Конспект по окружающему миру на тему Мы — Граждане России (4 класс)


Технологическая карта урока
Выполнила студентка группы: Н 412/2 Белоусова Ирина Александровна
Класс: 4 Школа России
Тема: Мы - граждане России.
Тип:изучение нового материала
Цели: Обучающая: Формировать представления о том, что значит быть гражданином; первоначальные умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации;
Развивающая: Овладевать  навыками смыслового чтения текста учебника в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;
Воспитывающая: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей национальной принадлежности.
Планируемые результаты
Предметные
Обучающийся моделирует:
научатся объяснять понятия права, обязанности, почему человек должен соблюдать права и выполнять обязанности гражданина России. МетапредметныеРегулятивные: целеполагание – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.
Познавательные: общеучебные – называть объекты действительности в соответствии с содержанием учебного предмета; предметные – знать и объяснять понятия права, обязанности, почему человек должен выполнять свои обязанности.
Коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения, задать вопросы, слушать и отвечать вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Личностные
будут сформированы:проявлять интерес к поисковой и исследовательской деятельности, понимать причины успеха и неуспеха в учебной деятельности; учитывать интересы, наклонности, способности и потребности других учеников при совместной работе, оценивать результаты своих достижений, испытывать чувство гордости за свою Родину.
Межпредметные связи:с изобразительным искусством.
Ресурсы урока:Учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал
Ход урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся
Мотивация познавательной деятельности
Добрый день ребята! Я вижу, что у вас хорошее настроение и очень этому рада. Итак начнем. Приветствуют учителя. Готовность к уроку.
Актуализация необходимых знаний
Давайте вспомним, что вы изучали на прошлом уроке?
- Что такое конституция?
- Что такое законы?
- Главный документ, защищающий права человека?
- Когда отмечаем День прав человека?
- Какой документ защищает права ребенка?
- Кто берет на себя заботу о ребенке, если он остался без родителей?
- До какого возраста человек считается ребенком?
Сейчас я вам на парту раздам карточки с заданием и листочки. Подпишите свои листочки и ответьте письменно на вопрос. Дается по времени вам пять минут.
Вариант - 1
О чем говорится в Конвенции о правах ребенка?
Вариант - 2
Что такое право на отдых, участие в играх?
Сдаем листочки.
На прошлом уроке мы познакомились с правами ребенка.
Сейчас я хочу вам прочитать стихотворение, а вы внимательно послушайте о чем в нем говорится.
Что значит: Родина моя?
Ты спросишь - я отвечу:
Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебе помашет сад
Душистой веткой каждой,
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края.
Всё это – Родина твоя,
Земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобой
Она заманчивых путей
Доверчиво раскроет.
О чем говорится в стихотворении?
Как вы думаете какая тема нашего урока?
Правильно! Тема сегодняшнего урока: "Мы - граждане России". Основной закон России и права человека.
Основной закон страны.
Правила, обязательные для всех.
Всеобщая декларация прав человека.
10 декабря.
Конвенция о правах ребенка.
Государство.
До 18 лет- так записано в конвенции.
Самостоятельно отвечают на вопрос и сдают свои ответы учителю.
Внимательно слушают стихотворение.
О родине.
Будем разговаривать о родине, о гражданах нашей страны.
Организация познавательной деятельности
Давайте поставим цель перед собой чему мы должны научится.
А теперь послушайте рассказ.
Откуда взялось такое название - Россия? В стародавние времена нашу страну называли Русью. Слово "Русь", как полагают ученые, произошли от слова "русло". Русло - это ложе реки, по которому она течет между берегов. Русь - страна рек.
У северян, ближе к Северному Ледовитому океану, где солнце бывает реже и светит не так ярко, как на юге, "русью" называют то место в доме, где светло, где пригревает солнышко. "Поставить цветок на русь", - говорят люди. Поэтому и спелую рожь крестьяне называли "русой", человека со светлыми волосами - тоже русым.
Но еще русскими называли россами. Отсюда и слово "россияне", а страна - Россия. такое название в языке закрепилось с XV в., когда русские стали объединяться в одно государство.
- Как появилось название Россия?
- Кого крестьяне называли "русой"?
- В каком веке появилось название Россия?
А сейчас откройте учебник на странице 164 и прочитаем текст.
- А вы являетесь гражданами России?
- А что это значит - быть гражданином?
А теперь давайте проверим свои предположения, прочитав об этом второй абзац на странице 164 учебника.
А теперь давайте выполним задание №1 страница 60 рабочей тетради.
- А какие права вы еще имеете?
- Узнаем подробнее об этом из текста на странице 164-165 учебника.
- О каких новых правах вы узнали?
- А какие у гражданина есть обязанности?
- Выясним, что относим к правам, а что к обязанностям, выполнив задание 3 на странице 61. Что из перечисленного
относится к правам?
- Что из перечисленного относится к обязанностям?
Физкультминутка:
Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок (трук бока руками)хома раненько встает, (потягиваются)щечки моет (тереть щеки руками)лапки трет (движения мытья рук)Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами)и выходит на зарядку (маршируют)Раз (руки вперед)два (руки вверх)три (руки в стороны)четыре, пять (трясут кистями рук)хомка хочет сильным стать (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).
- Кто является главой нашего государства?
- Кто является Президентом Российской Федерации?
- Прочитайте от президенте и о Правительстве нашего государства на странице 165-166. Что нового вы узнали из текста?
Выполним задание № 2 на странице 61в рабочей тетради.
- Кто является главой нашего государства?
- Как называется парламент нашей страны?
- Из каких двух палат он состоит?
Викторина
1. Какие права у нас есть?
2. А какие обязанности есть у вас?
3. Кого выбирают граждане России?
4. Когда вы получите право быть избранным на государственный пост?
5. Кто является главой нашего государства?
6. Чем он занимается?
7. Президент приносит народу присягу. Что это значит?
8. Из каких палат состоит состоит Федеральное собрание?
9. Чем они занимаются ?
10. Когда закон вступает в силу?
11. Кто решает важные вопросы жизни страны?
Ставят перед собой цель.
Внимательно слушают рассказ учителя.
Ученые полагают что наша страна произошла от слово "русло"
Спелая рожь, человека со светлыми волосами.
В XV в. появилось название нашей страны.
Учащиеся читают текст.
Да.
Выслушиваются ответы.
Читают текст.
Гражданин исполняет законы государства, имеет право на поддержку и защиту государства, а также право на управление страной.
Ученики обсуждают группах и отмечают знаком "+" нужный текст.
Выслушиваются ответы.
Ученики читают текст.
Выслушиваются ответы.
Охрана здоровья и медицинская помощь, получение образования, свободный выбор профессии.
Защита Отечества, участие управлении делами государства, уплата установленных законом налогов и сборов, сохранение природы и окружающей среды.
Выполняют физкультминутку.
Президент.
Выслушиваются ответы.
Читают текст в учебнике.
Выслушиваются ответы.
Ученики с помощью учебника дописывают определения.
Президент.
Федеральное собрание.
Из совета Федерации и Государственной думы.
1. Право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на личную и семейную тайну, на защиту своей чести и доброго имени, на свободный труд и образование, на отдых и др.
2. Выслушиваются ответы.
3. Президента и представителей органов государственной власти.
4. Когда станем старше 18 лет.
5. Президент Российской Федерации.
6. Определяет основные направления внутренней и внешней политики.
7. Клянется уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ, защищать независимость и безопасность государства, верно служить народу.
8. Из Совета Федерации и Государственной думы.
9. Государственная дума принимает законы, а Совет Федерации одобряет или отклоняет их.
10. Если Совет Федерации одобрил закон, он направляется на рассмотрение Президенту.
Как только президент его подписывает, закон вступает в силу.
11. Правительство Российской Федерации. Оно разрабатывает меры по развитию и хозяйства, культуры и других областей жизни.
Подведение итогов
А теперь давайте подведем итоги нашего занятия.
В начале урока мы с вами поставили цель. Все ли цели, поставленные в начале урока мы достигли?
- С какой темой вы познакомились?
- Где можно применить новые знания?
Откройте дневники и запишите домашнее задание:
1. Прочитайте текст на странице 164- 167 учебника.
2. Выполните задание 5 на странице 62 рабочей тетради.
3. Выполните задание 4 на странице 61 рабочей тетради.
На столе у вас лежат полоски трех цветов: красный, желтый, зеленый. Оцените себя на уроке. Если вы были активными, поняли материал, вы разбираетесь, то вы поднимаете зеленый цвет, если вам было трудно и вам нужна помощь учителя, то вы поднимаете желтый цвет, если вам было ни чего не понятно, то красный.
Спасибо за урок! Выслушиваются ответы.
Мы - граждане России.
Выслушиваются ответы.
Записывают домашнее задание.
Рефлексия!
Дополнительный материал: пословицы
- Береги Родину как синицу ока.
- Герой - за Родину горой.
- Главное в жизни служить отчизне.
- Дома и стены помогают.
- Если дружба велика, будет Родина крепка.
- Если народ един, он непобедим.
- Кто за Родину горой, тот истинный герой.
- Нет в мире нашей Родины краше.
- Народы нашей страны дружбой сильны.
- Родина краше солнца, дороже золото.
- У народа один дом - Родина.
- Человек без Родины - что соловей без песни.
Диагностика достижения планируемых результатов:
Дополнительные творческие задания:
Самоанализ
Достижения
Сложности Предложения
Учитель: Пальшина Татьяна Николаевна_________________________
Методист:Сизых Виктория Григорьевна__________________________
Оценка:___________________