Методическая разработка открытого урока по литературе 11 класс Поэзия в период Великой Отечественной Войны


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГПОУ «Донецкий профессиональный лицей коммунального хозяйства»


Рассмотрено и одобрено
на заседании Ц(М)К
«___»__________20__ г.
Председатель:

____________ Н.В.Мумрий
Подпись Ф.И.О.
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УПР:

___________С.Ю.Болтова
Подпись Ф.И.О.
«____»____________201__ г.





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА

по дисциплине ОДБ.02 ЛИТЕРАТУРА

тема урока № 25-26: «Порохом пропахнувшие строки» Поэзия Великой Отечественной войны


по профессии 23.01.08 «Слесарь по ремонту строительных машин»




Разработчик:
Преподаватель
Клименко Я.С.





Донецк, 2016г.

Содержание

Введение3
Основная часть.4
2.1 Структура урока4
2.2 План и ход урока.9
Список источников для студентов13
Список используемых источников.13
Самоанализ урока.14















































1. Введение


Пояснительная записка

Урок литературы «Обзор литературы периода Великой Отечественной войны. Военная поэзия»  проводится со студентами 2 курса. Программа отводит минимальное количество уроков на обзорное изучение темы «Литература периода Великой Отечественной  войны». Перед преподавателем стоит трудная задача: в сжатой форме  рассказать о литературе данного периода таким образом, чтобы пробудить интерес к истории страны,  желание продолжить изучение данного вопроса самостоятельно.
Форма урока-презентации книги, составленной самими учащимися,  дается  в данной разработке. Учащимся было предложено почувствовать себя в роли издателя книги о Великой Отечественной войне: самим выбрать круг вопросов, военных авторов, иллюстрации, стихотворные тексты, создание макета обложки. Также данную разработку можно использовать и во внеклассной работе.









































2 . Основная часть

2.1 Структура урока: № 25-26

Тема: «Порохом пропахнувшие строки» Поэзия Великой Отечественной войны

I.Организационный момент( 2 мин.)

II. Сообщение темы и целей урока (1 мин.)

III. Актуализация опорных знаний студентов ( 5 мин.)

IV Начальная мотивация учебной деятельности ( 10 мин.)

V.Изучения нового материала( 35 мин.)

VI. Обобщение и систематизация изученного материала ( 20 мин.)

VII. Итогогая часть урока ( 5 мин.)

VIII. Задания самостоятельной работы на дом ( 2 мин.)

































2.2 План урока

Дата проведения: 13.12.2016

Тема программы: Литература периода военных лет

Тема: № 25-26 «Порохом пропахнувшие строки» Поэзия ВОВ

Тип урока: урок изучения нового материала .

Вид урока: лекция-беседа

Цели урока:  определить значение поэтического жанра в годы ВОВ
Задачи:
- Образовательные:
* Познакомить студентов со стихотворным наследием ВОВ
* Познакомить студентов с судьбой некоторых поэтов и их произведений
* Выявить причины популярности поэзии в годы ВОВ
* Определить значение поэзии в годы войны
- Развивающие:
*Развивать навыки выразительного чтения текстов
* Развивать умение анализировать стихотворные тексты
* Развивать познавательные способности студентов
* Способствовать развитию слуховой и зрительной памяти
- Воспитывающие:
* Прививать любовь к литературному творчеству русских поэтов
* Формировать поэтический вкус студентов
* Воспитывать эстетические и этические качества личности
* Формировать гражданско-патриотические качества личности
Примечание – заранее дать темы докладов о деятельности поэтов в годы ВОВ и об истории создания стихотворений, раздать стихотворения для чтения наизусть

Формы и методы обучения:  Урок – презентация .

Дидактические средства урока: Иллюстрации – портреты поэтов военных лет. Строки из стихотворений военных лет. Презентация.

Техническое оснащение урока: проектор, ноутбук, экран.

Межпредментные связи: история

Место проведения: кабинет № 405

Ожидаемые результаты учебных достижений учащихся:
- воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;
- применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- грамотного использования современных технологий;
- охраны здоровья, окружающей среды.

ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК.2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;
ОК.3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;
ОК.4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
ОК.5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК.6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;
ОК.7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;
ОК.8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
ОК.9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;
ОК.10 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

Знать/понимать
З.1 образную природу словесного искусства;
З.2 содержание изученных литературных произведений;
З.3 основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
З.4 основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; основные теоретико-литературные понятия:
З.4.1 основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений
З.4.2 основные теоретико-литературные понятия.
уметь
У.1 воспроизводить содержание литературного произведения;
У.2 анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
У.2.1 анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь)
У.2.2 анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
У.3 соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
У.3.1 соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
У.3.2 раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
У.3.3 выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;
У.3.4 соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
У.3.5. выявлять авторскую позицию;
У.4 выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
У.5 аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
У.6 писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
У.7 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
У. 7.1 создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
У.7.2 участия в диалоге или дискуссии;
У.7.3 самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
У.7.4 определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
У.7.5 определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.


Ход урока


I.Организационный момент( 3 мин.)

II. Сообщение темы и целей урока (2 мин.)

III. Актуализация опорных знаний студентов ( 20 мин.)

IV Начальная мотивация учебной деятельности ( 10мин.)

V.Изучения нового материала( 35мин.)

VI. Обобщение и систематизация изученного материала ( 5 мин.)

VII. Итоговая часть урока ( 3 мин.)

VIII. Задания самостоятельной работы на дом ( 2 мин.)

План урока
1.Организационный момент (3 мин)
2.Актуализация опорных знаний студентов (20 мин):
- В этом году мы с вами праздновали одно из важнейших событий в истории России. Я думаю, что вы сами мне его назовете. Действительно, это 71 год со дня Победы в Великой Отечественной войне с фашистской Германией. Поэтому в этом году изучение литературы военных и послевоенных лет является особенно значимым. И неслучайно для нашего открытого урока я выбрала наиболее важную составляющую литературы этого периода. Откройте тетради и запишите тему занятия.
3. Начальная мотивация (10 мин):
- Я взяла название из строчек стихотворения С. Орлова, они наглядно показывают, как рождалась литература того сложного времени.
Сегодня наша главная цель – определить значение поэтических произведений в годы ВОВ, а для этого мы должны будем прослушать тексты произведений, проанализировать их тематику и объяснить популярность стихов.
4. Изучение новых знаний (35 мин):
– Мы с вами не в первый раз касаемся литературы военных лет, уже много говорили о рассказах, повестях и романах. Но проза в годы Великой Отечественной войны не была ведущим жанром литературы. Главное место заняла поэзия, стихи были наиболее любимы воинами русской армии. Рядом со стихами широкое распространение получили песни. А что такое песня? Правильно, это стихи, положенные на музыку.
В первые же годы войны появилось огромное количество песен и стихов. Самую известную и самую первую песню войны вы должны знать Конечно, это «Священная [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]».
Доклад студента об истории создания стихотворения «Священная война». Прослушивание аудиозаписи «Священная война».
- Что изображено в стихотворении?
- А что хотел сказать автор этим стихотворением, к чему призывает, какова главная идея стихотворения?
– Один из самых известных поэтов военного времени – Константин Симонов. Прослушаем доклад о его деятельности в годы ВОВ.
Доклад студента о К. Симонове. Чтение наизусть стихотворения «Жди меня».
- В таблицу записываем необходимую информацию. Что мы видим в стихотворении? Какова идея, почему важно автору, чтобы его ждала любимая?
- Сам Симонов был на фронте и в его памяти надолго отложились воспоминания о тех событиях, через которые он прошел.
Чтение наизусть стихотворения «Ты помнишь, Алеша»
- Что изображает автор в тексте? Что хочет сказать произведением?
– Выше прозвучавшее стихотворение было посвящено Симоновым своему другу, поэту Алексею Суркову, который тоже почувствовал на себе все тяжести войны.
Доклад студента об А. Суркове. Прослушивание аудиозаписи «В землянке».
– Нельзя представить поэзию ВОВ без еще одного автора. Большинство его стихов легли в основу всех известных песен тех лет. Имя этого поэта – Михаил Исаковский. И самая известные его стихи стали популярнейшей песней «Катюша».
Доклад студента о создании песни «Катюша». Прослушивание аудиозаписи «Катюша».
- Заполняем таблицу, используя прослушанную информацию и текст песни.
- Михаил Исаковский не был непосредственным участником военных действий. Как же складывалась его судьба в годы войны?
Доклад студента о деятельности М. Исаковского в годы ВОВ. Прослушивание аудиозаписи «В лесу прифронтовом».
- Заполняем последние графы в нашей таблице и готовимся обобщить и закрепить полученную информацию.
6. Обобщение (5 мин):
- Подумайте и ответьте на такие вопросы:
1.В чем заключается [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] советских поэтов во время ВОВ?
2. Какие темы чаще всего можно встретить в поэзии ВОВ?
3. Как вы думаете, почему стихотворения получали широкую известность и всеобщую любовь?
4. Можно ли отличить стихотворения военных и послевоенных лет?
7. Итог (3 мин):
7.1. Рефлексия:
- Выполните письменно в тетради следующие задания:
1.Назовите, какое из прозвучавших стихотворений понравилось вам больше всего; объясните, чем оно вам понравилось.
2. Объясните, какая тематика стихотворений вам кажется наиболее важной в годы ВОВ.
3. Перечислите, какие еще стихотворения (песни) военных и послевоенных лет вы еще знаете.
7.2. Вывод:
- Поэзия в годы Великой Отечественной войны становиться основным и важнейшим жанром литературы. Стихотворения военных лет своей сравнительно малой формой и хорошей запоминаемостью благодаря рифме по праву заслужили всеобщую популярность. Затронутые в них темы защиты Родины, мужества, единения, долга, подвига, патриотизма, справедливости, верности, близкой победы поддерживали в русском народе боевой дух и веру в свои силы.
7.3. Оценки за занятие.
8. Домашнее задание:
- Выучить наизусть стихотворение К. Симонова «Жди меня»
- Повторить весь изученный материал по литературе ВОВ
Дополнительное задание: Найти и принести на цифровых носителях аудиозаписи песен военных лет







3. Список источников для студентов
Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне : в 12 т. «Венок славы». – Т. 1-5. – М., 1987.
Смирнов В. По следам времени. – Волгоград, 1996.
Поэзия Великой Отечественной войны. – М., «Книга», 1988.

4. Список используемых источников
ФИПИ -2012. Полное издание типовых вариантов заданий – обществознание. Москва, «Астрель» 2012.
Чернышева О.А., Пазин Р.В., Ушаков П.А. Обществознание. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, «Легион», 2010 г.
Федеральный портал российских олимпиад школьников-[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учебные программы курсов по обществознанию.- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. tomsk.ru/
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Газета "Литература"































5. Самоанализ урока

Тема урока «Поэзия Великой Отечественной войны» –  является одной из составляющих в разделе «Литература военного периода».
Студенты уже изучили прозу, познакомились с драматургией военных лет. Этот урок я задумала как проблемный и построила его в форме дискуссии.
Работая над подбором материала к уроку, сделала основной упор на творчество поэтов, объединенных общими темами- темой подвига народа в годы войны, любви к Родине и ненависти к врагу, темой скорби и памяти.
Цели и задачи урока таковы:
Раскрыть роль и значение поэзии в годы Великой Отечественной войны;
Помочь студентам разобраться в проблемах, поставленных в стихах поэтов- фронтовиков. Раскрыть главный конфликт – между духовной жизнью и физической смертью.
Развить умение самостоятельно мыслить, делать выводы, обобщения;
Воспитывать духовную сферу студентов, побудить их пересмотреть свои цели и ценности.
Для достижения поставленных задач я использовала триединство средств: художественное слово, музыка, наглядность, что позволило добиться целостного устойчивого эмоционального внимания.
Вначале урока я попыталась создать эмоциональный настрой класса и поэтому ввела символический образ времени, в основе которого лежит пока еще не развитый конфликт (жизнь- смерть). Вступительное слово о связи страны, времени, поэзии.
Основная часть урока была посвящена размышлению над проблемами, поднятыми в прозвучавших стихотворениях. На уроке использован национально –региональный компонент: были названы наши поэты- земляки участники войны, прозвучали стихи. Во время чтения отдельных стихотворений звучали мелодии песен военных лет, демонстрировались фотодокументы, кадр из кинофильма о войне и произведения живописи.
Постановка проблемных вопросов способствовала возникновению дискуссии на уроке, активизации познавательной и мыслительной деятельности, выводила ребят на смысловой анализ, то есть двигаться от образа к поступку персонажей стихотворений, к мыслям и чувствам лирического героя, давая собственную эмоциональную оценку явлениям. Так постепенно ребята были подведены к последнему этапу урока – его кульминации, - к разрешению главного конфликта: вечная слава – мгновенная смерть.
К уроку были подобраны эпиграфы, использованы компьютерные технологии.
15