Программа элективного курса на тему: Разноаспектный анализ текста

Разноаспектный анализ текста
Пояснительная записка
Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 35 часа,
базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель
Власенков А.И. и анализе результатов части С ЕГЭ предыдущих лет. Введение
элективного курса, как вариативной части учебного плана общеобразовательного
учреждения, обусловлено тем, что часть 3 (С) ЕГЭ составляет примерно 1/3 от общего
количества баллов, набранных учеником на экзамене, и существенно влияет на общее
количество баллов, необходимое для поступления в вуз. Главные принципы, на которых
строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит учащихся
максимально успешно овладеть ключевыми языковыми и речевыми компетенциями.
Актуальность курса заключается в расширении знаний по русскому языку с целью
успешной сдачи ЕГЭ.
Использует в качестве программно-методического сопровождения:
1. Учебник «Русский язык» в 10-11 классах А. И. Власенкова. Разделы «Текст и его
строение», «Стили речи».
2. Г. Т. Егораева. «Русский язык», выполнение задания части С.
3. Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы к ЕГЭ.
Программа элективного курса состоит из 2-х разделов.
Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и
дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку
данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не
только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-
выразительные средства.
Второй раздел «Сочинение – рассуждение». Данный раздел программы
предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста,
развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое
высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать
языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и
навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания
повышенного уровня сложности.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать:
определения терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях
оценивания;
различные типы словосочетаний и предложений;
трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого;
языковые нормы;
сложные случаи орфографии и пунктуации.
основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа;
определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях
оценивания;
виды текста;
определение понятий «вступление» и «заключение»;
что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;
Обучающиеся должны уметь:
Работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и
понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
Четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;
Выполнять различные типы тестовых заданий;
Самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
Работать со справочной литературой.
Указывать средства связи между частями текста;
Определить тему и основную мысль текста, тип и стиль речи;
Использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка
при анализе текста;
Понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
Анализировать форму исходного текста;
Находить характерные для исходного текста языковые средства;
Создавать связное высказывание;
Излагать последовательно собственные мысли; использовать в собственной речи
разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.
Оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и
пунктуационными нормами литературного языка.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в
повседневной жизни для
Осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности
народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
Развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной
деятельности;
Увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования
способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
Совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к
речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению,
сотрудничеству;
Самообразования и активного участия в производственной, культурной и
общественной жизни государства.
Содержание учебного предмета, курса.
РАЗДЕЛ I
Разноаспектный анализ текста.
Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. Текст. Тема и основная мысль
текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение
микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста.
Стили речи. Типы речи.
Тема 2. Лингвистический анализ текста.
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.
Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.
Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы,
лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы.
Контекстные антонимы.
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония),
диссонанс, звукопись.
Лексически – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота,
олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора,
эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое
восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.
РАЗДЕЛ II
Сочинение-рассуждение на основе текста.
Тема 1. Анализ текста.
Содержание исходного текста.
Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции
научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.
Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения. (6 часов)
Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.
Авторская позиция.
Основная часть сочинения.
Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.
Тренировочные сочинения.
Практические работы:
1) написание сочинений-рассуждений;
2) редактирование.
Календарно-тематическое планирование

Тема 1. Стилистический и
типологический анализ текста
1 Текст. Тема и основная мысль текста
2 Средства связи между частями текста Способы связи предложений в тексте
3 Выделение микротем в тексте
4 Лексические средства организации текста
5 Морфологические средства организации текста
6 Синтаксические средства организации текста
7 Стили речи
8 Типы речи
9 Контрольная работа 1 (промежуточная)
Тема 2. Лингвистический анализ
текста
10. Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие
описание и рассуждение Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение
11. Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм
12 Синонимы. Контекстные синонимы
Антонимы. Контекстные антонимы
13 Фонетические средства
выразительности: аллитерация,
ассонанс, эвфония, диссонанс.
Звукопись
14-15
Тропы: метафоры, сравнение,
эпитет, олицетворение, ирония,
гипербола, метафора, аллегория,
перифраза. Художественный
символ, паронимы
16-17
Стилистические фигуры: градация,
антитеза, оксюморон, лексический
повтор, анафора, эпифора,
параллелизм, эллипсис, умолчание,
риторические фигуры синтаксические конструкции
18 Промежуточная контрольная
работа
Тема 3. Анализ текста.
19 Содержание исходного текста
20 Тексты функционального стиля.
Анализ композиции текстов
научного, публицистического,
разговорного стилей
21 Рецензия. Эссе
22 Промежуточная контрольная
работа
Тема 4. Композиция и языковое
оформление сочинения.
23-24
Выступление к сочинению.
Смысловые и грамматические связи
предложений. Авторская позиция
25-26
Основная часть сочинения.
Изложение собственного мнения
27 Заключительная часть сочинения
28-32
Тренировочные сочинения
33-34
Итоговая контрольная работа
Итого 34
часа
15