Мастер-класс по теме Решение ситуационных задач на уроках биологии


Учитель биологии МАОУ «СОШ № 101» г. Пермь
Везденева Надежда Владимировна
РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ в современных условиях представляют собой описание совокупности компетентностей выпускника. К личностным результатам обучающихся относится ценностные ориентиры выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.
К метапредметным (компетентностным) результатам обучающихся относятся освоенные учащимися универсальные способы деятельности, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. К предметным результатам относится усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, навыки и специальные компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знания.
Если раньше под образовательными результатами имели в виду только то, что связано с предметными результатами, то теперь мы будем иметь дело с операциональными личностными результатами, определяющими мотивацию, направленность деятельности человека.
На первый план выходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих формирование коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности. Это происходит в результате включения учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблему, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям.
Важную роль играет не только познавательная деятельность, но и умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, предоставлять и сообщать в устной и письменной форме результаты своей работы, вступать в диалог.
Проанализировав содержание существующих стандартов по биологии и стандартов нового поколения, можно сделать вывод, что содержательный компонент практически не изменяется, существенные отличия заключаются в требованиях к достижениям метапредметных и личностных результатов. Следовательно, основную роль в выполнении данных требований стандартов играет выбранная педагогом технология обучения.
Решение проблемы перехода от существующих стандартов к практико-ориентированным стандартам нового поколения можно осуществлять в сочетании с технологией ситуационных задач и проектно-исследовательской деятельности.
Ситуация – создание условий, вызывающих проявления у личности признаков-симптомов или тенденций развития явления.
Ситуация – совокупность обстоятельств, положение, обстановка.
Ситуативное обучение способствует выработке способов действия. Решение ситуационных задач позволяет интегрировать знания по разным предметам., носит практико-ориентированный характер, способствует выявлению и осознанию способа деятельности.
Ч.Дарвин: выживает не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения.
Рассмотрим, как можно использовать технологию ситуационных задач на уроках биологии в 7 классе. Важно при разработке ситуационных задач использовать нестандартные названия и занимательное содержание, мотивирующее выполнение задания.
Проведём сравнительный анализ требований действующего стандарта и стандартов 2-го поколения на примере темы «Грибы»
Тема Основное содержание темы Характеристика основных видов деятельности ученика
действующий стандарт новый стандарт действующий стандарт новый стандарт
Царства бактерии и грибы Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы.
Многообразие грибов
Особенности строения и жизнедеятельности
Роль грибов в природе и жизни человека
Освоить правила сбора съедобных грибов и их охрана.
Аргументировать меры профилактики отравления грибами.
Объяснять роль грибов в природе и жизни человека Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов
Объяснять роль в природе и жизни человека
Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых грибами.
Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы
Освоить приёмы оказания первой помощи
Урок
Плесневые грибы Выполнить требования стандарта можно с помощью ситуационной задачи.
Ситуационная задача «Плесень правит миром!?»
Каждый из нас, увидев плесень, восклицает: «Фу, какая гадость!». Она портит продукты питания, разрушает постройки, приводит в негодность одежду, вызывает заболевания человека и животных.
В начале XX века некоторые ученые предлагали уничтожить все плесневые грибы. Было ли это предложение правильным?
Задания для учащихся:
Прочитайте самостоятельно в учебнике «Биология. Многообразие живых организмов Н.И.Сонина, страница 23-26.
Вспомните и напишите, где вы встречали плесневые грибы?
Покажите связи, которые на ваш взгляд существуют между особенностями жизнедеятельности и широким распространением плесени.
Предложите способ позволяющий сохранить продукты питания, вещи от заражения плесенью.
Классифицируйте плесневые грибы по различным признакам.
Ответьте на вопрос: «Было ли предложение ученых об уничтожении плесени правильным?». Обоснуйте свой ответ.
Проведём сравнительный анализ требований действующего стандарта и стандартов 2-го поколения на примере темы «Опорно-двигательная система» 8 класс, учебник «Человек» Н.И.Сонина.
Тема Основное содержание темы Характеристика основных видов деятельности ученика
действующий стандарт новый стандарт действующий стандарт новый стандарт
Опорно-двигательная система Скелет и мышцы, их функции. состав и строение костей, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Типы соединений костей.
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Работа скелетных мышц и их регуляция. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при травмах ОПС.
Опорно-двигательная система профилактика травматизма.
Значение физических упражнеий и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры и скелета. Первая помощь при травмах ОПС распознавать и описывать на таблицах части скелета и основные мышцы и группы мышц человека; объяснять связь строения с выполняемыми функциями; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной деятельности для профилактики травматизма, нарушения осанки; оказания первой помощи при травмах, рациональной организации труда и отдыха, проводить наблюдений за состоянием собственного организмаВыделять существенные признаки ОПС человека. Выявлять влияние физических упражнений на развитие скелет и мускулатуры; взаимосвязь между строением и функциями клеток, тканей и органов ОПС. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения и развития плоскостопия. На основе наблюдения определять гармоничность физического развития, нарушения осанки и наличия плоскостопия. Освоить приёмы оказания первой помощи при травмах ОПС.
Урок
Первая помощь при травмах ОПС Выполнить требования стандарта можно с помощью ситуационной задачи.
Ситуационное задание. Биология 8 класс
«Поскользнулся, упал, очнулся – гипс…»
Все помнят эти слова из фильма «Бриллиантовая рука» и не менее знаменитую фразу: «У тебя там не закрытый перелом, а открытый!».
Травмой называют внезапное острое нарушение здоровья, связанное с повреждением тканей и органов. Переломы, растяжения, вывихи, ушибы, сотрясение мозга - это различные виды травм опорно-двигательной системы. Травмы можно разделить на открытые и закрытые. При открытых травмах нарушена целостность кожных покровов, и организм подвергается атаке микробов. К закрытым травмам относятся повреждения, при которых внешние покровы не нарушены, но они не менее опасны. Как определить тот или иной вид травмы, и какую первую помощь оказать пострадавшему?
Информацию для выполнения этого задания вы можете найти в учебнике биологии 8 класса стр. 256-257. .
Задания для учащихся:
1. Заполнить таблицу, используя материал учебника
«Виды травм опорно-двигательной системы и их проявление».
Виды травм Признаки травм.
1. 2. Используя текст учебника, составить план оказания первой помощи в вашей конкретной ситуации (карточку с заданием раздает учитель), опираясь на ниже приведенный план оказания первой медицинской помощи при травмах опорно-двигательной системы (работа проводится в группах):
- Остановить кровотечение, предупредить инфицирование,обеспечивая неподвижность, уменьшить боль.
- Подготовить пострадавшего к транспортировке в травмпункт.
З. Из группы учащихся выбрать 1 или 2 докладчиков для рассказа и демонстрации перед всем классом, как вы будете оказывать первую помощь пострадавшему в вашем конкретном случае, используя различные подручные средства.
4. Приведите примеры из вашего жизненного опыта, где человек может получить травмы опорно-двигательной системы? В чем их причина? (обсуждение в классе)
5. Верно ли утверждение: «Самое лучшее лечение – это профилактика заболевания». Как избежать травмы опорно-двигательной системы? (обсуждение в классе)
6. Акробаты утверждают, что падать надо уметь. При падении нельзя падать ни на руку, ни на плечо, ни на голову. А как надо правильно падать? (обсуждение в классе).
Следует отметить, что в предложенных экзаменационных работах при итоговой аттестации большое внимание уделяется контролю как предметных, так и надпредметных компетентностей (умение работать с текстом, изображениями, схемами, таблицами; проводить анализ имеющейся информации, составлять прогнозы и проводить обобщения). Технология ситуационных задач имеет все необходимые возможности для формирования у учащихся перечисленных выше компетентностей.
Тема «Координация и регуляция. Роль гормонов в обменных процессах»
Тема Основное содержание темы Характеристика основных видов деятельности ученика
действующий стандарт новый стандарт действующий стандарт новый стандарт
Роль гормонов в обменных процессах. Роль гормонов в обменных процессах. Действие гормонов на обменные процессы в организме при гиперфункции и гипофункции желез внутренней секреции. Роль гормонов в обменных процессах и развитии организма, изучить механизм действия гормонов на организм человека. Показать роль гормонов в обменных процессах организма человека, познакомиться с нарушениями эндокринного аппарата и гуморальной регуляции, с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения, развивать представления о важности гуморальной регуляции, развивать умения ставить перед собой цели и добиваться их решения, развивать заботливое отношение к своему здоровью, применять знания в новой ситуации, решать нестандартные творческие задачи.Для решения ситуационных задач используете материал учебника на стр.50-53, работы в ТПО № 38,39 на стр.30-31.
Ответьте на вопросы:
1.Как влияют гормоны желез внутренней секреции на организм человека?
2.Действие гормонов на организм человека при гипофункции и гиперфункции желез внутренней секреции.
3. Решите задачу и ответьте на вопрос: «Какие существуют меры предупреждения нарушения работы желез внутренней секреции?»
Планируемые результаты: учащиеся понимают роль эндокринного аппарата в нормальном функционировании организма. При нарушении работы желез внутренней секреции необходимо обратиться к врачу-эндокринологу, не заниматься самолечением, не использовать гормональных препаратов.
Ситуационная задача № 1
Приходит мать, которую беспокоит, что сын отстает в росте от одноклассников, причем родители нормального роста (другой вариант – мать невысокая, отец нормального роста).
Что вы ей посоветуете?
Ситуационная задача № 2
Больной приносит результаты анализов – сахар в крови 8, у следующего больного – 16 при норме 5,5.
Какие рекомендации?
Ситуационная задача № 3
Музыкант утверждает, что для шумного успеха при работе в ночном клубе ему требуется много адреналина.
Посоветуйте, что принимать для постоянного выделения адреналина в большом количестве. Что такое допинг?
Ситуационная задача № 4
У девочки начали расти волосы на лице, плечи стали широкими, голос грубым.
Что делать?
Ситуационная задача № 5.
До начала приема пациентов беседуют врач и медсестра. Сестра говорит, что вчера читала о Рубенсе и рассматривала репродукции картин. Ей очень понравился «Портрет свояченицы», красивой дамы с несколько выпуклыми глазами, что считалось изюминкой ее красоты. Доктор смотрит на портрет и говорит, что у нее была базедова болезнь и, если бы ее вылечили, она бы была еще красивее.
Как определить признаки заболевания щитовидной железы, в чем их причина, как от них излечиться?