Методика проведения занятий во внеурочной деятельности по декоративному творчеству.


Методика проведения занятий во внеурочной деятельности по декоративному творчеству.
Основной целью современного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Искусство», составляющая часть которой изобразительное искусство.
Помимо занятий творческой деятельностью на уроках изобразительного искусства, в нынешнее время, в рамках Федерального государственного стандарта введены занятия по внеурочной деятельности. Анализ школьных программ по изобразительному искусству и технологии показал, что ознакомление школьников с декоративным творчеством предусмотрено не всеми программами. Углублённое изучение основ декоративного школьниками чаще всего осуществляется не на уроке, а во внеурочной и внешкольной деятельности. В начальной школе выделен блок часов для занятия творческими предметами, каждая школа на свое усмотрение осуществляет выбор направленности внеурочных мероприятий. В нашей школе с 1-го по 4-й класс один раз в неделю проводятся занятия по декоративному творчеству.
Занятия по внеурочной деятельности придерживаются тех же целей и задач, что и учебные занятия, в то же время позволяют более шире и глубже изучить материал, выйти за традиционные учебные рамки. С учетом того что, на уроках учитель обязан работать по предусмотренной школой программе, на внеурочной деятельности, программа составляется с учетом склонностей и интересов учащихся. Конечно, это совсем не означает, что педагог должен в своей работе руководствоваться только желаниями детей. Здесь берется во внимание, уровень подготовленности учащихся и возможность реализации того или иного курса (материальное обеспечение кабинета). В своей работе у педагога появляется возможность реализовать весь свой творческий потенциал.
Занятия по внеурочной деятельности «Декоративное творчество» посещают только те дети, которых привлекает эстетическая направленность. В первом классе, занятия посещают до 100% учащихся, к четвертому классу число учащихся опускается до 40%. Связанно это с вовлеченностью детей в кружки и занятия другой направленности. Падение процента посещаемости в данном случае положительно сказывается на результатах, оставшихся обучающихся, т.к. дает возможность индивидуального подхода к обучению.
Занятия на внеурочной деятельности содержит в себе такие важные задачи, как:
углубление и расширение знаний, умений и навыков, полученных учащимися на классных занятиях изобразительным искусством;
приобщение детей к новым видам работы в области изобразительного искусства;
развитие эстетического восприятия предметов, явлений окружающего мира и эмоционального отношения к ним;
формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности;
развитие цветового зрения, художественно – образной памяти, творческой активности, художественных способностей, воображения и фантазии;
обучение практическим умениям и навыкам работы красками, ознакомление с теоретическими основами декоративного творчества.
ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.
Занятия по декоративному творчеству позволяют усилить эффективность эстетического воспитания школьников, расширив их культурного и интеллектуальный кругозор.
Маленькие дети с большим удовольствием рисуют, и если их вовлечь в творческую жизнь с раннего возраста, то увлечение изобразительным искусством может продолжиться и в старших классах, т. е. главный аспект внеурочной деятельности — профориентация. Чаще говорится о профориентации на технические профессии. Однако в области искусства она также необходима.
У детей младшего школьного возраста личностная ориентация направленна на внешний предметный мир, у них преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувствительное восприятие действительности, для них наиболее актуальной является игровая деятельность. Специфика искусства, его художественно-образная природа как нельзя лучше отвечают личностным потребностям младших школьников. Это определяет педагогический потенциал и значимость предметов образовательной области «Искусство» на этапе начальной школы.
Выполняя в полном объёме задачи, в данной образовательной области, педагоги могут успешно добиваться реализации основополагающей цели начального образования - развитие личности ребенка. Декоративное творчество влияет на целостность восприятия ребенком окружающего мира.
Нравственно – эстетическое воспитание ребенка я валяется важным элементом воспитания ребенка. Эмоционально-чувственной восприятие наиболее развито у детей младшего школьного возраста, что является залогом дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности осознания в себя, способности сопереживания и родственного отношения к окружающим людям.
На занятия декоративным творчеством необходимо показать учащемуся взаимосвязь искусства с его личным мироощущением. Поэтому важным звеном в процессе обучения являются местные особенности национальной культуры: промыслы и ремесла.
Таким образом, можно решить проблему приобщения ребенка к искусству на личностно-значимом для него художественном примере его родного края.
Педагогу необходимо в своей работе учитывать возрастные особенности школьников и на занятиях по декоративному творчеству использовать в большей степени активно-творческие методы, и в меньшей - методы словесно-информативные.
Еще одной важной задачей образовательной области «Искусство» является направленность на гармонизацию абстрактно-логического и образного мышления ребенка, что особенно важно на начальном этапе обучения, когда ребенок только включается в учебную деятельность.
Занятия декоративным творчеством снимают с учащихся нервно-психическое напряжение, вызванное другими уроками, способствуя сохранению их здоровья.