Отчет об апробации учебника

Отчет об апробации учебника обществознания.

Фамилия, имя, отчество учителя- Кумышева Анжела Салимовна


Название учебника (УМК), авторы, год издания
Обществознание, 5 класс.
Учебник для учащихся общеобразовательных школ,
авторы Соболева О.Б., Иванов О.В. Вентана-Граф
2013 год

Образовательное учреждение, проводившее апробацию
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов им. Б.С. Дабагова" г.п. Чегем

Сроки апробации
1 сентября 2013- 31 мая 2014года

Количество учащихся в классе (классах), где проводилась апробация
29 учащихся

Оценка актуальности и значимости учебника (УМК)

В образовательном процессе формирование взгляда на устройство мира
осуществляется через дисциплины естественнонаучного и гуманитарного
циклов. Гуманитарные предметы занимают особое место в учебных планах, потому что прежде всего именно они способствуют формированию мировоззрения учащихся, поэтому к учебникам гуманитарного цикла, в частности к учебникам истории и обществознания, предъявляются особые требования.
Задачи современного исторического и обществоведческого образования
заключаются в овладении историческими знаниями и успешной
социализации личности в гражданском обществе. В этой связи необходимы учебники, которые не только содержат необходимую информацию, но и способствуют формированию важнейших культурно-исторических ориентиров для социальной самоидентификации ученика, познания
современных исторических процессов.
В сфере миропонимания человека центральное место занимают
вопросы, касающиеся развития природы, общества, человеческого сознания.
В этой связи учебники гуманитарного цикла должны быть книгами,
представляющими конкретные знания, а также заставляющие задуматься о
мировоззренческих вопросах. Особенно это касается учебника истории. Не
утрачивает своей актуальности высказывание известного французского
историка М. Ферро, который в своей книге «Как рассказывают историю
детям в разных странах мира» пишет о том, что образ других народов или
собственного народа зависит от того, как в детстве нас учили истории,
акцентируя внимание на том, что это запоминается на всю жизнь «зная
прошлое, легче овладеть настоящим». Учебник обществознания не менее
значим, он призван способствовать усвоению норм и правил жизни в
обществе, формированию гражданской идентичности личности.
Учебник для 5 класса «Обществознание» Издательского центра
«Вентана-Граф» (авт. О.Б. Соболева, О.В. Иванов) продолжает предметную
линию учебников системы УМК «Начальная школа XXI века». Он
ориентирован на реализацию федеральных государственных
образовательных стандартов, главное требование которых – деятельностный
и компетентностный подходы к образованию.
Эпитетом к данной учебной книге можно привести слова Сенеки: «Не
для школы учимся». Действительно, содержание материала в
обществознании 5 класса направлено на практическое осмысление всех
жизненных проблем, с которыми сталкивается пятиклассник на протяжении
каждого дня. Воспитательная функция учебника заключается в том, чтобы
способствовать интериоризации культурных норм.
Пятиклассник по данной программе должен научится:
- рационально организовывать свое время;
- вести здоровый образ жизни;
- эффективно общаться со сверстниками и взрослыми в разных
жизненных ситуациях;
- правильно вести себя в школе: на уроке и на перемене;
- соблюдать нормы поведения в общественных местах: на улице, в
транспорте;
- осознанно участвовать в общественной жизни школы;
- конструктивно относится к выполнению домашнего задания;
- искать свое место в системе дополнительного образования;
- оценивать свои поступки в течение дня.
В основе учебника лежит деятельностный подход. Материалы издания
содержат много развивающих заданий и задач, которые учат экономить
деньги, соблюдать правила поведения в школе и на улице, составлять план
действий для решения различных жизненных задач. Например, по проекту
«Идеальное утро» учащемуся предлагалось провести эксперимент: в течение
недели поступать правильно и сравнить: «А что лучше, поступать правильно
или нет? К каким последствиям приводит неправильное поведение?». Эти
выводы ребятам было легко сделать, если сравнительная характеристика была не в пользу неправильного поведения.
Проект «Идеальное утро» начинается с вопросов, побуждающих к
действиям:
1. Составь план «Как надо вести себя утром правильно»?
2. «Сравни, что вы обычно делали неправильно?»
3. Предложение вести себя в течение недели правильно и сделать
вывод, а что же лучше.
4. Вопросы рефлексивного характера: «Что показалось самым
трудным, а что самым простым?»

Проект направлен на достижение регулятивных, личностных и
метапредметных результатов, которые отражают умение строить рассказ,
структурировать материал, искать информацию (например, по теме «Семья»
есть задание с использованием интернет-ресурсов: «В чем проявилась сила
характера знаменитых людей с ограниченными возможностями здоровья»).
В учебнике множество интересных творческих заданий, например:
«Составьте идеальное меню школьной столовой», «Напиши два варианта
плана культурного досуга – для всей семьи и для Вас лично» (по теме
«Искусство») или спроектируй сценарий телепередачи, любимого кружка компьютерной презентации, комиксов и т. д. и т. п.
В программе по обществознанию очень важна тема «Семья», где дается
возможность проиграть семейные роли, вспомнить семейные традиции.
Более того, автор предлагает рекомендации поведенческой стороны «Как
вести себя, если в семье брат или сестра-инвалид».
Учебник содержит памятки о том, как составить план или рассказ, как
работать с иллюстрациями, как доказать свои суждения, как готовить
сообщения, домашние задания и как работать над проектом. Для примера
даются проекты: «Идеальное утро», «Мой микрорайон», «Моё здоровье»,
«Моя семья» и др.
Текст учебника способствует возникновению учебного диалога,
открывает широкие возможности для активного проявления учащимися
своих творческих и познавательных способностей. Коммуникативная
функция учебника позволяет включить ученика в разговор-рассуждение,
например, в издании часто используется прием диалог с Соней, девочкой,
которая «всё вечно делает не так». Учитель может задать вопросы: «Что делает Соня не так? Как бы вы повели себя в данной ситуации» и т. д.
Итак, можно сделать вывод о том, что учебник дает возможность
пятикласснику личностно определиться, адаптироваться в основной школе,
задуматься над ценностями человеческого существования, способствует
формированию самоорганизации и саморегуляции.
Параграфы учебника представляют собой готовые уроки. Страницы
снабжены навигационными значками, что давало возможность эффективно организовать работу учащихся не только на уроке, но и дома.
Подводя итог общей характеристике учебника хотелось бы отметить, что данный учебник позволяет педагогу организовать учебную работу обучающихся на высоком уровне и с использованием современных педагогических технологий ( проблемного обучения, критического иышления, игровых технологий, проектной деятельности и т.д.).
Мы выражаем благодарность авторам учебника и думаем, что он
получит широкое распространение в Кабардино-Балкарии и в других регионах Российской Федерации.
После завершения курса, среди учащихся было проведено анкетирование, результаты которого приведены ниже



Ответы учащихся
Количество человек___________________


Критерии оценки апробируемого учебника (УМК, программы)
Да

Частич-но

Нет

Затруд. ответ.


Что тебе нравится в учебнике?
Интересен для чтения
Много разных заданий
Четко выделены главные идеи
Доступен для моего понимания
Помогает в лучшем изучении предмета
Удобно расположен материал
Качественные иллюстрации

На что направлен учебный материал?
На развитие творческих способностей
На развитие навыков самообразования
На развитие интереса к предмету и практическому применению знаний в жизнь
Считаешь ли ты, что учебник перегружен информацией?
Достаточно ли материала в учебнике для выполнения домашнего задания?

Выбрал бы ты этот учебник?