Урок литературы по теме А. П. Чехов. Рассказ Тоска


А.П.Чехов. Рассказ «Тоска».

Цель урока : изучение творчества Чехова, изучение рассказа « Тоска»;
развитие навыка поиска проблемы в произведении;
воспитание гуманизма.



Оборудование урока: Видеофильм « Жизнь и творчество А.П.Чехова»

Материалы урока: Сборник рассказов А.П.Чехова.
Вопросы для работы по группам.

Ход урока:
Организационный момент.

2.Новый материал.

Художественное чтение эпизода из рассказа А.П.Чехова «Ванька».

Вопросы учителя:
- Кто из русских писателей написал этот трогательный и вместе с тем юмористический рассказ о добром мальчике , но абсолютно безграмотном ?
Ответ ученика : А.П.Чехов.

Эпиграфом к нашему уроку можно использовать слова известного русского писателя Сергея Довлатова : «Можно благоговеть
перед умом Толстого, восхищаться изяществом Пушкина. Ценить
нравственные поиски Достоевского. Однако похожим быть хочется
только на Чехова».

Учитель :
- Я предлагаю вам отправиться в заочную экскурсию по чеховским местам. Экскурсию нам проведет сестра А.П.Чехова Мария
Чехова.

Просмотр кинофильма « Жизнь и творчество А.П.Чехова».

Вопросы учителя к учащимся после просмотра:
- Какой город является родиной А.П.Чехова?
- Сколько детей было в семье Чеховых?
- Какую роль в жизни детей играли отец и мать?
- Какие отношения были между детьми?
- Почему только А.П.Чехову удалось стать великим русским писателем?
Учащиеся отвечают на вопросы.

Учитель:
- А теперь продолжим знакомиться с творчеством А.П.Чехова. Нам предстоит познакомиться с рассказом «Тоска», попытаться определить
в нем основную проблему.
-Вам уже известны некоторые произведения А.П.Чехова ( « Хамелеон»,
« Толстый и тонкий» , « Смерть чиновника».)
- Над чем смеётся Чехов в этих рассказах?
Учащиеся:
- Чехов смеётся над чинопочитанием , которое делает человека мелким,
ничтожным.

Учитель:
-Далее вам предстоит познакомиться с рассказом «Тоска».
- Вы проведете небольшую научную работу по рассказу « Тоска».
Для этого вам нужно создать научные группы. Работу вы будете
проводить по следующей схеме:
чтение отрывка из рассказа в своей научной группе;
работа по вопросам;
выбор докладчика для комментирования отрывка рассказа;
систематизация знаний по рассказу;
определение основной проблемы рассказа.


Вопросы для работы в группе:
О чем история?
Атмосфера действия.
Образы героев.
Речевая характеристика.
Эмоции, чувства, переживания.
Непонятности текста.
Рассказчик (учащийся должен выбрать персонажа , от имени которого он повел бы рассказ).
О чем хотел сказать чехов в этом отрывке.

Учащийся:
- Рассказ « Тоска» . Эпиграф из духовного стиха: « Кому повем печаль мою?». Зимние сумерки. Снег. Все им окутано. Когда извозчика Иону Потапова кричат седоки, он видит мир «сквозь ресницы, облепленные снегом».
У Ионы умер сын, семь дней прошло, а поговорить ему не с кем.
« Толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски Тоска громадная, не знающая границ. Лопни грудь Ионы и вылейся из неё тоска, так она бы, кажется весь свет залила, но, тем не менее, её не видно» Едва лишь проснулась в Ионе тоска , едва пробудился страдающий человек, как ему не с кем стало говорить. Люди привыкли видеть в нем лишь извозчика и обращаться с ним только как седоки. Пробить этот лед ему не удается. Ему нужен человек, способный откликнуться на его неизбывную боль теплом и участием. Но седоки не желают и не могут стать людьми: « А у меня на этой неделе тово Ну , погоняй, погоняй!»
И поздно вечером Иона идет проведать лошадь. Неожиданно для себя он изливает всю накопившуюся тоску перед ней: « Таперя
Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина Иона увлекается и рассказывает ей все»

Учитель:
- Обобщив сообщения всех групп , мы делаем вывод .
К середине 80-х годов в творчестве А.П.Чехова намечается некоторый перелом. Веселый смех уступает дорогу драматическим интонациям. В мире пошлости и казёнщины появляются проблески живой души, проснувшейся, посмотревшей вокруг и ужаснувшейся своего одиночества.
Мера человечности в мире, где стали редкими сердечные отношения между людьми, оказывается мерою духовного одиночества.

Учитель:
- Сформулируйте на основании выше сказанного проблему рассказа.

Учащиеся:
- Основной проблемой рассказа А.П.Чехова является проблема
человека и общества.

Подведение итогов.
Отметки.
Домашнее задание: подготовиться к сочинению « В чем особенности
изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века »

15