Разработка внеклассного мероприятия 12 апреля — день Космонавтики

ПРАЗДНИК «12 апреля День космонавтики».
Цели: расширить представления детей о космических достижениях, привить чувство гордости за первых покорителей космоса; подвести к пониманию таких нравственных и волевых качеств космонавтов, как доброта, настойчивость, бесстрашие, трудолюбие.
Оборудование: картины космической тематики, фотография Ю. Гагарина, В.
Терешковой, С. Савицкой и других космонавтов, рисунки детей,
презентация «Первый космонавт».
Ход праздника.
1-й. 12 апреля - День космонавтики. (слайд-1)
2-й. День космонавтики это праздник в честь летчиков-космонавтов, в честь ученых, инженеров, рабочих, которые придумывают и делают ракеты, космические корабли и спутники.
1-й. В 1961 г. планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе! Русский, советский!». Впервые в мире космический корабль «Восток» с человеком на борту, совершив полет вокруг земного шара, благополучно вернулся на землю. Первый человек, проникший в космос,- летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. (слайд-2)
2-й. С орбиты он докладывал:
- Полет проходит нормально. Вижу горизонт Земли. Такой красивый ореол!
Голос его из космоса звучал спокойно, уверенно. (слайд-3)
1-й. Как только радио известило мир о благополучном приземлении космического корабля, толпы людей высыпали на улицы, никто не мог усидеть дома. Шутка ли - человек впервые побывал в космосе!
2-й. А через два дня Москва встречала героя. По Красной площади шли тысячи людей, гремели оркестры, бились на ветру флаги, цветы, портреты, воздушные шары. (слайд-4)
1-й. Ликованию людей не было конца, они восприняли это событие, как радостный праздник. Родина отметила подвиг космонавта, присвоив звание Героя Советского Союза. (слайд-5)
2-й. Ах, этот день двенадцатый апреля.
Как он пронесся по людским сердцам!
Казалось, мир невольно стал добрее,
Своей победой потрясенный сам.
1-й. Его позывные - «Я - Кедр» - узнала вся Земля. Хоть и совершил он лишь один виток вокруг Земли и пробыл в космосе всего 108 минут, но это было начало - начало полетов в космос женщин, начало групповых полетов, начало выходов человека в открытый космос, начало эры международных космических станций, начало полетов на Луну, к Марсу и Венере.
2-й. Детство крестьянского паренька Юры Гагарина проходило в селе Клушино (слайд-6) на Смоленщине. Был он подвижен и любознателен. (слайд-7) Подражая отцу, слывшему мастером на все руки, мастерил игрушечные самолетики. Но скоро в мирное детство ворвалась война. Ужасы ее Юра испытал на себе. Захватчики выгнали Гагариных из дома, и ему вместе с отцом, матерью, братом и сестрой пришлось ютиться в землянке. После войны семья переехала в старый русский город Гжатск. Теперь он носит имя Гагарина.
1-й. В пятнадцать лет Юрий поступил в ремесленное училище в подмосковных Люберцах. Работал в литейном цехе. А потом были индустриальный техникум в Саратове,(слайд-8), аэроклуб, прыжки с парашютом.(слайд-9) Увлечение небом привело в Военное авиационное училище в Оренбурге (слайд-10). После его окончания, служил в военной авиации - летал на сверхзвуковых самолетах, оберегая северные рубежи нашей Родины.
2-й. Будущий космонавт был смелым, решительным, находчивым. И еще он был заботливым и веселым человеком. Редко злился, как вспоминала его мать Анна Тимофеевна, и не любил ссор, наоборот, шуткой и смехом всех мирил.(слайд-11)
1-й. В 1960 г. Юрий Гагарин начал готовиться к полету в космос в центре подготовки космонавтов, ныне носящем его имя. Работал упорно, самозабвенно, с полной отдачей, выдержкой.(слайд-12) Был отлично подготовлен физически, внимателен к товарищам.(слайд-13) Помогал им, а те в свою очередь ему. Каждый горел желанием полететь в космос первым. Но когда обсуждался этот вопрос, выбор пал на Юрия Гагарина.(слайд-14) И 12 апреля 1961 в момент старта прозвучало знаменитое гагаринское «поехали!».
2-й. После полета Юрий Гагарин оказался в центре мирового внимания, посетил многие страны, и всюду люди были покорены его обаятельной улыбкой, умом, простотой.
1-й. Проложив в космос дорогу другим, первый космонавт радовался успехам своих товарищей, мечтал о новых полетах, готовился к ним, окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского. Был хорошим семьянином и отличным отцом своим дочерям.(слайд-15) К несчастью, трагическая гибель во время полета на тренировочном pеактивном самолете оборвала его короткую яркую жизнь. Но след от неё остался навсегда и на Земле и в космосе.
Ведущая. Давайте, товарищи, минутой молчания память героя почтим!
2-й. И до Гагарина были отважные путешественники. Они уплывали в неведомые моря, исследовали дикие леса, пустыни, шли по снегам и льдам к полюсу. Но все они путешествовали на Земле и заранее знали, как опасны морские штормы, как жарко в пустыне, какой лютый холод на полюсе. А Гагарин был далеко от Земли в космосе. Только там он узнал невесомость - странное состояние, когда сам космонавт и его вещи ничего не весят и плавают в корабле, словно рыбы в аквариуме. Там нет ни верха, ни низа. Там пролитая вода не растекается лужицей на полу, а собирается в шар, и шар висит в воздухе. За окном-иллюминатором всегда черная, непроглядная ночь. Удивительно! Ближе к Солнцу, а темно... Когда ракета с огромной скоростью уносит человека от Земли, он становится очень тяжелым, а в космосе человек не весит ни грамма.
1-й. Все это первым увидел, узнал, испытал на себе Юрий Алексеевич Гагарин. Он проложил другим людям дорогу в космос.
2-й. Быть космонавтом не только почетно, но и очень трудно. Надо быть смелым, решительным, настойчивым, добрым, отзывчивым, надо много знать и многое уметь, надо уметь дружить и всегда быть готовым помочь друг другу. Эти качества космонавты воспитывают у себя с детства.
Чтецы.
1-й . Пилот в космической ракете
На Землю глянул с высоты, Еще никто, никто на свете Такой не видел красоты!
2-й. Внизу, за стеклами кабины.
В молочных облаках лежал Далекий, маленький, любимый Земной голубоватый шар.
3-й.. А там, на нем, родные села,
Отчизны горы и моря,
Родные города и школы,
И по утрам встает заря.

Учитель. Ребята! А вы хотите побывать в космосе?

4-й. Далекие звезды в небе горят,
Зовут они в гости умных ребят.
Собраться в дорогу недолго для нас –
И вот мы к полету готовы сейчас.
5-й. Скомандует диктор: "Внимание - взлет!"
И наша ракета помчится вперед.
Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые любимой Земли. 6-й. Хотим мы с тобой подружиться, Луна.
Чтоб ты не скучала все время одна.
Таинственный Марс, подожди нас чуть-чуть.
Сумеем в пути и к тебе заглянуть .

7-й. Если в космос мы хотим,
Значит, скоро полетим!
Самым смелым будет наш
Веселый, дружный экипаж. Игровая программа «В космос всем открыта дверь, ну-ка сам себя проверь!»

Ход игровой программы.
1. Представление команд. Представление жюри.
2. Разминка:
Где родился Ю.Гагарин? (село Клушино Смоленской области )
Какое количество времени длился первый полет с человеком на борту?
День рождения космонавтики.
Можно ли Ю.Гагарина назвать пионером космоса и почему?
Планеты солнечной системы.
(Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон )
Назовите женщин космонавтов. (Валентина Терешкова и Светлана Савицкая )
3. Конкурс стихотворений о космосе.
4. Космическая подготовка.
А) Игра «Всем ребятам на потеху
Пустим мы ракету смеха».
Учитель. Приготовиться к полёту!
Дети. Есть приготовиться к полёту!
Учитель. Пристегнуть ремни!
Дети. Есть пристегнуть ремни!
Учитель. Запустить двигатели! Дети. Есть запустить двигатели! Учитель. Включить контакты! Дети. Есть включить контакты!
10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 пуск!
Б) Чей самолет лучше? (дети из бумаги делают самолётики, а потом пускают, чей дальше улетит).
В) Кто из букв составит слово, без которого в полете не обойтись (космонавт)
Г) Космические упражнения:
Ласточка (проверка невесомости);
Кто выше? (полёт начать);
У кого больше? (надуть и завязать шар);
Удержим! (чья команда дольше удержит шар в воздухе)
5. Что возьмём с собой в космос? (каждый член команды называет предмет, который можно взять в космос).
6. Какова реакция будущих космонавтов. (по окончанию музыки взять кеглю).
7. Эстафета «Невесомость».(от Земли до Марса проскакать на одной ноге внутри обручей ).
8. Космические правила. Ведущая. В полете каждый космонавт должен выполнять специальные космические правила. Я буду говорить начало правила, а вы должны все вместе его продолжить. Итак... Космонавт, не забудь... Дети. Во Вселенную держишь путь. Ведущая. Главным правилом у нас... Дети. Исполнять любой приказ.
Ведущая. Космонавтом хочешь стать
Дети. Должен много, много знать. Ведущая. Любой космический маршрут... Дети. Открыт для тех, кто любит труд. Ведущая. Только дружных звездолет... Дети. Может взять с собой в полет. Ведущая. Скучных, хмурых и сердитых... Дети. Не возьмем мы на орбиту.
8. Итог: Каким должен быть космонавт?
1. ПОСЛАНЕЦ ЗЕМЛИ.
Живём мы на нашей планете В такой замечательный век! И первым из первых в ракете Советский летит человек!
Мы знаем, а стало быть, верим, Что сказкам сбываться дано, И нам побывать на Венере, Быть может, ещё суждено!
Не зря потрудились умелые Во славу народа, Во славу страны! Рабочие люди науки Содружеством мирным сильны!
С. Михалков.

2. СПУТНИК. Мы утром, пока ещё смутно, Увидеть сегодня могли, Как движется маленький спутник- Товарищ огромной Земли.
Хоть он и действительно малый, Но нашею жизнью живёт. Он нам посылает сигналы, И их принимает народ
Победа советского строя, Путь в дальнее нёбо открыт Об этом звезда со звездою По-русски сейчас говорит.
Знаю я: однажды унесётся Звездолёт серебряный туда, Где ждала и где его дождётся Самая далёкая звезда.

· Потому что где-то подрастает Среди нас весёлый гражданин, Вместе с нами песни распевает Звездолётчик Тысяча Один.
Г. Струмский.


3. ЛЕТИТ КОРАБЛЬ.
Летит В космической дали Стальной корабль Вокруг Земли,
И хоть малы его окошки,
Всё видит он
Как на ладошке:
Степной простор,
Морской прибой,
А может быть, и нас с тобой!
И. Мазнин.
4. 12 апреля. Ах, этот день двенадцатый апреля. Как он пронесся по людским сердцам! Казалось, мир невольно стал добрее, Своей победой потрясенный сам. Какой гремел он музыкой вселенской, Тот праздник, в пестром пламени знамен, Когда безвестный сын Земли смоленской Землей-планетой был усыновлен.
Житель Земли, геройский этот малый, В космической посудине своей По круговой, вовеки небывалой, В пучинах неба вымахнул над ней. В тот день она как будто меньше стала, Но стала людям, может быть, родней. Ах этот день с апрельской благодатью, Цветет ветла в кустах над речкой Гжатью... И дышит все свершившейся мечтой.
(А. Твардовский)
5. Тиски земного притяженья Земля должна была разжать. Великолепного движенья Она не в силах удержать. Срок наступил. Победоносно Сбылась древнейшая мечта: Полетов человека в космос Отныне эра начата. Но всем материкам и странам В жизнь человечества навек Колумбом звездных океанов Вошел советский человек.
(Вера Ибнер)

6. Рассвет. Еще не знали ничего. Обычные "Последние известия". А он летит через созвездие. Земля проснется с именем его.
"Широка страна моя родная"... Знакомый голос первых позывных. Мы наши сводки начинали с них. И я недаром это вспоминаю.
Не попросив подмог ни у кого, Сама восстав из пепла и из праха, Моя страна, не знающая страха, Шлет в космос ныне сына своего.
7. Нашим ученым дороги ясны
Будут в космической мгле. Но эти дороги затем лишь нужны, Чтоб лучше жилось на Земле. Проложим дороги к далеким мирам, В ракетах к Луне полетим, И если мы встретим ровесников там,
То в гости к себе пригласим.
8. Мы спешим скорее в школу, В наш любимый класс. Много дел больших и новых Ожидает нас. Будет день, дорогой света Полетим и мы - К тайнам, сказочным планетам, В дальние миры.

9. Когда над Землею Летит космонавт, Глядят ему вслед Миллионы ребят. Вечерней порою Глядят в небеса, Сияют, сияют Ребячьи глаза. И в них отражаются, Ярко горят Те звезды, к которым Они полетят!









































Игровая программа «Приглашает космодром».

Цели: расширить знания детей о космосе и космонавтах;
развивать сноровку и внимание, ловкость и находчивость – качества
нужные любому человеку, а космонавту – особенно;
воспитывать чувство товарищества.
Оборудование: зал красочно украшен, звучит музыка, 2 вращающихся стула,
2 скамейки, плакаты с цифрами, листы бумаги, фломастеры, кольцеброс,
на нитках, маленькие надувные шары, кружки жёлтые и красные,
конструкторы, цветная бумага, проволока, горшки, различные предметы.

Программа.
Вступительное слово ведущего.
Пятьдесят лет минуло с тех пор, как первый космический корабль, ведомый человеком, оторвался от земного причала и оставил вечный след в звездных просторах. Счастье первым шагнуть в космос выпало на долю гражданина России Юрия Алексеевича Гагарина.
Как вы думаете, каким должен быть космонавт?
Вот мы сейчас проверим, кто из вас готов к полёту. Представление команд и жюри.

Начинаем наше состязание.
1. Приветствие команд.
2. Конкурсы:
ЦЕНТРИФУГА.
Для обеих команд ставят два вращающихся стула. Перед стульями на полу две скамейки, а дальше два щита, на которых беспорядке изображены цифры от одного до десяти, здесь же на шнурке висит указка.
Задание: первые номера совершают обороты на стульях, затем не мешкая бегут по скамейке и спешат к стендам. Там они, взяв в руки указку, громко и по порядку называют цифры. Вернувшись к команде, первые номера хлопают по плечу следующих игроков и те повторяют задание.
НЕДОСТАЮЩАЯ ДЕТАЛЬ.
Всем известно, какие фантастические картины создал наш замечательный космонавт Леонов. Некоторым космонавтам тоже приходилось рисовать во время полета на космическом корабле. Попробуем свои силы и мы.
На конкурс космонавтов-художников приглашаются по два участника от каждой команды.
Держа в одной руке лист, другой рукой надо изобразить ракету.



ВОЗДУХ.
У космонавтов должны быть хорошо развиты лёгкие, так как на других планетах нет кислорода. Вот и проверим как у вас развиты эти органы. Кто быстро надует шар?
НЕВЕСОМОСТЬ.
Ну, конечно, в настоящей невесомости вам побывать пока не удастся. Предлагаю соревнующимся влезть по канату совсем невысоко и затем даю им в левую руку мячик (правой они держатся за канат) Сколько раз, раскачиваясь на канате, они смогут подбросить и поймать мячик левой рукой?
МОНТАЖНИКИ.
В космосе найдется работа и для умелых рук. Космонавты ведут сварку, монтаж, выполняют другие работы. Нашим командам предстоит смонтировать из деталей конструктора модель робота или ракеты.
(Болельщики. Кто дольше простоит в позе ласточки.)

ЦВЕТЫ В КОСМОСЕ.
Командам выдаются цветная бумага, проволока и цветочный горшок. Нужно «вырастить» цветы в космосе за 5 минут. Кто больше сделает красивых цветов и «посадит» их в горшок?
(Болельщики. Танец инопланетян.)
БОЛЬШАЯ МЕДВЕДИЦА.
В полёте трудно определить стороны горизонта, особенно ночью. Люди давно научились делать это по звёздам. Вам предстоит собрать созвездие большой медведицы.

КОЛЬЦА САТУРНА.
Теперь - снова разминка. Вы знаете, что на Сатурне есть кольца. Вот мы сейчас попробуем набросить кольца на пики.
КРЕСЛО КОСМОНАВТА.
Итак, космонавт одет и готов к полету. Он садится в кресло космонавта. У нас это кресло заменит стул. Каждый участник садится на свой стул и старается собрать (по команде), расположенные вокруг стула, 10 предметов не покидая его. Расстояние до предметов около полутора метров. Предметы собраны, помощники быстро расставляют их для следующего игрока. Чья команда быстро справится с заданием?
СРОЧНАЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ.
К нам на космическую станцию прибыл грузовой корабль. Он полон самых различных предметов. Нужно быстро разобраться в этом космическом багаже и найти ему место. Приглашаю четырех участников (по два от команды) к столу, накрытому газетой. «Прошу вас внимательно осмотреть все предметы, прибывшие на корабль с Земли, говорит ведущий, поднимая газету. На осмотр дается одна минута». Затем ведущий закрывает предметы газетой и предлагает за три минуты составить их список на листе бумаги.
Чтобы выиграть состязание, нужно иметь перевес в списке хотя бы на один предмет. Но проигравшие могут вернуть себе очко, если потом остроумно определят назначение того или иного предмета на космической корабле. Здесь уже все зависит от вашего чувства юмора.

Подведение итогов игры и награждение победителей.

Берсенева Н.П. – учитель начальных классов
МОУ «Подгорновская С.О.Ш.»
Майминский район, Республика Алтай.

15