Коллективизация сельского хозяйства и форсирование индустриализации страны


Урок 17 «Коллективизация сельского хозяйства и форсирование
индустриализации страны»
Эпиграф:
Разглядеть, что истинно, что ложно,
Может только беспристрастный суд:
Осторожно с прошлым, осторожно, -
Не разбейте глиняный сосуд.
В.С. Высоцкий
Цели урока:
- выявить причины перехода к сплошной коллективизации, проследить её основные этапы и проанализировать итоги сельскохозяйственной политики СССР в 30-е года;
- познакомиться с особенностями коллективизации в регионе;
- изучить процесс модернизации экономики нашей страны в 20-30 годы, выяснить причины, цели, источники;
- познакомить с источниками накопления и особенностями проведения индустриализации в СССР;
- продолжить вырабатывать умения анализировать, обобщать, делать выводы, сопоставлять таблицы;
- формировать у обучающихся самостоятельные убеждения как основу их мировоззрения в процессе познавания, используя различные источники;
- содействовать формированию гражданственности, патриотизма;
- создать ситуацию успеха.
Основные понятия: репрессии, коллективизация, раскулачивание, кулаки, индустриализация, пятилетка, форсирование, трудовой героизм, стахановское движение, социалистические соревнования.
Методы работы на уроке:
- фронтальная работа с классом;
- беседа;
- работа в парах.
Средства обучения: учебник, карта «Индустриальное развитие СССР в годы предвоенных пятилеток», раздаточный материал, таблицы, плакат (эпиграф).
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Этап организации урока
Вводное слово учителя.
- Ребята, эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала слова В.С.Высоцкого.
Разглядеть, что истинно, что ложно,
Может только беспристрастный суд:
Осторожно с прошлым, осторожно, -
Не разбейте глиняный сосуд.
- Мы с вами не должны выступать с позиции судей, нам надо уметь делать правильные выводы, давать аргументированную оценку историческим событиям.
2. Проверка домашнего задания
- на предыдущем уроке мы рассматривали тему формирования мобилизационной политической системы.
Давайте проверим ,насколько прочно вы усвоили эту тему.
2.1. Вопросы на задание дат (каточки для обучающихся со средним уровнем обученности)
2.2. Карточка 2 (задания по структуре КИМов) для обучающихся с повышенной учебной мотивацией, высоким уровнем обученности.
2.3. Фронтальный опрос
- Как проводилась мобилизация общества для исторического прорыва?
- Расскажите о централизации государственного политического управления?
- Подведите итоги изученной темы «Формирование мобилизационной политической системы».
- К следующему уроку я проверяю домашнее задание, выполненное вами в тетради(развернутый план по изученной теме).
3. Этап актуализации темы, сообщение темы урока, целей.
- Я думаю, никто не сомневался в том, что правдивый анализ уроков прошлого помогает решать сегодняшние проблемы.
Слайд 1.Тема нашего урока ( на экран тема и цели) «Коллективизация сельского хозяйства и форсирование индустриализации страны»
В ходе урока нам необходимо: ( зачитываются цели)
4.Этап изучения нового материала
4.1.Объяснение учителем подтемы урока «Коллективизация сельского хозяйства»
Объяснение учителя.
Обратимся к папкам на столах и найдем определения терминов коллективизация и индустриализация
В конце 20-х годов на повестку дня сама жизнь поставила задачи индустриализации страны и реконструкции экономики, социалистических преобразований в деревне.
В декабре 1925 года XIV съезд ВКП (б) принял курс на индустриализацию страны с опорой на собственные силы.
В 1927 году XVсъезд ВКП (б) определил форму эксплуатации аграрного сектора в форме коллективных хозяйств.
Зимой 1927-1928 гг. в стране разразился кризис хлебозаготовок.
Руководство страны прибегло тогда к насильственным методам изъятия зерна.
В правительстве страны сформировались две точки зрения на проблему выхода из кризиса: точка зрения Бухарина и Сталина.
Давайте обратимся к имеющимся на ваших столах папкам, приложения 1 и 2, и ответим на вопрос «Какой перспективе выхода из кризиса вы бы отдали предпочтение»?
Обучающиеся зачитывают материалы.
Более убедительным оказался план Сталина .Весной 1928 года был взят курс на коллективизацию в сталинском варианте, для чего в село была направлена материальная помощь в виде техники и налогооблажения, усилилась пропаганда колхозов.
К ноябрю 1929 года было создано 70 тысяч колхозов. Но в основном это были бедняцкие хозяйства.
Слайд 2. Мнение крестьянства по вопросу коллективизации.
Обсуждение .
Проводимая сплошная коллективизация проявилась в ряде негативных явлений, самым страшным их которых стали искалеченные человеческие судьбы.
Слайд 3. Итоги коллективизации (негативные). Негативные итоги выразились в следующем: (зачитываем с экрана). Ребята, давайте обратимся к тексту учебника на странице 262-264 и ответим на вопрос о положительных итогах сплошной коллективизации. А пока вы самостоятельно работаете, я проверю ваши письменные работы.
Опрос обучающихся.
Слайд 4.Итоги коллективизации ( вся таблица).
Слайд 5. Вывод.
Вывод зачитывается учителем и записывается в тетрадь.
4.3. Объяснение учителем подтемы урока «Форсирование индустриализации страны». Обращаемся к нашему словарю. Что означает термин «Форсирование»?
Слайд 6.Документ.
Изучив текст, ответьте, пожалуйста, на вопросы:
Какие причины делали индустриализацию необходимой?
Каковы могли быть её объектные цели?
В начале форсированной индустриализации стали строить ударные объекты.
Коллективизация заложила фундамент для форсированной индустриализации.
Источниками индустриализации, помимо дешевой рабочей силы, стали средства полученные за счет экспорта хлеба, нефтепродуктов, леса, пушнины, льна, золота, художественных ценностей.
Глубочайший экономический кризис западных стран 1929-1933 годов позволил приобрести дешевую продукцию, в первую очередь станкостроительную.
В годы первой пятилетки (1928-1932 гг.) была ликвидирована безработица, среднегодовой темп прироста производства составил 19,2 %.
В первую пятилетку вступило в строй 1500 новых промышленных предприятий, наиболее крупными и значимыми из них стали:
-Магнитогорский металлургический комбинат;
-Кузнецкий металлургический комбинат;
- Сталинградский тракторный завод;
- Московский автомобильный завод;
- Горьковский автомобильный завод.
(Работа с картой у доски и в учебнике).
А также были построены Днепрогэс и Туркестано-Сибирская железная дорога.
Вторая пятилетка (1933-1937 гг.) характеризовалась уступками «зажиточному колхознику» после ликвидации в 1928 году кулачества как класса.
Лозунг первой пятилетки «Техника решает все!» во второй пятилетке сменился другим- «Кадры решают все!»
Задача второй пятилетки заключалась в завершении технической реконструкции.
Вступили в строй 4500 промышленных предприятий.
Наиболее крупными (гигантами) были:
- Уральский завод тяжелого машиностроения;
- Краматорский завод тяжелого машиностроения;
- Челябинский тракторный завод;
- Уральский вагоностроительный завод;
- Металлургический завод «Азовсталь»;
- Металлургический завод «Запоржсталь»;
- Авиационный завод в Москве;
- Авиационный завод в Харькове;
- Авиационный завод в Куйбышеве.
В годы третьей пятилетки (1938г.-июнь 1941г.) основное внимание было уделено укреплению оборонной мощи СССР.
Годы форсирования индустриализации породили наряду с достижениями и большие проблемы:
Чудовищно выросло всемогущество государственного аппарата и бюрократии. Усилился нажим на крестьян, связанный с угрозой войны.
Об итогах развития промышленности в регионе в годы первых пятилеток расскажет обучающийся (сообщение)
Слайд 7. Результаты индустриализации
(достижения)
Зачитываем таблицу.
Давайте с вами постараемся сформулировать просчеты сталинской индустриализации.
Рассуждают обучающиеся.
Слайд 8. Результаты индустриализации (вся
таблица).
Слайд 9. Выводы( для записи в тетради).
Рефлексия
Что нового вы узнали на уроке?
Изменилось ли ваше представление о тех процессах, которые проходили в 20-30 годы?
Вопросы по изученной теме, ответы на которые вы не получили и хотели бы получить?
Что вас заинтересовало и о ком вы бы хотели узнать подробнее?
5. Подведение итогов. Домашнее задание.
Подводятся итоги: отмечаются активные ученики, комментируются поставленные отметки, сообщения.
Домашнее задание: §17 стр. 260-272, вопросы к §17 4,2,5. По желанию написать рассказ на тему «Моя семья в годы коллективизации», «Моя семья в годы первых пятилеток»