Методика использования информационно-компьютерных технологий на уроках физической культуры в современной школе


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №29 города Сызрани
Итоговая работа
на тему: Методика использования информационно-компьютерных технологий на уроках физической культуры в современной школе
Выполнил:
руководитель физического воспитания ГБОУ СОШ №29 г. Сызрани Тяпаев С.М.
Сызрань 2016г.
Ряд специалистов в своих работах рассматривают вопросы использования средств информационных технологий в физической культуре и спорте, в процессе обучения, диагностики и мониторинга физического состояния учащихся и спортсменов. Однако слабо представлен материал о возможностях ИКТ на уроках физической культуры,тогда как по другим дисциплинам имеются разнообразные обучающие сайты, позволяющие учителям-предметникам работать с различными ИКТ на своих уроках. В этих условиях учителю физической культуры приходится самостоятельно вести поиск новых подходов к адаптации имеющихся средств ИКТ к задачам урока.
В результате проведённый анализ педагогического опыта учителей физической культуры, широко представленный в сети ресурсов Интернет, показал, что при подготовке материалов для ИКТ чаще всего используются презентации и разработанные тестовые программы для оценки и контроля достигнутых детьми результатов. Причиной этого является специфика урока физической культуры, которая не позволяет использовать ИКТ в том объёме, в котором они используются на других уроках, так как основной характер деятельности в данном случае-двигательный.
Каждый конкретный урок или этап обучения требует своего типа программных средств. На уроке освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, наглядной форме довести до учащихся теоретические сведения. Интерактивные тесты можно применять на обобщающих уроках по любому разделу программы. На уроках закрепления хорошо использовать программы-тренажёры для закрепления теоретических знаний, совершенствования необходимых навыков. На уроках закрепления можно использовать возможности цифрового образовательного ресурса, с помощью которого обучающиеся не только могут применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть личный результат.
На контрольном уроке компьютер может проверить, насколько ученик усвоил пройденный материал. Презентации-тесты рассчитаны на фронтальный устный или письменный опрос учащихся.
Важно учитывать санитарно-гигиенические условия(степень утомления учащихся определяется совокупностью и сочетанием объёма, насыщенности, сложности, вида используемого ИКТ, интенсивности и эмоциональности занятий).Применение ИКТ создаёт повышенную нагрузку на центральную нервную систему, особенно на зрительный и слуховой анализаторы. Сила эмоционального воздействия ИКТ вызывает интерес и положительный эмоциональный на строй на восприятие. Однако избыток эмоциональности может затруднить усвоение и осмысление изучаемого материала. Цвет, умеренное музыкальное сопровождение, чёткий и продуманный дикторский или учительский комментарий значимы при восприятии любых ИКТ. Слишком частое использование ИКТ в течение многих уроков подряд приводит к потере интереса к ним. Оптимальная частота и длительность применения традиционных ИКТ в учебном процессе определяются возрастом учащихся и целесообразностью их использования(табл.1)
Этапы подготовки ИКТ по теме урока
Этап Характеристика
Диагностика -оценка характера учебного материала, структуры урока на основе конспекта урока;
-анализ временных затрат в учебном процессе на основе учёта смысловых частей урока;
-учёт возможностей, интересов и способностей учащихся и т.д.
-просмотр и оценка с педагогической точки зрения информационных ресурсов и данных программного продукта.
Прогнозирование -оценка различных вариантов проведения урока;
-выбор наиболее оптимальной структуры ИКТ(длительность, содержание и т.д.)
Планирование -создание методической структуры урока;
-выбор оптимальных для проведения урока форм организации учебной деятельности учащихся, средств обучения и т.д.;
-составление выборки заданий в соответствии с разделом программы по физической культуре.
Учёт достижений психологии позволяет сформулировать ряд общих рекомендаций, которые следует учитывать при разработке способа визуализации информации на экране:
-информация на экране должна быть структуирована;
-визуальная информация периодически должна меняться на аудиоинформацию;
-темп работы должен варьироваться;
-периодически должны варьироваться яркость цвета и громкость звука;
-содержание визуализируемого учебного материала не должно быть слишком простым или слишком сложным.
Уроки физической культуры включают большой объём теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование электронных презентаций Power Point позволяет эффективнее решить эту проблему.Электронные презентации на теоретических уроках по физической культуре предназначены для решения ряда педагогических задач.
Их использование позволяет значительно повысить производительность обучения, так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия. Обязательным условием электронной презентации является наличие иллюстрированного материала. Электронная презентация содержит обширный теоретический материал для изучения физической культуры. Кроме того, понятия и абстрактные положения до сознания учащихся доходят легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами;и поэтому для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности. Именно поэтому в учебных презентациях текстовая информация сводится к минимуму. Она заменяется схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, фрагментами фильмов,
касающихся физической культуры и спорта. Темы уроков выстраиваются в соответствии с основными разделами программы по основам знаний предмета «физическая культура». При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео-и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.
Слабо представлена на уроке ФК такая форма работы с детьми,как использование электронного учебника. Электронные учебники помогают решить следующие дидактические задачи: усвоить базовые знания по предмету, систематизировать полученные знания, психологически настроить на атмосферу экзамена, сформировать навыки самостоятельной работы и самоконтроля, сформировать мотивацию к учению в целом и к физической культуре в частности, обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации.
На уроках физической культуры применение интерактивной доски позволяет облегчить процесс обучения технически сложным видам спорта(волейбол, баскетбол).Учитель, работая с доской,имеет возможность, разбив технический приём на слайды, показывать их с такой скоростью,с какой это необходимо для детального изучения и понимания в данном классе. С помощью маркера на доске во время показов слайдов можно рисовать стрелками направления движения ног, рук, туловища.Как результат возможен разбор ошибок и нарушений правил игры. Можно стрелками предположить полёт мяча при неправильной работе рук и ног. Такой метод обучения техническим действиям и приёмам очень эффективен, нагляден и нравится учащимся.
Результатами использования интерактивной доски на уроках физической культуры являются:
-абсолютная доступность при любой физической подготовленности(например выполнение заданий детьми, освобождёнными от занятий на уроке физической культуры);
-заинтересованность учащихся в изучении техники приёмов (повышается уровень понимания механизма выполнения сложного двигательного действия);
-применение знаний и умений в жизни(на отдыхе,в летних лагерях).
Использование компьютерных тестов на теоретических уроках физической культуры даёт возможность:
- осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения;
повысить уровень восприятия и понимания детьми сложного двигательного действия;
вносить обоснованные изменения в учебный процесс;
достоверно оценивать качество обучения и управлять им.
Компьютерные тесты могут содержать неограниченное количество разделов и вопросов, что позволяет варьировать тесты под непосредственные нужды и конкретных участников тестирования. Тесты используются на любом этапе обучения.
Таким образом, использование ИКТ на уроках физической культуры способно помочь учителю в представлении сложного учебного материала, повышает интерес к занятию, служит дополнительным обучающим средством.