Классный час «Это праздник со слезами на глазах»

Классный час
«Это праздник со слезами на глазах»

Цели мероприятия:
Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.
Воспитывать уважение к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла – участникам Великой Победы, чувство гордости за народ-победитель.
Побудить второклассников к делам на радость и пользу людям, на сопричастность к жизни школы, республики, села, страны.
Развивать творческие и организаторские способности каждого ученика.
Форма проведения: устный журнал
Место проведения: музей «Боевой славы»
Оборудование: ИКТ, выставка книг, материалы музея, сообщения учащихся о ветеранах войны и тружениках тыла с фотографиями

Предварительная подготовка:
Родители помогают детям написать сообщения о своих родных, которые являются ветеранами войны, тружениками тыла.
Выбор с учениками форму праздничного мероприятия – устный журнал и определение темы.
В классе организуется выставка книг.
Экскурсия в музей «Боевой славы».
Подбираются и разучиваются песни военных лет.
Классный руководитель организует конкурс «Рисуют мальчики войну».
Подготовка презентации, подбор материалов.


Ведущий: Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, села, республики, страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передается из поколения в поколение и не дает померкнуть далеким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый россиянин.


Булгана: Павшим
Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
(С. Шипачев.)

Ребята, откроем первую страницу нашего устного журнала.
1-я страница
«Ах, война, что ты, подлая, сделала »
(Звучит песня «Священная война» муз. сл. )

Ведущий:
- Назовите время начала и окончания Великой Отечественной войны? ( 22 июня 1941 г. – 9 мая 1945 г.)
- Как долго длилась война? (1418 дней)
- Почему войну 1941 – 1945 гг. называют Отечественной?
Ведущий: На защиту страны, отчего дома поднялся весь народ, в борьбе против захватчиков участвовали не только регулярная армия, флот, партизанские отряды, но и все трудоспособное население, даже старики и дети. «Все для фронта! Все для Победы!» - таков был девиз тружеников тыла. Огромная тяжесть легла на плечи женщин, о судьбе которых в те годы поэт Михаил Исаковский так написал.

Русской женщине
Юля: Да разве ж об этом расскажешь –
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла

В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.

Бадма: Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря.
Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, в метели,
У той, у далекой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.

Саша: Бросалися в грохоте, в дыме
Советские воины в бой,
И рушились вражьи твердыни
От бомб, начиненных тобой.

Рубила, возила, копала, -
Да разве же всё перечтёшь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто б отлично живёшь.

И воин, идущий на битву
И встретить готовый её,
Как клятву шептал, как молитву,
Далёкое имя твоё

- Какие невосполнимые потери понесла наша страна в этой страшной войне? ( В годы Великой Отечественной войны погибли более 27 миллионов советских людей. Полностью было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, 70 тысяч сел и деревень. Сожжено и разрушено 6 миллионов зданий. Остались без крова над головой почти 25 миллионов человек. Страна потеряла 30% национального богатства.)
Ведущие: В исключительно тяжёлых условиях советские люди восстанавливали города, заводы, возводили электростанции, строили жильё, закапывали воронки от бомб и снарядов. Но изранена была не только земля, ведь война перепахала, искорёжила, ранила человеческие сердца и судьбы. Вот почему поэт, обращаясь к каждому из нас, восклицает.


Элина: Люди!
Покуда сердца стучатся, -
помните!
Какою
ценой
завоёвано счастье, -
пожалуйста, помните!
(Р.Рождественский. Реквием)

2-я страница
«Никто не забыт, ничто не забыто»

Звучит музыка песни «Журавли» (муз. Я.Френдкеля, сл. Р.Гамзатова).
Улсан: Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля –
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.

Давным-давно окончен бой
Руками всех друзей.
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей
(С.Орлов)
Ведущий: Государство увековечило подвиг безымянных героев Вечным огнём Славы над могилой Неизвестного солдата в Москве, у Кремлёвской стены. Там написано: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». Есть такие памятники героизма простых солдат во многих городах. Наши благодарные соотечественники приходят к ним в праздничные дни и в будни, чтобы поклониться памяти павших, возложить цветы, постоять в раздумье.
Массовый героизм проявили защитники пограничной Брестской крепости, первой принявшей удары врага. В течение целого месяца, когда фашисты уже далеко продвинулись в глубь страны от нашей границы, легендарная крепость ещё стояла. И не просто стояла, а продолжала сражаться, отвлекая на себя значительные силы врага.
(Демонстрируются слайды с репродукцией картины П.Кривоногова «Брестская крепость»).
Впоследствии крепости было присвоено звание «Крепость-Герой».

- Какие другие города тоже были удостоены этой самой высокой награды за мужество и героизм их жителей и защитников? (Москва, Ленинград, Киев, Минск, Сталинград(Волгоград), Одесса, Севастополь, Новороссийск, Керчь, Тула, Смоленск, Мурманск.)
( Слайд: Демонстрируются картины «Города-Герои».
Демонстрируются слайды с репродукциями картин А.Дейнеки «Оборона Севастополя», В.Пузырькова «Черноморцы».)

Победители.
Алтын: Взвод на взвод – столкнулись и схватились,
В ход пошли кинжалы и штыки.
Немцы, словно черти, крепко бились,
Крепче немцев бились моряки.

Надя: Мёртвые, и те в атаке страшной
Падали, верша перед броском.
Два часа кровавой рукопашной:
Зубы – в глотку, кортик – под сосок.

Петя: Глуше битвы. Реже лязг металла.
Остаются двое на песках.
Немец и моряк. Дыша устало,
Сходятся они. Ножи в руках.

Энкира: И, безмолвны, медленны и яры,
Зубы сжав до боли, над собой
Скрещивают тяжкие удары
Сорок третий.
Керчь.
Десантный бой.

Эренджен: Рассказало поле роковое:
В схватке все до одного легли.
Только русских
Было меньше вдвое –
Моряки четвертый бой вели.
(А.Недогонов)
Ведущий: Человечество в неоплатном долгу перед теми миллионами людей, которые погибли, защищая Родину от порабощения, неволи, фашизма, грозившего уничтожить все славянские народы. Благодарные потомки хранят память о погибших, ухаживая за безвестными могилами и братскими захоронениями, возлагая цветы к стелам и обелискам, называя улицы именами героев
Тысячи россиян в памятные дни приходят на Пискаревское кладбище (Санкт-Петербург), Сапун-гору (Севастополь), к памятнику сожженным жителям деревни Краснуха (Псковская область), Мемориальному комплексу деревни Хатынь и к другим священны
·м местам. Подвиг Советской Армии-освободительницы чтят не только в нашей стране. В Германии в Трептов-парке стоит памятник Воину-освободителю (архитектор Я.Белопольский, скульптор Е.Вучетич). это Солдат-победитель, к груди которого доверчиво прильнула спасенная им немецкая девочка. И во многих других странах стоят памятники Воинам-освободителям нашей армии.
Санал: Помните!
Через века, через года, -
помните!
О тех,
Кто уже не придёт никогда, -
помните! (Р.Рождественский. Реквием)

3-я страница
«Наши земляки в боях за Родину»
(Звучит музыка из «Песни о далекой Родине»)

Хортна сумн
Даяна: Бууhин сумна гильз
Би элснд _з_в.
Чидл
·н гееG
·х фашист
Чавган дарсинь санув

Салдсин цогцд шигдсн
Сумн ода к_ртл
Мед
·т
· к_ зована.
Мел н™ринь хатана.

Д
·
·нд _лдсн __рм_днь
Д
·кн
·с эн санулна
Эндр к_ртл эднд
·н
Экнрнь зул ™ргн
·.
(Эльдш
· Эрднь)
Ведущий: Ребята, наши земляки тоже защищали Родину от врагов. В нашем музее оформлен стенд, посвященный участникам Великой Отечественной войны, ветеранам войны. О некоторых из них мы вам расскажем.

1. Аляева Байн Манджиевна в 1942 году в составе добровольцев ушла на фронт, их провожало все село. Обучалась военному делу в г.Астрахань. По окончании курсов Байн Манджиевна в составе 1569-го зенитно-артеллерийского полка направлена в г. Гомель Белорусской области, где ВТО время располагалась линия фронта. Байн с напарницами подавала снаряд, а, как только звучала команда «Огонь!» - открывали огонь. «Мы должны были быть всегда начеку, порой от этого зависели наши жизни,»
- вспоминала Б.М.Аляева.
За активное участие на фронтах Великой Отечественной войны награждена орденом Отечественной войны II степени и многими боевыми медалями.
Кукаев Бадма Арстиевич. Призван в армию в феврале 1943 года. Попал в г. Селикс Пермской области, после служил в Ульяновской области. В 1944 году был тяжело ранен и направлен в госпиталь, затем выслан в Сибирь. Имеет медали за участие в Великой Отечественной войне.


Кичикова Дербен Мацаковна. Призвана в армию в 1943г. после окончания 6-ти мясячных курсов по военному делу в г. Астрахани была направлена на Белорусский фронт, в зенитно-артиллерийский полк. Боевое крещение получила под г. Гомель. Награждена орденом Отечественной войны II степени и многими медалями.
Манджиев Эрдни-Гаря Басангович . В марте 1942 года был зачислен в команду Воздушно-десантных войск. С марта по июль 1943 г. Э-Г.Б. Манджиев в составе 1 гвардейской дивизии участвовал в ликвидации Демянского котла. Дивизия Форсировала реку Днепр, обороняла участок Ануфриево-Жуково. Он участник боев при порыве в г. Кривой Рог в октябре 1943 г. Был тяжело ранен. Награжден орденом Отечественной войны I степени и 13 медалями.
Очиров Босхомджи Гагаевич. Призван на военную службу в 1943 году. Проходил службу в 46-м отдельном батальоне связи 4-го Украинского фронта. Принимал участие в Корсунь-Шевченской операции, освобождал города: Кривой Рог, Дрогобыч, Мукачево. В апреле 1945 года во время боев в освобождении Польши был отозван с передовой. За принадлежность к калмыцкой нации сослан в Сибирь. За услуги перед Родиной в годы Великой Отечественной войны он награжден орденом Отечественной войны II степени.

Ведущий: Ребята, а у кого из вас есть бабушки и дедушки, которые участвовали в Великой Отечественной войне или были тружениками тыла. (Сообщения учеников о родных, которые являются ветеранами войны и тружениками тыла и показ их фотографий)


4-я страница
«Памяти павших будем достойны»
Ведущий: Ребята, какие добрые дела мы можем совершить в память павшим.
Аукцион добрых дел: (ответы учеников )
- возлагать цветы к памятникам в каждый праздник;
- ухаживать за братскими могилами;
- нарисовать рисунки к 70-летию Победы, сделать большой альбом и подарить музею;
- поздравлять ветеранов войны и труда со знаменательными днями (в своем доме, на своей улице);
- записать воспоминания о войне оставшихся в живых её участников, записи оформить в
альбом и подарить музею гимназии;
- познакомиться с историей жизни и подвига участника войны, именем которого названа
одна из улиц Яшкуля;
- написать письмо ветеранам и отправили в редакцию нашей газеты «Искра».


Герел: Покуда сердца стучатся, -
Помните!
Какою ценою завоевано счастье, -
Пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полёт, -
Помните!
О тех, кто уже никогда не споет, -
Помните!
Детям своим расскажите о них,
Чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной земли
Помните!
К мерцающим звездам ведя корабли, -
О погибших помните!
Заклинаю, -
Помните!

Бадма: Салют и слава годовщине
Навеки памятного дня!

Хонгр: Салют Победе, что в Берлине
Огнем попрала мощь огня!

Алтын: Салют её большим и малым
Творцам, что шли путем одним.

ВСЕ ВМЕСТЕ: ЕЁ БОЙЦАМ И ГЕНЕРАЛАМ,
ГЕРОЯМ ПАВШИМ И ЖИВЫМ.
САЛЮТ!
(А.Твардовский)
Ведущий: Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины! Вечная память всем героическим подвигам, которые совершили русские воины-освободители во имя свободы независимости нашей Родины! Недаром их подвиги воспеты в стихах, песнях!

Обобщение:
- Ребята, какая великая дата приближается?
- Какие страницы были в нашем устном журнале? Как называлась 1-ая страница? ( «Ах, война, что ты сделала..»)
- Когда началась Великая Отечественная война?

- В каком году она закончилась?
- Почему эту войну называют Отечественной?
- Как называлась 2-ая страница журнала?
- Какой героизм совершили защитники пограничной Брестской крепости? (Первыми приняли удары врага. В течение целого месяца стояла легендарная крепость, когда фашисты уже далеко продвинулись в глубь нашей страны.)

- Какие города были удостоены самой высокой награды за мужество и героизм их жителей, звания «Город - Герой»?
- Как называется самая последняя страница журнала? («Памяти павшим будем достойны»)
- Мы должны быть достойны своими поступками, делами, учебой. Мы должны помнить, что благодаря им мы с вами живем под чистым мирным небом. Они не жалея сил спасли нашу землю, нашу Родину. Ветеранов Великой Отечественной войны становится все меньше и меньше. Но память о них, о людях, защищавших наше Отечество, останется в наших сердцах. Мы обязаны свято относиться к тем, кому мы обязаны нашим счастливым детством.
Наш устный журнал подошел к концу. Спасибо за внимание!





























МБОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия
имени Хаглышевой Е.К.»










Классный час
Тема:
«Это праздник со слезами на глазах»
(устный журнал)









Подготовили: Гониева Б.А.
Учитель нач. кл.
I кв. кат.









с. Яшкуль

15