Игра в образовательном процессе и ее роль в развитии способностей младших школьников

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чернецовская средняя общеобразовательная школа






Игра в образовательном процессе и ее роль в развитии способностей младших школьников







Подготовил учитель
начальных классов
первой квалификационной категории
Тищенко И.Н.









Х. Чернецов
2016


( Слайд 1)
Я, Тищенко Ирина Николаевна, учитель начальных классов I квалификационной категории Чернецовской СОШ , педстаж работы 16 лет
Актуальной темой моего выступления считаю : «Игра в образовательном процессе и ее роль в развитии способностей младших школьников»
(Слайд 2)
« Для меня большое счастье видеть светящиеся глаза встречающих меня детей. Я черпаю в них силы, вдохновения, веру в себя и в то, что смогу подарить им сегодня что- то хорошее, ну хотя бы интересный урок.»

В процессе работы над темой я пришла к выводу, что игра на уроке имеет существенное значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся начальных классов.
Проведя и проанализировав исследования я выявила ,что игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает мне донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на данном конкретном уроке.
Игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности учащихся.
Таким образом, игра- это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.
(Слайд 3)
В.А. Сухомлинский говорил, (щелк) что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
(Слайд 4, щелк)
Проблема: Как с использованием игры развить способности младших школьников
Цель: Изучить современные педагогические (игровые) технологии и применить их для развития индивидуальных и творческих способностей младших школьников
Задачи: - формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия);
- развитие образного и логического мышления;
-развитие вариативности мышления, творческих способностей, воображения и конструктивных умений.
-развитие речи (умения обосновывать свои убеждения, строить простейшие умозаключения);
-формирование умений обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их строго подчиняющимся заданным правилам и алгоритмам.
И если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики проблему мотивации учебной деятельности.
На детскую игру можно смотреть по-разному. Но есть законы, не подчиняющиеся ничьим желаниям. Согласно одному из них, если какая-то стадия развития не пройдена полностью, то следующая будет протекать искаженно. Детство время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать недоигранное, вместо того, чтобы идти вперёд. Интересное дело, интересный урок способны захватить ребенка, и он с увлечением
работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь.
Игра учит. Следовательно, это средство обучения.
(Слайд 5)
Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д. Игру или игровой момент можно провести и на различных этапах урока. Особенно большое поле деятельности в применении игр и игровых моментов именно в начальной школе.
На примере покажем фрагмент урока с использованием игры, как развитие коммуникативных способностей.
(Слайд 6) ( фрагмент урока)
(Слайд 7) Игры применяемые на различных уроках.
На уроках русского языка учащиеся выполняют артикуляционную гимнастику, которая формирует правильную речь. Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата. Ребята выполняют упражнения для языка:
«Лопаточка»
«Иголочка»
«Часики»
«Чашечка»
«Горка»
«Качели»
(Слайд 8)Уроки русского языка
Интегрирование уроков русского языка и литературного чтения.
1. Игровая сценка «В гостях у Зимы»
2. Игра «Буква потерялась»
3. Работа по картинке в парах.
Повторяя и закрепляя тему Предлоги , можно провести игру « Кто больше»
(Слайд 9) Уроки математики
Интересным игровым упражнением для ребят являются
« Магические квадраты», «Зашифрованное слово»
На уроках математики проводятся такие игры как «Молчанка», « В лес за грибами», « Называй, не зевай»
(Слайд 10) Уроки окружающего мира
Поскольку игра является величайшей школой социального опыта, та познавательная информация, которую учащиеся получают благодаря игровым приемам и методам, расширяет их кругозор и возбуждает интерес к познанию вообще к учебной деятельности в частности.
Игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире.
(Слайд 11) Уроки ОБЖ и ПДД
Среди многих предметов, которые нужны человеку, наука безопасности – одна из самых первых. На внеклассных занятиях необходимо проводить беседы по основам безопасности жизнедеятельности, а лучше всего это делать с помощью игры.
Игра «Лото», игра « Сигнал светофора»
(Слайд 12) Уроки литературного чтения
Девиз нашего класса на уроках мы заимствовали из автобиографии итальянского писателя Джанни Родари. «Игрушки, также важны, как книги: если бы это было не так, ребята не любили бы их. А раз они их любят, значит, игрушки учат их чему-то такому, чему иначе научиться нельзя.»
(Слайд 13) Внеурочная работа « Почемучка»
Игры со словами. Сказки с тремя концами. Сочинение сказок на новый лад.
(Слайд 14)
(Слайд 15) Таким образом, можно говорить о том, что сущность игры на уроке представляют собой ступени (щелк) от игры-забавы к (щелк) игре-увлечению познанием. И высшей ступенью является – (щелк) от игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ.
(Слайд 16)
Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра- это (щелк)
- эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся ;(щелк)
- тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;(щелк)
- стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;(щелк)
- способствует преодолению пассивности учеников;(щелк)
- способствует усилению работоспособности учащихся.
Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь учителю приходит замечательное средство – игра.
Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.
Мы представили лишь малую долю игровых упражнений. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами.
Свое выступление хочется закончить словами Конфуция «Учитель и ученики растут вместе». Так пусть игры имеют место быть на уроке позволяют расти как ученикам, так и учителю.
(Слайд 17) Спасибо за внимание!
15