;
г) Александре II.
9. Кто осуществлял фактическое командование русскими войсками в Закавказье?
а) М.Т. Лорис-Меликов;
б) И.В. Гурко;
в) М.Д. Скобелев;
г) Н.Г. Столетов.
10. Какие территории оккупировала Австро-Венгрия после Берлинского конгресса:
а) Боснию и Герцеговину;
б) Болгарию;
в) Сербию;
г) Черногорию

Приложение №2
Продажа Аляски
В XIX в. Российской империи в Северной Америке принадлежала Аляска. Однако кроме нее владения России простирались на юге до залива Сан-Франциско. Сейчас на этой территории находятся американские штаты Вашингтон, Айдахо, Орегон и северная часть Калифорнии, а также провинция Британская Колумбия (это помимо самого штага Аляска). Общая площадь этих земель составляет 3,2 млн. кв. км. (больше всей Западной Европы), и живет на них в данный момент более 11 млн. человек.
Аляска (1519 млн. кв. км. (это три Франции) - богатый край. Сегодня здесь добываются: золото (Клондайк), платина, ртуть, каменный уголь, вольфрам и молибден. И, конечно, идет разработка нефтяных месторождений (20% всей добычи США). Кроме того, у берегов Аляски ловят рыбу (каждый день улов рыбы по своей стоимости превосходит сумму, за которую была продана вся Аляска) и крабов, причем по добыче крабов и лососевых Аляска занимает первое место в Америке. Помимо этого, Аляска является крупнейшим поставщиком древесины среди всех штатов США. И все это, не считая оленеводства и добычи пушного зверя. Более южные территории, ранее принадлежавшие России, также богаты различными полезными ископаемыми.
Общая численность российскою населения Русской Америки в 1860 г. составляла 595 человек. Контролировать всю территорию переселенцы не могли. Покоренные алеуты сотрудничали с русскими поселенцами, перенимая их образ жизни. Племена же индейцев покорены не были. Английские и американские торговцы снабжали индейцев оружием и подстрекали к мятежным действиям. Прибрежные воды Аляски кишели китобойными судами разных стран, и с ними переселенцы тоже не могли справиться.
Освоением этой территории занималась Русско-Американская компания, которая пыталась получать прибыль, добывая угль, экспортируя лед в Сан-Франциско, занимаясь китобойным промыслом, однако все эти авантюры были неприбыльны. РАК не приносила существенной выгоды акционерам и существовала, только благодаря значительной финансовой поддержке правительства. К 1866 г. Российско-Американская компания задолжала министерству финансов 725 тыс. руб.
США энергично, по заявлению великого князя Константина Николаевича, главы морского штаба России, «округляли» свою территорию. Наполеону, когда он увяз в европейских военных делах, предложили продать Луизиану. Великий полководец сразу понял смысл предложения: не продашь - возьмут даром. И согласился, получив за это 15 млн. долларов, таким же образом Мексика была вынуждена уступить сильному и настойчивому покупателю Калифорнию. Купля состоялась после того, как у Мексики силой был отнят Техас. Великий князь хорошо понимал, что дальнейшее «округление» неизбежно коснется русской колонии, и настаивал: надо продать, иначе отнимут. Хотя видимой угрозы Аляске не было, но потенциальная оставалась. Кроме того, Крымская война привела к оскудению казны и в то же время показала незащищенность территорий в Тихом океане. Продажа Аляски смогла бы пополнить казну и избавила бы от неприбыльной колонии. Вырученные деньги можно было направить на освоение богатых районов Восточной Сибири от реки Амур и до Камчатки.
Во время Крымской войны США сохранили благожелательный нейтралитет по отношению к России. В 1861 г., когда в США началась война Севера против конфедератов Юга, Англия заняла позицию поддержки южан, рассчитывая на то, что при их победе США как единое государство перестанет существовать и расколется по крайней мере на две постоянно враждующие между собой части. В этой обстановке правящие круги России стали склоняться к необходимости выразить поддержку США, поскольку Россия стремилась в этот период выйти любым путем из той внешнеполитической изоляции на международной арене, в которую ее буквально «загнал» Парижский мир 1856 г. в результате проигранной Крымской войны. Царское правительство демонстративно присоединилось к декларации, осуждаю-щей торговлю негритянскими невольниками. Однако опасение того, что Англия и Франция могут предпринять военные санкции против России, удерживало царскую дипломатию от более решительных шагов в сторону Северных штатов.
Договор об уступке Россией своих североамериканских колоний Соеди-ненным Штатам за 7 млн. 200 тыс. долларов золотом был составлен в Вашингтоне 18 марта 1867 г. Подпись и печать Александра II па договоре появилась только 3 мая. Американский сенат одобрил покупку, приняв это решение голосованием 37 «-за» к 2 «против». Когда в конце марта - начале апреля 1867 с. стало известно о заключении договора о покупке США Аляски, первоначальная реакция американской и русской общественности характеризовалась изучением и даже недоверием. На позицию общественности повлияли полная неожиданность заключения договора, широкое недовольство в США внутренней политикой президента 3. Джонсона и отсутствие достоверной информации о далекой Аляске. Поэтому неудивительно, что в ряде газет США публикации первых сообщений о покупке Русской Америки были насмешливы и даже носили характер язвительных замечаний. Журналисты соревновались в остроумии; «Глупость Сьюарда», «Зоопарк полярных медведей), «Моржероссия», «Сьюардовский сундук со льдом». 8 октября в российской газете министерства иностранных дел «Северная почта» был опубликован «Высочайше ратифицированный договор об уступке российских североамериканских колоний». Формальная передача Аляски Соединенным Штатам состоялась 11 ноября 1867 г. в Ситке.
1. Выделить причины продажи Аляски.
2. Факты.
3. Следствие.
Использование презентации вызывает живой интерес у учащихся. Кроме того, самостоятельная работа дает больший результат. Ученик отрабатывает материал, как бы пропуская его через себя. Это приводит к более устойчивому запоминанию. Ученик сам выбирает и контролирует свои знания, а учитель помогает овладеть умениями и навыками. Ученик свободен, его интересы не ущемляются, результаты работы базируются основаны в первую очередь на основе его самооценки. Следовательно, модульная технология - личностно - ориентированная технология, где в центре образовательной системы стоит личность ребенка, она же и является основной целью образовательной системы.
При составлении плана модульного урока придерживаюсь следующих правил:
1. Формулирую тему урока.
2. Определяю цели урока и конечный результат.
3. Разбиваю учебный материал на отдельные логически завершенные учебные элементы (УЭ) и определяю цели каждого из них.
4. Подбираю необходимый фактический материал (желательно иметь различные источники).
5. Определяю способы учебной деятельности учащихся.
6. Отбираю формы и методы преподавания и контроля.
7. Составляю модуль данного урока, или технологическую карту урока, делаю распечатку по количеству учащихся.
В результате работы по освоению элементов модульной технологии в применении к истории удалось добиться следующих результатов:
1. Возрос познавательный интерес к предмету, что подтверждает увеличение числа учащихся, выбирающих историю и обществознания для сдачи выпускного экзамена.
2. Возрос уровень самостоятельности учащихся по освоению содержания учебного материала.
3. Вырос уровень сложности исследовательских работ учащихся по истории.
4. Учащиеся научились осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, сопоставлять результаты самостоятельной работы и её цели.
Конечно, использование модульной технологии - это большая нагрузка на педагога и огромная предварительная работа (подборка необходимых документов и источников, систематизация работы с датами и терминами, проверка большого объёма письменных работ и т.д.). Кроме того, это и большая нагрузка на ребят. Урок имеет свои границы, и стоит зазеваться, как задание большинством учащихся уже выполнено, но здесь необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся, определять оптимальный объем и скорость выполнения заданий.
Таким образом, апробируя новые технологии, учитель добивается цели научить формировать историческое мышление и воспитать граждан России.

Список литературы
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. с.6
2. Головатенко А. Модульная технология на уроках истории. - “История”, 1996 №23
3. Гузеев В.В. Характерные черты образовательных технологий разных поколений. Журнал Завуч № 6, 2004 г.
4. Гузее В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.:Сентябрь, 1996 г.
5. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубеж-ного опыта. – М.: Наука, 1997
6. Н.Ю.Колесниченко Дидактический материал. Изд. Волгоград.Учитель 2005 г.
7. А.В. Масленникова «Традиционные и личностно ориентированные техноло-гии Журнал «Практика административной работы» №7, 2003 год с.53
8. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1997.
9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - с.14
10. Сенновский И.Б. Модульная система организации учебно-воспитательного процесса. - Завуч, 1998, №1, с.37- 41
11. Педагогические технологии. Журнал «Директор школы №8 2004 г. Стр. 49.
12. Третьяков П.И. Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. М., Новая школа 2001 год.
13. Шамова Т.И. Модульное обучение (в школе): сущность, технология. - “Биология в школе”, 1994, № 5 – с.45
14. В.В.Шоган Технологии личностного ориентированного урока «Учитель» 2003 г.
15. Федеральный компонент государственного стандарта. Сборник норматив-ных документов. История. М., 2004 г. Дрофа
15