План-конспект по истории России на тему Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны (9класс)

План-конспект урока истории.
Класс – 9
Тема: «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны»
№ урока: 5
Образовательная задача.
Понятия
Исторические имена
Даты

Ленд-лиз
Коренной перелом
«Уран»
«Цитадель»
Антигитлеровская коалиция
А. М. Василевский
Н. Ф. Ватутин
А. Н. Еременко
К. К. Рокоссовский
17июля 1942-2 фев1943г
5 июля-23 августа 1943г
19 ноября 1943г
12 июля 1943г



Развивающая задача: продолжить формирование умений и навыков работы с текстом учебника и иллюстрациями, с картой, с видеоматериалами, закрепить навык работы с историческим источником, методическим аппаратом учебника, иллюстрациями и портретами исторических деятелей. Работа со схемами и таблицами. Развитие умения вести краткий конспект в тетради. Познакомить учащихся с событиями коренного перелома в ходе ВОВ.

Воспитательная задача: Заинтересовать учеников данной темой через рассказ учителя, показ слайдов, видеосюжетов. Формировать чувство патриотизма на примере героев Сталинградской и Курской битв, чувство гордости за Родину, уважительное отношение к ветеранам.

Средства обучения: Учебник Н.В. Загладина, С.Т.Минакова «История России XX век»; презентация «Коренной перелом в ходе ВОВ»; историческая карта; видеосюжет («Партизанская война»).



ХОД УРОКА
ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ
ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКОВ

Орг.
момент
(2 мин)





Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку. Мотивация: «ребята, сегодня мы с вами узнаем о событиях, которые явились коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны; изучим с вами две героические, важнейшие битвы –Сталинградская и Курская. Какое значение имели эти битвы? В чем заключался коренной перелом? – на эти вопросы нам предстоит сегодня ответить».
План урока на слайде.
Запись темы (на доске).

Приветствуют учителя, староста пишет список отсутствующих.
Слушают мотивацию, вопросы к уроку, смотрят план урока, записывают тему.

Опрос домашнего задания
(8 мин)

Фронтальный опрос по следующим вопросам:
1)Как проходило наступление немецких войск в первые дни ВОВ?
2)По каким направлениям двигался Гитлер?
3)Расскажите о мерах по мобилизации сил СССР.
4)Как проходила битва за Москву? (название операции, даты). Какое значение она имела?
+
5 учащихся работают индивидуально. (Раздает карточки ученикам).


5 учеников работают индивидуально по карточкам; остальные учащиеся отвечают на поставленные вопросы (с места), дополняют ответы друг друга.
Сдают карточки,
класс готовится слушать


Новый материал
(25 мин)









Создание антигитлеровской коалиции.
Рассказ учителя.
Вопросы по ходу объяснения: Когда произошло нападение Гитлера на СССР? Какие страны называют странами «Оси»?
Запись понятий (антигитлеровская коалиция, ленд-лиз).
Ситуация на Советско-германском фронте весной и летом 1942г.
Вопросы: Чем завершилась битва под Москвой? Какое значение это имело для СССР? Какие меры были приняты?
Рассказ учителя. Показ по карте.
Сталинградская битва.
Рассказ учителя. Запись даты, показ слайдов разрушенного города.
- Соотношение сил (работа с таблицей на с.197). На чьей стороне было преимущество? По каким параметрам?
- Ход Сталинградской битвы (работа по карте). Перед рассказом вызывает учащихся к карте, задание: показать основные направления армий Гитлера; его продвижение по южному направлению; показать г.Сталинград, на какой реке?
- рассказ о плане «Уран»(запись). Составление схемы в тетради – 3 фронта и их командующие. Презентация(портреты командующих).
- Значение Сталинградской битвы.
Как вы думаете, какое значение имела эта битва? Обсуждение. Слайд-значение битвы. Запись в тетради.

Учитель подводит к следующей битве – Курской.
Битва на Курской дуге.
Как вы думаете какую роль могла сыграть для нас эта битва?
- Соотношение сил( таблица на с 204).
На чьей стороне было преимущество?
- Рассказ учителя о плане «Цитадель» (запись)+презентация.
- Ход битвы (работа по карте).
- Сражение под Прохоровкой. Слайды + запись + рассказ учителя. Работа по карте.
- Начало освобождения (показ по карте городов, которые начинают освобождать).
- Значение Курской битвы. Работа с учебником (с 206). Вопрос к тексту: причины успеха советской армии; значение битвы. После прочтения обсуждаем, отвечаем на вопросы, делают записи.



5. Партизанское движение. Предлагается видеосюжет. Перед просмотром ставятся вопросы: каким образом партизаны боролись с врагом? Какое значение имела их деятельность?
Просмотр, обсуждение.


Учитель: «Давайте попробуем сделать вывод по 2ому этапу ВОВ». Подводим итог.


Слушают рассказ учителя, записываю понятия, даты и основные моменты; отвечают на вопросы по ходу урока.




Слушают рассказ, работают с таблицей, отвечают на вопросы, работают по карте у доски, смотрят слайды, записывают основные моменты, составляют схему в тетради.











Отвечают на вопросы, слушают рассказ, смотрят презентацию, работают вместе с учителем по карте,
Работают с текстом учебника, находят и записывают ответы на поставленные вопросы. Устное обсуждение.




Смотрят видеосюжет, отвечают на поставленные вопросы, устно обсуждают фильм.

Попытка самостоятельно сделать вывод, устно.


Закрепле-
ние
(7 мин)
Ученикам предлагается разгадать кроссворд по новой теме. К доске выходит 1 ученик-помощник, который заполняет кроссворд. Учитель задает вопросы. Ребята поднимают руку, отвечают. В итоге – отгадываем ключевое слово, которое подводит учащихся к следующей теме.
Вопросы к кроссворду:
1)Кодовое немецкое название Курской битвы.
2)Город, бои за который стали началом коренного перелома.
3)Немецкая армия.
4)План разгрома немецких войск во время Сталинградской битвы.
5)Командующий Ю-З фронтом.
6)Начальник Генштаба с 1942года,маршал СССР.
7)Самое крупное танковое сражение произошло у деревни ?







б













ц
и
т
а
д
е
л
ь






с
т
а
л
и
н
г
р
а
д











в
е
р
м
а
х
т










у
р
а
н













в
а
т
у
т
и
н









в
а
с
и
л
е
в
с
к
и
й







п
р
о
х
о
р
о
в
к
а









н



























Ключевое слово: Багратион.


Разгадываю кроссворд, отвечают на вопросы.
Ученик-помощник заполняет кроссворд.
















Домашнее задание
(2 мин)









Подведение итогов
(1 мин)
Ребята, открываем дневники и записываем домашнее задание на завтра: на дом вам идет учить записи в тетради, §25-26,отвечать на вопросы(устно). §26, вопрос №5 – письменно в тетради(составить таблицу). На доп. оценку: сделать презентацию или отдельные слайды на тему «герои ВОВ».




Комментирует работу на уроке, выставляет оценки.
Урок закончен. До свидания



Записывают домашнее задание в дневники.







Получают оценки в дневник.
Примерно 10 оценок за урок.