Статья на тему: Формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности защищать свою Родину

Формирование у молодёжи высокого патриотического сознания,
верности Отечеству, готовности защищать свою Родину
Малежина Е.И. преподаватель
Богучарского филиала ГОБУ СПО ВГПГК
malezhina.irina@yandex.ru

Патриотизм – это не значит только одна любовь к Родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлимости от родины и неотъемлимое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.
А.Н.Толстой
Создание и обеспечение сбалансированной системы патриотического воспитания молодёжи является важным условием развития Российской Федерации как свободного и демократического государства.
Патриотическое воспитание и гражданское становление российской молодёжи в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Наличие чувства любви к своей Родине и его осознанность имеет большое значение в социальном, духовном, нравственном и физическом развитии личности человека. Патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства. В рамках данного направления проводится комплекс мероприятий направленных на формирование у российской молодёжи высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности защищать свою Родину. 
О важности приобщения к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому нам необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Патриотическое воспитание молодёжи в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. 
В различных стратегических документах, посвященных теме развития Российской Федерации, а также в программных выступлениях руководителей нашей страны, в том числе заявлениях Президента Российской Федерации В.В. Путина, многократно определялась не только важность государственного внимания к сфере патриотического воспитания молодёжи, но и наличие государственного заказа на воспитание гражданина с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого, высоконравственного, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры разных народов – патриота своей Родины.
Социально-экономические изменения внутри нашей страны, а также сложная геополитическая обстановка в мире требуют отлаженной работы всей системы патриотического воспитания молодёжи. В связи с этим значительно возросла роль педагогических работников отвечающих за реализацию государственной молодёжной политики в деле нравственно-патриотического становления подрастающего поколения, подготовки его к самостоятельной жизни.    
Военно-патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Цель военно-патриотического воспитания - развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности Патриотизм и интернационализм – важнейшие моральные качества человека. Они выступают как составные части его мировоззрения и отношения к Родине, другим нациям и народностям. Патриотизм и интернационализм являются ключевыми понятиями педагогики межнационального общения.
Патриотизм (от греч. patris – родина, отечество) определяется в философии как “нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины”.
Патриотизм как высшая нравственная ценность включает такие составляющие, как любовь к семье, Родине, родному языку; знание истории своей Родины, уважение традиций и обычаев своего народа; понимание общеполитической ситуации в мире и задач, стоящих перед страной; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; стремление к отстаиванию чести и достоинства Родины, готовность защищать Родину; осознание своего гражданского и патриотического долга, готовность служить интересам Родины; активное и сознательное участие в трудовой деятельности при сочетании личных и общественных интересов.
Патриотизм – естественное чувство каждого человека. Родившись, человек постоянно впитывает энергетику того места, где появился на свет. Ребенок, развиваясь и мужая, свою любовь к родителям переносит на родной край. Уже в раннем детстве образ Родины возникает вместе с осознанием собственного “Я”. В дальнейшем этот идеальный образ соединяется с реальными объектами, находящимися в чувственно воспринимаемом мире. Ощущение Родины тесно связано с ее природой, красотой родного края. Это чувство материализуется с особой полнотой, становится исходным внутренним переживанием.
В последние годы наметилась тенденция постепенной утраты традиционного российского патриотического сознания. В некоторых регионах страны патриотизм начал перерождаться в национализм.
Патриотическое воспитание, как и нравственное, невозможно осуществить по инструкциям и через добровольно-принудительные игры, которые уместны в военном училище и чужеродны в общеобразовательных учреждениях. Для того чтобы в случае опасности человек не задумываясь встал на защиту своей Родины, он должен чувствовать к этой Родине любовь. Патриотическое воспитание является составной частью воспитательного процесса в целом. Патриотическое воспитание – это воспитание у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Главным методологическим принципом патриотического воспитания учащихся должно быть обеспечение их познания и осознания своей малой Родины. В дореволюционной России в школьных программах существовал предмет “Родиноведение”, который позднее был переименован в “Краеведение”. В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля читаем: “Краеведение – это совокупность знаний об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности – природы, хозяйства, истории, быта людей – преимущественно местными школами”. Разгромленная в 1929 г. краеведческая наука вновь заняла в жизни общества достойное место.
Патриотизм рассматривается, прежде всего, как любовь к своему Отечеству и является глубоким и сильным человеческим чувством. На повестке сегодняшнего дня стоит задача воспитания гражданина и патриота, осознающего свой долг перед Отечеством и малой Родиной, свою российскую идентичность.
Принципиально новые задачи, поставленные XXI в. перед системой образования, требуют переосмысления используемых педагогических категорий, понятий, дефиниций, расширения понятийного поля педагогики. Решение новых государственно-общественных проблем, которые возникают в области воспитательной работы, в значительной мере замедляет недостаточное законодательное, нормативно-правовое, научное, финансово-экономическое, кадровое и управленческое обеспечение идущих процессов. Необходимо отметить и дефицит внимания законодательства РФ к вопросам воспитания молодежи, которое рассматривается в основном в контексте образования.
Неопределенность духовно-нравственных ориентиров в воспитании молодежи привела к отсутствию четкого социального заказа семье, школе, образовательным учреждениям, что негативно сказывается на поведении и убеждениях молодых людей. Социально-педагогическая диагностика, социологические исследования показывают радикальное изменение ценностей и приоритетов молодежи в новой России и их глубокую дифференциацию по регионам, социумам, уровню образования, возрасту и т.д., что нельзя не учитывать при неформальной организации воспитательной работы. Так, новой, ранее нефиксируемой ценностью стало “желание родиться за границей” (32,1 % от числа опрошенных, еще 21,6 % затруднились ответить на этот вопрос). В качестве основных причин этого выделены: низкий уровень жизни в РФ (45,6 %), низкая правовая и социальная защищенность (23,2%), низкий культурный уровень в обществе (10%), трудности проявления своих способностей в России (12,4%) . Настораживающей тенденцией является завышенная самооценка молодых людей, их некритическое отношение к себе. Разный уровень требовательности к обществу, государству и к самим себе свидетельствует о нерегулируемых обществом тенденциях формирования жизненных ценностей молодежи.
События последнего двадцатилетия дают все основания полагать, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения России; в стране не удалось создать достаточно справедливую систему общественно-государственных отношений, резко снижено воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Общество не имеет общепризнанного идеала, а его духовно-нравственные ориентиры оттеснены на второй план приоритетами рыночной экономики. Очевидным становится возрастающее отчуждение учащейся молодежи от государства (низкий уровень гражданского самосознания, утрата патриотических ориентиров, агрессивность, экстремистские тенденции), образовательных учреждений (потеря интереса к учебе, знаниям), семьи (ослабление воспитательной функции родителей), коллектива (ослабление общественной активности молодежи) и даже от самих себя (деформация сознания).
Находясь в условиях идеологического “вакуума”, российское общество ведет поиск новой идеологии, под которой в первом приближении следует понимать систему идей, способных сплотить россиян, активизировать их интеллект, волю и силы для выхода России из затяжного кризиса, стимулировать их патриотические чувства и оптимизировать их деятельность.
Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Разработка научно обоснованных концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан, его теоретических основ является актуальной задачей.
С понятием “патриотизм” тесно связано другое понятие – “интернационализм”. Интернационализм определяется как взгляды и политика, выражающие совпадение коренных интересов или стремлений к объединению разных государств, этносов или их представителей. Объективной основой интернационализма является процесс интернационализации производства, информационного обмена, научно-технического и культурного развития. Интернационализм предполагает уважение к другим народам, их культуре, традициям и обычаям.
Интернационализм – принцип солидарности и сотрудничества различных народов или социальных групп, основанный на общности их интересов, равноправии и независимости. Он является основой взаимопонимания, взаимного доверия, взаимопроникновения культур, ценностей, знаний, технологий. Интернационализм предполагает тесное сотрудничество, равноправие, дружбу и взаимопомощь между странами и народами, проживающими в них, гарантирует правильное решение национальных и интернациональных задач. В основе интернационализма лежит уважение ко всем большим и малым нациям и народностям, их государственному суверенитету, готовность жить в мире и дружбе со всеми государствами.
Чрезмерное увлечение, как патриотизмом, так и интернационализмом может породить негативные явления, что, в свою очередь, не способствует принятию конструктивных решений в возникающих конфликтных ситуациях. Крайнее проявление интернационализма – космополитизм, который можно определить как отказ от национальных традиций, культуры, патриотизма. Космополиту безразлична судьба своего народа, своей Родины, а важно, прежде всего, собственное благополучие. Формирование интернационализма, воспитание чувства уважения к другому народу начинаются, как правило, со знакомства с его традициями, обычаями, культурой, искусством и особенно литературой. Специалисты по интернациональному воспитанию советуют преподавателям знакомить студентов с культурами тех народов, представители которых имеются в данном учреждении. Это создает атмосферу уважительного отношения к культурам разных народов, понимания, что их представители вполне могут жить в мире и согласии.
Нельзя воспитывать патриотизм и интернационализм на словах, путем призывов и лозунгов. Серьезное внимание должно быть уделено формированию собственной гражданской позиции человека. Именно практическая деятельность в масштабах образовательного учреждения, города или даже области стимулирует гражданскую активность, позволяет перейти от слов о любви к Родине к конкретным действиям, подтверждающим эти слова.
Общение, игра, учеба и труд являются не только видами деятельности, но и важнейшими факторами (средствами) воспитания, в том числе и воспитания толерантности, культуры межнационального общения.
Академик Д. С. Лихачёв писал: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе! Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала». Патриотическое воспитание – сложный педагогический процесс, который со временем поможет:
повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры;
раскрыть понимание истинного патриотизма;
избавиться от равнодушия, жестокости, эгоизма;
повысить престиж военной службы в Вооружённых Силах Российской Федерации;
сформировать стойкую патриотическую позицию;
повысить потребность в духовном обогащении;
воспитать уважение к труду, человеку труда.
Образовательное учреждение  является тем институтом, который вводит молодых граждан в мир нашего отечества и, чтобы этот мир продолжал своё существование, необходимо не прерывать традиций. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, т. к. требует большого такта и терпения.
Технологический компонент процесса воспитания патриотизма подразумевает использование широкого спектра форм и методов патриотического воспитания, т.е. тех форм и методов работы, которые имеют акцентированную патриотическую направленность. Можно выделить конкретные направления в содержании патриотического воспитания: культурно-историческое, военно-историческое, духовно-нравственное, правовое, военно-техническое, физическое, психическое, профессионально  деятельное.
Культурно–исторический компонент предполагает ознакомление со знаменательными событиями в истории России, ее переломными моментами, где народ проявил самоотверженность, стойкость и героизм; воспитание гордости за русский народ, его патриотизм, проявившихся в годы суровых испытаний; воспитание любви и благодарности к предкам, таланту русского народа и его созидательному труду.
Военно-исторический компонент предполагает изучение этапов героического прошлого нашей Родины, борьбы русского народа от многочисленных врагов; изучение этапов развития и укрепления новых воинских традиций.
Духовно-нравственный  привитие таких ценностей как гражданственность; формирование высокой социальной активности; выработка правильных подходов к определению истинных и приходящих ценностей в вопросах патриотизма и гражданственности.
Правовой компонент предполагает изучение законов, разъяснение ответственности за их выполнение как фактора развития гражданской зрелости, сознательного отношения к своему поведению; воспитание уважения к законам Российской Федерации, нормам коллективной жизни.
Военно-технический компонент предполагает воспитание убежденности в необходимости защиты Отечества в современных условиях; понимание каждым человеком своей роли и места в выполнении задач по защите Отечества; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для выполнения обязанностей по военной службе.
Физический компонент  сохранение, укрепление и коррекция здоровья, улучшение физического состояния; выработка способности молодого человека сохранить свое здоровье и жизнь.
Психологический компонент предполагает формирование устойчивого положительного отношения к воинской службе; воспитание морально-психологической готовности отстаивать национальные ценности в области патриотизма; профилактика негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие психологической напряженности.
Профессионально-деятельностный  формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству; притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности; развитие способности результативно и с высокой эффективностью выполнять обязанности и достигать конкретных целей; формирование умения прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.
Для реализации этих компонентов предполагается применение соответствующих форм организации деятельности на уроках, во внеурочное время, внеколледжских и общественных организациях:
- словесные формы (собрания, сборы, линейки, лекции, доклады, конференции, диспуты, встречи, студенческие газеты);
-  практические формы (походы, экскурсии, олимпиады, конкурсы работ, поисковая работа, экологическая деятельность, кружки, субботники);
-  наглядные формы (школьные и классные музеи, галерея героев, выставки, тематические стенды).
-  формы организации и руководства жизнью студенческого коллектива (собрания, совещания, заседания актива, дежурства, отчеты);
-  информационно-массовые формы (уроки, доклады, беседы, тематические вечера, линейки, конференции, встречи);
-  действенно-практические (агитбригада, экспедиция, туристический поход);
-  синтетические формы (студенческий клуб, огонек, просмотр и обсуждение кинофильмов, телепередач, книг);
-   формы индивидуальной работы (консультации, беседы, выполнение заданий и поручений).
При формировании гражданско-патриотического воспитания необходимо опираться на соответствующие формы организации деятельности. Все они, несомненно, несут вклад в поднятии уровня гражданско-патриотического воспитания.
Так же при организации гражданско  патриотического воспитания можно опираться на классификацию методов воспитания, предложенной Ю. К. Бабанским:
- методы формирования сознания (понятий, законов, взглядов, убеждений, идеалов), то есть словесные и наглядные методы;
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения (постановка задач, предъявление требований, поручения, упражнения, приручения к выполнению норм поведения);
- методы стимулирования и мотивации поведения (поощрение, наказание, создание ситуаций эмоциональных переживаний, игровых ситуаций);
- методы контроля, самоконтроля, оценки и самооценки деятельности и поведения.
Важной стороной содержательной зрелости организации патриотического воспитания в образовательных учреждениях является его включенность в основные виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную.
Передавая детям знания, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств.











Литература
Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004.
Пашкович А.П. Как воспитать париота / А.П. Пашкович. – : СПб: КАРО, 2009.
3. Выгодский, Л.С. Нравственное воспитание/ Л.С Выгодский Пед.психология. – М.,1991.
4. Замостьянов А. Просвещение и патриотизм // А. Замостьянов Народное образование, 2002. - № 4.
5. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт. Сост. И.А. Пашкевич. – Москва: Учитель, 2008.
6. Преображенский, А.А. Патриотические традиции русского народа // А.А. Преображенский -ПИШ. – 1993.
7. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека: ( Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие/ Сост. О.В. Сухомлинская.-М.: Педагогика, 1990.
8.Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. – М.,1974, -т.9 – С.117-118.
9.Шмаков, С.А. Гражданином быть обязан / С.А. Шмаков. – М.: Знание, 1982.\
10.Интернет-ресурсы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
11. http://5ballov.qip.ru/preview/100748/ -vospitanie-patriotizma