Классный час Мы граждане Российской Федерации



Классный час в 9классе
«Мы граждане Российской Федерации»

Учитель истории и обществознания
МКОУ Брединская СОШ №97
Суслина С.Н.
Классный час
«Мы граждане Российской Федерации»
Цель: Формировать у школьников российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона страны
Задачи: - формировать правовую культуру, правосознание учащихся, их уважение к основному закону страны; - развивать у школьников чувство гордости за Россию, ее многонациональный народ, являющийся единственным источником власти в стране; - развивать навыки ведения диалога по вопросам важнейших прав, свобод и обязанностей гражданина; способствовать; - формированию активной жизненной позиции школьников, их гражданскому самоопределению, стремлению к самореализации в России1.Актуализация знаний, подготовка к основному этапу
1.1 Вводное слово учителя (беседа с учащимися, презентация) Сегодня по всей стране проводиться Всероссийский открытый урок, который посвящён, юбилею принятия Конституции Р.Ф. Слайд №1 А какой юбилей? Кто знает, кода была принята Конституция Р.Ф.?(12 декабря 1993г) Слайд №2 Да конституция была принята на всенародном голосовании – референдуме 12 декабря 1993г.- значит, исполняется ей 20лет. Слайд №3 1.2 А что такое Конституция? (Конституция – это основной закон страны) слайд №4 Слово Конституция от лат – «устройство», это основной закон страны, определяющий ее общественное и государственное устройство. Порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. Конституция - это как бы договор граждан с государством. Конституция любой страны имеет высшую юридическую силу. Кто это может объяснить? Что это значит? Во – первых ее нормы выше любых других правовых законов. То есть в государстве не может быть принят закон, который противоречил бы положениям Конституции. Во - вторых, сами законы и иные юридические акты принимаются только теми органами и только в том порядке, который установлен конституцией. 1.3 Историческая справка Слайд №5
2. Усвоение новых знаний и способов действия.
2.1.Структура Конституции. (Работа с документом - Конституция Р.Ф.) По своей структуре Конституция состоит из преамбулы и двух разделов. Преамбула - это вводная часть, предшествующая тексту Конституции. Слайд №6. Откроем Конституцию и прочитаем преамбулу. Преамбула гласит, что данная Конституция принята многонациональным народом Р.Ф., называет шесть основополагающих целей, реализация которых является главной задачей государства Это: - утверждение прав и свобод человека, - утверждение гражданского мира и согласия в Р.Ф., -сохранение исторически сложившегося государственного единства России, -возрождение суверенной государственности России, - утверждение незыблемости демократических основ Российского государства, - обеспечение благополучия и процветания России
Первый раздел содержит собственно текст Конституции и включает 9 глав. Слайд №7 Открываем оглавление и смотрим, как называются эти главы: 1.Основы конституционного строя 2.Права и свободы человека и гражданина 3.Федеративное устройство 4.Президент Р.Ф. 5. Федеральное собрание 6.Правительство Р.Ф. 7.Судебная власть 8.Местное самоуправление 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции. Второй раздел носит название «Заключительные и переходные положения» - юридически закреплены положения по вопросам, которые связаны с введением новой Конституции в действие 2.2 Федеративное устройство
Как называется наша страна? - Р. Ф. Давайте откроем главу № 3.Федеративное устройство, статья 65 «Федерация» - союз, объединение. Слайд №8 Россия объединяет в своем составе субъекты Р.Ф. Как они называются? Найдите в Конституции и подсчитайте общую численность субъектов(21 республика ,9 краев, 4 автономных округа, 1 автономная область, 46 областей, 2 города федерального значения) Слайд №9 Как называется Субъект Р.Ф. в котором живем мы с вами? (Челябинская обл) Слайд №10
2.3 Государственный язык
Какой язык является государственным языком Р.Ф. какие вы знаете государственные языки республик Р.Ф.?(ст.68)
На каком родном языке вы говорите? Каков его правовой статус? (ст. 68) ( является государственным) Что это значит? 2.4 Символы государства Что вам известно о государственном флаге, гербе и гимне Р.Ф., их описании и порядке официального использования, о столице нашего государства? (ст.70) Слайд №11 Перечислите основные прерогативы федерального центра (ст.71) Какова денежная единица в Р.Ф.?(ст75) 3.Первичная проверка понимания. Закрепление знаний и способов действий.
3.1 Гражданин Р.Ф. Итак, мы с вами являемся гражданами Р.Ф. (Демонстрирует паспорт кого- либо из учащихся) А что значит быть гражданином своей страны? Как сказал великий русский поэт Некрасов: «А что такое гражданин? Отечества достойный сын.»Гражданин - человек свободный и ответственный. Гражданин - это житель какой то страны. Гражданин - человек, имеющий права, который несет ответственность за свои поступки Слайд №12 Глава вторая Конституции Р.Ф. называется «Права и свободы человека и гражданина» открываем ее. 3.2 Права человека-это 1)принципы, нормы отношений между человеком и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению(эту часть прав обычно называют свободами ) или получить определенные блага (это собственно права) 2)понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной , политической и культурной сферах, понятие которое является важнейшим показателем развития демократического общества Права человека – это социальные возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт жизни. Как правило, под правами человека понимаются естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие человеку от рождения. Слайд №13 Права принято подразделять на несколько групп: личные, гражданские, политические экономические, социальные, культурные слайд №14 3.2 Работа в группах М ы с вами тоже разделимся на группы – 6 групп. Каждая группа берет одну сферу, я вам даю номера статей, под которыми выделены права, вы читаете их, и пытаетесь определить, к какой группе относятся права, выделенные в этих статьях, так же их надо записать в ту колонку, которая вы считаете ваша.
Задание для групп: №1 -Ст.28-33,63 №2- Ст.19-25 №3- Ст.34-37 №4- Ст. 45-54,60,62 №5- Ст.38-43 №6- Ст.26,44
Обязанности: ст.44(3), 57, 58, 59
Личные Гражданские Политические Экономические Социальные Культурные
Ст.19-25 Ст. 45-54,60,62 Ст.28-33,63 Ст.34-37 Ст.38-43 Ст.26,44
Права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу Права на жизнь в данном государстве Права, обеспечивающие возможность участия в политической жизни страны Узаконенные возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой, предметами потребления Право на благосостояние и достойный уровень жизни Право, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности
Право на жизнь, достоинств, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни Право на гражданство, равенство перед судом, с 18л- все права и обязанности Право избирать и быть избранным, свобода совести. слова, создание союзов и объединений, собираться на митинги,обращаться лично в государственные органы Право быть собственником,, право наследования, на труд, свободный выбор профессии , на отдых, на защиту от безработицы Социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности,потери кормильца; право на жилище,на образование,на мед. помощь Право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, свобода творчества,

4.Обобщение и систематизация знаний. Рефлексия. Обсуждаем и проверяем работу.(1-политичечкие,2-личные,3-экономические, 4-гражданские,5-социальые.6-культурные)
Кроме прав у граждан есть и обязанности, прочитайте статьи № 44(3),57,58,59. Какая из групп вперед назовет обязанности гражданина записанные в Конституции
5.Подведение итогов мероприятия
Обращаемся опять к строкам Н.А.Некрасова «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан»» Слайд №16 Как вы это понимаете? Что мы свами должны делать, что бы быть гражданами, ведь Конституция дает нам столько прав?
Итак, мы с вами граждане Р.Ф.. а это значит …. должны выполнять обязанности и пользоваться правами и еще приносить пользу другим людям и своему государству. Надеюсь, что вы все будете достойными гражданами свой страны
Подводить итоги будем с помощь синквейна. Правила написания синквейна слайд №18,19
Первая строка - одно существительное, ключевое слово темы Вторая строка - два прилагательных, характеристика темы Третья строка – три глагола, это описание действия в рамках темы. Четвертая строка – фраза из четырех слов, показывающая отношения к теме. Пятая строка - резюме, вывод, суть темы

Приложение - листы для работы в группах
Личные Граждан-ские Политиче-ские Экономи-ческие Социаль-ные Культурные
Права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу Права на жизнь в данном государстве Права, обеспечивающие возможность участия в политической жизни страны Узаконенные возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой, предметами потребления Право на благосостояние и достойный уровень жизни Право, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности
Задание для групп
№1 -Ст.28-33,63 №2- Ст.19-25 №3- Ст.34-37 №4- Ст. 45-54,60,62 №5- Ст.38-43 №6- Ст.26,44
Обязанности: ст.44(3), 57, 58, 59