Презентация выступления на педсовете на тему Использование инновационных технологий здоровьесбережения на уроках фортепиано


на уроках фортепианоСевастопольская специализированная 1-3 ступени школа № 57 с музыкально-хоровым профилем обучения «В неумелых руках и в ненадлежащих случаях такое могущественное средство, как музыка может... сделать даже здорового человека больным, ...ни одно ощущение не представляет столь сильного чувствительного возбуждения, как ощущение слуховое»(врач А.И. Тарханов конец XIX в) Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике. Лейбниц Г. Бог дал нам музыку, чтобы мы прежде всего влеклись ею ввысь... Ницше Ф. Здоровьесберегающие технологии Это система мер по охране и укреплению здоровья детей, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье;Предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценностного отношения к своему здоровью;Понятие "здоровьесберегающая" относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихся.Главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание детей не сопровождается нанесением ущерба их здоровью. Направления внедрения здоровьесберегающих технологий на уроках фортепиано: Сохранение психического здоровья учащихся;Преодоление перегрузки;Дифференциация обучения (индивидуальный подбор качественного репертуара, соответствующего особенностям и уровню развития каждого ребенка);Создание на уроках ситуации успеха;Применение элементов телесно-ориентированной терапии (физических упражнений для снятия напряжения);Развитие когнитивной сферы учащихся (внимания, памяти, мыслительных операций – анализа и синтеза, образного мышления, мелкой моторики – «пальчиковая терапия»)Развитие эмоциональной сферы учащихся как способ снятия стрессов (создание музыкальных образов в произведениях, умение передавать через исполнение определенное настроение музыки)Использование музыкотерапии на уроках;Сохранение здоровья учителя. Преодоление перегрузки Расписание общеобразовательных и музыкальных дисциплин.Оптимальное время для отдыха детей.Профессиональное построение урока, опираясь на принципы здоровьесбережения. Индивидуально-дифференцированный подход - основное средство оздоровительно-развивающей работы с детьми Индивидуальный подбор качественного репертуара, соответствующего особенностям и уровню развития каждого учащегося с учетом его ведущей модальности и темперамента;Разнохарактерные произведения, а также разножанровые произведения с целью снижения психологической нагрузки и возможностью эмоционального самовыражения. При этом создается возможность сбрасывать эмоциональное напряжение что напрямую способствует здоровьесбережению ребенка. Практическое применение телесно-ориентированной терапии (упражнения для снятия напряжения, дыхательные упражнения.) сферы Мыслительные операцииОбразное мышлениеМелкая моторикаПальцевая терапияРазвитие вниманияРазвитие памяти Развитие когнитивной Сохранение психического здоровья учащихся Комфортное начало и окончание урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой детей. Этот метод помог детям освоить следующие способы самооздоровления:а) использование положительных установок на успех в деятельности: «У меня всё получится! Я справлюсь! Мне всё по силам!»;б) умение настроить себя на положительную волну: «Улыбнись самому себе»;в) рисование на полях тетради различных рисунков или символов, которые дают настрой на успех;г) сочинение маленьких попевок, которые раскрывают настроение перед уроком, а затем в конце урока.Эмоциональный климат урока во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористической составляющей педагогического общения. Целебное действие музыкотерапии Музыка может использоваться как оформление фона занятий и сопровождение различных моментов урока.Тихая мелодичная музыка обладает седативным (успокаивающего действия, способствующего развитию процессов торможения) действием и нормализует функции сердечно-сосудистой системы.Ритмичная музыка вызывает повышение тонуса скелетной мускулатуры, оказывает благоприятное влияние на деятельность внутренних органов и систем.Мажорные мелодии придают человеку бодрость, улучшают самочувствие, психоэмоциональное состояние.Вербально-музыкальная психорегуляция используется для улучшения самочувствия, восстановления, снятия психоэмоционального напряжения.Целесообразно также организовывать прослушивание произведений инструментальной классической музыки (2 раза в неделю в группах по 6-8 человек) с целью изменения настроения участников группы, отвлечения их от переживаний, уменьшения тревоги, снятия усталости, отдыха, восстановления работоспособности.С этой особенностью связана дифференциация обучения, когда ребенку подбирается репертуар не только по его уровню пианистического развития, а и с целью улучшить его физическое состояние. Фонотека фортепианного отдела Создание ситуации успеха на уроках и во внеклассной работе Использование технологий, дающих учащимся опыт «успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социально- психологической адаптации в самостоятельной жизниУчастие в конкурсах, концертах и аплодисменты и поощрения, которые ребенок получает Всеукраинский конкурс «Царский салон -2013»г. Ялта Международный конкурсИспания 2013 Всеукраинский конкурс «Царский салон -2013»г. Ялта Здоровье преподавателей Поддержание окружающего пространства в чистоте и порядке.Создание доброжелательной , творческой обстановки в методическом объединении.Предупреждение стрессовых факторовВзаимовыручка и взаимопомощьКоллективная плодотворная работа, приносящая удовольствие и удовлетворение. Один из рецептов возвращения к ЗОЖ – УЛЫБКА! она поднимает настроение, даже если первоначально вызвана искусственно;улыбка располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные эмоции учеников;заметно подтягивает мышцы лица, позволяет выглядеть молодо и мило.