Практическое занятие по теме Русско-турецкая война 1877-1878гг.


Практическое занятие 4
Тема: Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.
1.Цель занятия:
формирование умений проводить анализ исторических архивных документов, обобщать и формулировать выводы, обосновывая свою точку зрения по заданной теме;
формирование знаний об исторических фактах русско-турецких отношений в 1877 – 1878 гг.
2.Дидактическое оснащение практического занятия.
1.Учебники:
Артемов В. В. Лубченков Ю. Н. История: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М., 2010.
Буганов В. И., Зырянов П. Н. История России, конец XVII – XIX в.: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., 2010.
Загладин Н. В. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. – М., 2012.
Загладин Н. В. История России и мира в XX – начале XXI века. – М., 2012.
2.Исторические источники:
Сан-Стефанский русско-турецкий мирный договор – 19февраля 1878г. Берлинский трактат. 1 июля 1878г.
3.Настенная карта «Русско-турецкая война 1877-1878гг.»
3.Задание
1.Актуализация знаний
Входной тест по теме «Русско-турецкая война 1877-1878гг.»
Выберите правильный ответ.
А1. Повод к Русско-турецкой войне 1877-1878 гг.
1)Отказ Турции вывести свои войска из Севастополя.
2)Отказ Турции провести реформы в целях улучшения положения христиан.
3)Проведение демонстрации в Москве под антитурецкими лозунгами.
4)Победа Сербии и Черногории в войне против Турции.
А2. Какое событие связано с военным действиями на Балканском фронте в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.?
1) Штурм Измаила
2) Осада Плевны
3) Овладение крепостями Баязет и Ардаган
4) Синопское сражение
А3. Чья деятельность связана с Русско-турецкой войной 1877-1878 гг.?
1) М.Д.Скобелева
2) П.С.Нахимова
3) Н.И.Пирогова
4) А.С.Суворова
А4. Какое событие в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. произошло ранее других?
1)Берлинский конгресс
2)Взятие русскими войсками Андрианополя и Стамбула
3)Взятие русскими войсками Плевны
4)Наступление русских войск на Стамбул
А5. Что стало результатом победы России в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг.?
1)Образование Антанты
2)Присоединение к России Сербии и Черногории
3)Восстановление престижа России на Балканах
4)Превращение Турции в вассала Российской империи
В1. Название какого мирного договора пропущено в отрывке из документа?
Для того чтобы сохранить этот договор, нам предстояла новая война с Австрией, но мы к этой войне не были готовы, поэтому был собран Берлинский конгресс, где канцлер Бисмарк привел нас к берлинскому трактату, уничтожившему значительную часть тех выгод, которые мы приобрели по ______________________ договору
Ответы:
А1. 2
А2. 2
А3. 1
А4. 1
А5. 3
В1. Сан-Стефанский
2.Используя материал учебника, составьте хронологическую таблицу «Ход русско-турецкой войны 1877-1878гг.»
Дата События
3.Работа с документами:
а) Прочитайте документы:
Сан-Стефанский русско-турецкий мирный договор – 19февраля 1878г. Берлинский трактат. 1 июля 1878г.
б) Проанализируйте документы, используя следующие вопросы:
Покажите на карте государства, составившие этот документ.
Охарактеризуйте исторические условия его создания.
Назовите основные положения документа. Оцените их выгодность и ущербность для каждой из сторон и других стран, международной ситуации в целом.
Объясните, в чем и почему этот документ составлен на таких условиях (в пользу одних и в ущерб интересам других государств, на паритетных началах).
Какие изменения в политическом, экономическом, территориальном плане произошли или предполагались по этому документу?
Какой характер носил этот документ: открытый или секретный — и почему?
Дайте обобщающую оценочную характеристику этому документу.
в) Опираясь на текст документов, заполните сравнительную таблицу
Условия Сан-Стефанского мирного договора Условия, принятые на Берлинском конгрессе
4.Выводы по теме. Подведение итогов занятия.
5.Литература:
1.Учебники:
Артемов В. В. Лубченков Ю. Н. История: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М., 2010.
Буганов В. И., Зырянов П. Н. История России, конец XVII – XIX в.: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., 2010.
Загладин Н. В. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. – М., 2012.
Загладин Н. В. История России и мира в XX – начале XXI века. – М., 2012.
2.Исторические источники:
Сан-Стефанский русско-турецкий мирный договор – 19февраля 1878г.Берлинский трактат. 1 июля 1878г.
3.Методические пособия:
Б.Н.Серов, А.Р.Ланго «Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX века». – М.,2009.
В. В. Кириллов «Отечественная история в схемах и таблицах» -М.:ЭКСМО,2015г.
5.Критерии оценивания.
Критерии оценок работы с историческим источником:
Оценка «5» выставляется в том случае, если студент
- извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;
- сопоставил факты нескольких исторических источников;
- привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;
- аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственныйжизненный опыт.
Оценка «4» выставляется в том случае, если студент
- извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;
- сопоставил факты нескольких исторических источников;
- привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился с аргументацией своей позиции.
Оценка «3» выставляется в том случае, если студент
- на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
- попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабойопоре на информацию источника;
- не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника.
Отметка «2» выставляется в том случае, если студент
- сделал попытку ответить на поставленные вопросы;
- не увидел проблему и не смог ее сформулировать;
- пересказал текст источника без его комментирования или дал ответ не в контексте задания.
Оценка тестирования производится по следующим критериям:
менее 50% верных ответов - выставляется оценка 2,
от 50% включительно до 70% верных ответов – оценка 3,
от 70% включительно до 90% - оценка 4,
более 90% оценка 5.