Урок Обучение грамоте.Согласные глухие звуки [х] и [ х’], буквы Х и х. Сельский труд.»

Урок обучения грамоте (1 класс).

Тема: «Согласные глухие звуки [х] и [ х’], буквы Х и х. Сельский труд.»
Цели:
Ознакомить учащихся с согласными звуками [х] и [ х’], буквами Х и х.; научить правильно, плавно и осознанно читать по слогам слова и текст;
научить отвечать на вопросы, развивая речь, мышление ребенка, выражать свои мысли и чувства, объясняя значение пословиц;
воспитывать уважение к труду и людям труда, бережное отношение к хлебу.
Оборудование: презентация к уроку, алфавит, таблица слогов.

Ход урока
Орг. момент
(Слайд 2)
Вот книжки на столе,
А вот тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки.
Сегодня в классе у ребят
Урок уж очень важный.
Сегодня с вами мы узнаем
Что важней и вкусней всего
Бывает на столе на нашем.

2. Разработка речевого аппарата

Чтение алфавита
звуками прочитать согласные буквы;
прочитать только гласные буквы
2) Работа со слогами (Слайд 3)
3) Работа с орфографическим словарем (стр. 71) (Дети подряд читают один столбик слов на букву х)
- Найдите слова, отвечающие на вопрос кто?
ХЛЕБОРОБ
ХИРУРГ
- Какие звуки слышим в начале этих слов? ([х] и [ х’])
- Посмотрите, как этот звук обозначается буквой. На что похожа буква?
(Слайд 4)
Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка.
- Сконструируем эту букву из палочек.
3. Чтение слогов-слияний
ХА ХО ХУ ХИ ХЕ
- А теперь договорим каждое слияние до целого слова.

4. Физкультминутка
5. Чтение загадки за учителем
орфографически;
орфоэпически
(Слайд 5)
ШИРОКО, А НЕ МОРЕ,
ЗОЛОТО, А НЕ ДЕНЬГИ.
СЕГОДНЯ НА ЗЕМЛЕ,
А ЗАВТРА НА СТОЛЕ.
(хлеб)
6. Работа с пословицами
(Слайд 6)
ХОЧЕШЬ ЕСТЬ КАЛАЧИ – НЕ СИДИ НА ПЕЧИ.
- Что означают эти слова? Как вы понимаете?
- Верно. Калачи выпекаются из очень хорошей муки, они вкусные, пышные. Чтобы испечь такой хлеб надо много поработать, а не сидеть на печке. Если хочешь есть вкусный хлеб, не ленись. Работай.
- Какие пословицы о хлебе знаете ещё?
ХЛЕБУШЕК - ОТ ЗЕМЛИ, СИЛУШКА – ОТ ХЛЕБА.
(Слайд 7)

ЕСТЬ ПОСЛОВИЦА В НАРОДЕ
ХЛЕБ – НА СТОЛ – И СТОЛ РАСЦВЕЛ.
НУ, А КТО РЕБЯТА, ЗНАЕТ,
КАК К НАМ ХЛЕБ НА СТОЛ ПРИШЕЛ?
(Беседа о том, как хлеб «приходит» в дом)

7. Работа с «Азбукой»
а) Словарная работа (чтение орфографически, орфоэпически)
колхозник трактор косилка комбайн хлеборобы
б) Чтение текста
в) Ответьте на вопросы:
- Когда хлеборобы пашут и сеют? (весной)
- Когда они ухаживают за посевами? (летом)
- А что они делают осенью? (убирают урожай)
- Какие машины работают на полях?
г) Работа с текстом Пермяка «Славка» (чтение учителем)
- Почему хлеб считают самым главным продуктом питания?
- Сколько труда нужно приложить, чтобы вырастить хлеб?
- Люди каких профессий принимают участие в том, чтобы мы с вами в столовой съели кусочек батона?
/Беседа о бережном отношении к хлебу, уважении труда многих людей/
д) Чтение стихотворения «Слава хлебу!»
е) Составление предложения из букв разрезной азбуки
ХЛЕБ – НАШЕ БОГАТСТВО.
8. Итог урока
(Слайд 8)
А теперь скажи, дружок
Тебе понравился урок?
Что расскажешь дома маме?
Поделись сейчас ты с нами.
- Кому было интересно на уроке?
- Что особенно запомнилось?
- С какими новыми звуками и буквами познакомились?
- Как можно беречь хлеб?

9. Домашнее задание
Читать, рассказывать стихотворение, найти пословицы о хлебе.


15