Урок по окружающему миру «КТО ТАКИЕ РЫБЫ?


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №574»
Невского района Санкт – Петербурга.
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
ПО ТЕМЕ «КТО ТАКИЕ РЫБЫ?»
( 1»А» КЛАСС)


Учитель начальных классов
Томина Наталья Валентиновна
2012 год
Санкт - Петербург, 2011
Класс: 1
УМК: Школа России
Учебный предмет: Окружающий мир
Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей:
Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 1 класса начальной школы. Часть 1.
Плешаков А.А. От земли до неба: атлас – определитель для учащихся начальных классов
Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса. Мир вокруг нас.
Тема урока: « Кто такие рыбы?»
Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с общими признаками и разнообразием рыб, особенностями строения; расширять кругозор детей.
Развивающие: развивать познавательную активность, умения сравнивать, обобщать, точно выражать свои мысли.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование урока: Видеопроектор, компьютер, экран, план экспедиции, раздаточный материал для парной работы - рыбки и чешуйки в контейнерах (пластиковые тарелки); карточки с изображением разнообразных животных.
Структура (план) урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Сообщение темы и цели урока.
4. Изучение нового материала.
5. Физкультминутка.
6. Знакомство с разнообразием рыб.
8. Работа в тетради.
9. Определение рыб с помощью атласа – определителя.
7. Итог урока.
Ход урока:
І. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята, уважаемые гости! Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. Сегодня чудесный день. Улыбнитесь друг другу. Протяните ладони и дотроньтесь до ладоней друг друга, тем самым мы передадим хорошее настроение, тепло своих рук своим одноклассникам. Я рада начать урок. Кто хочет улучшить свои знания? Надеюсь, вы будете активными. (Слайд)
Вступительное слово учителя
- Самое удивительное и замечательное явление природы - жизнь. Она превратила когда-то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Всюду кипит жизнь:
в вечных снегах,
на суше
в воздухе,
в воде.
- А кто живёт в воде? Кто такие рыбы?
- Где живут? Чем дышат? Как плавают? Чем покрыто их тело? Кто знает пословицы, поговорки, сказки о рыбах? (СЛАЙД)
2. Постановка учебной проблемы.
- При ответах на вопросы, у вас возникли затруднения.
- Значит, мы с вами не всё знаем о рыбах.
В прошлом месяце мы всем классом ездили на экскурсию в музей воды, и познакомились с обитателями водной стихии. Вам, понравилась экскурсия? ( СЛАЙД)
- А сегодня я предлагаю нам всем отправиться в подводную экспедицию,
Согласны?
Кто знает, что значит экспедиция? (СЛАЙД)
А где мы можем узнать точное лексическое значение слова.
- Экспедиция - это путешествие с определённым заданием.
(читаем хором)
- Как вы думаете, на чём можно путешествовать в подводное царство?
А отправимся мы в экспедицию на подводном спускательном аппарате - батискафе. (СЛАЙД)
Для чего предназначен этот аппарат?
- Он предназначен для наблюдения за рыбами и изучения дна. Батискаф - маленькая подводная лодка, находясь на которой, вы должны соблюдать определённые правила: (СЛАЙД)
- Не шуметь.
- Быть внимательными.
- Отвечать на поставленные вопросы.
- От чёткого выполнения этих правил зависит успех всей нашей экспедиции.
Во время экспедиции мы с вами постараемся узнать: (СЛАЙД)
- каких животных называют рыбами,
- на какие группы делятся рыбы,
- где живут,
- познакомимся со строением тела рыбы.
Все готовы? Какое у вас настроение?
Ребята! Выберите рисунок, с изображением которого ассоциируется ваше настроение в начале и в конце урока. (СЛАЙД)
Прекрасно.
Начинаем погружение на дно. (СЛАЙД)
Посмотрите вокруг!
Как здесь красиво!
Как много животных и растений! (СЛАЙД)
А скажите, мы опустились на дно. А что это - море, река, озеро?
Значит, живут в море рыбы какие? (морские). А морских рыб мы можем увидеть только в море?
СЛОВО Натальи……….(Океанариум). (СЛАЙД)
Продолжаем путешествие…. Ребята, а сейчас, где мы находимся? (СЛАЙД)
(в реке). А вы случайно не знаете название этой реки? (Нева). А где она находится?
СЛОВО Наталье………..
Значит, как называют рыб, которые живут в реке? (речные).
Физкультминутка (СЛАЙД)
Ребята, а вы любите купаться? Давайте попробуем……
Как приятно в речке плавать (Плавательные движения)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо)
Речка лентой впереди. (Потягивания - руки вперёд)
Сверху мостик - погляди. (Потягивания - руки вверх)
Чтобы плыть ещё скорей.
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения)
А теперь пора нам братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте)
И на травке отдыхаем. (Дети садятся за парты)
Продолжаем разговор о рыбах…..
Ребята, а как мы можем определить, что это животное является рыбой?
Знакомство со строением рыбы.
На нашем батискафе есть научная лаборатория, давайте с вами изучим строение тела рыбы.
- Давайте вместе «подпишем» её части. (СЛАЙД)
- Чем покрыто тело рыбы? (СЛАЙД)
Рыбья чешуя растет всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растет – и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растет – и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно узнать сколько рыбе лет.
- Чешуйки лежат определённым образом. Кто понял закономерность расположения чешуек?
Перед вами рыбки. Скажите ребята, чего не хватает у этих рыб?
- А сейчас дорисуйте чешуйки самостоятельно на модели (Дети работают в парах.)
- Какие существуют правила работы в парах?
4. Работа с учебником.
Откройте учебники на стр. 34. Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, чтобы легче было плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Спинной плавник не дает опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как руль: с их помощью рыба поворачивается влево и вправо, погружается, всплывает. Рыбы не могут жить без кислорода. Вода содержит кислород, большинство рыб получает его из воды с помощью жабр. Жабры устроены так, что могут удерживать кислород. Есть у рыб и плавательный пузырь (ни у кого другого его нет!), который помогает рыбам нырять и всплывать. И еще есть удивительный орган – боковая линия. Она проходит вдоль каждого бока рыбы и состоит из маленьких отверстий. С их помощью рыба чувствует малейшие колебания воды и таким образом избегает опасности. Хищника еще не видно, и не слышно, а рыба уже чувствует его приближение боками.
Игра «Найди дом для рыбки». (СЛАЙД)
5. Работа в тетради.
Продолжаем наше путешествие, но вот беда, рыбки заблудились и не помнят, где они живут… Давайте поможем им вернуться домой.
Я читаю вам загадки, а вы должны догадаться, о какой рыбе идёт речь, и положить кружок
( построить дом) около соответствующей рыбы. Если рыба речная – зелёный кружок, если морская – синий. Учитель читает загадки:
Он в самом омуте живёт,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны (сом).
- Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.
Хвостом виляет,
Зубастая, а не лает (щука).
- Щука – одна из крупных речных рыб.
Живу глубоко, плыву легко.
Зубастая, большая,
Я рыба морская (акула ).
- Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи.
На дне один
Лежит плоский блин (камбала).
- Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя её плавниками
Драчун и забияка
Живёт в воде,
Кости на спине,
И щука не проглотит (ёрш).
- Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда его называют морским ежом.
Вывод: - По какому ещё признаку определяем, что это рыба? (по месту обитания).
- А где еще могут жить рыбы? (СЛАЙД)
- Самая знаменитая рыбка, которая живет в аквариуме?(золотая) (СЛАЙД).
- А вы знаете, ребята, в начале 12 века в Китае, во времена правления династии Цзинь, по указанию императора вывели золотисто – красную, красно – белую и даже черную золотую рыбку. А отцом золотой рыбки был китайский карась, или «ЧИ». Вся китайская знать считала престижным иметь золотых рыбок, а император даже держал их в вазах из золота.
Ой, ребята, а что это за морское животное? (СЛАЙД)
Я расскажу вам об уникальном создании - о Морском коньке. Вы, наверное подумали, а чем же он уникален? Дело в том, что мама Морского конька откладывает икринки в карман, который находится на животе папы. Посмотрите, какой у него большой живот. И вот именно папа и вынашивает детёнышей. Представьте себе, что Морских коньков, «рожает» папа! Этому морскому коню нечем кусаться и он питается мелкими рыбёшками, засасывая их своим ртом, словно пипеткой. Тело его покрыто не обычными чешуйками, а изменёнными и очень похожими на пупырышки. Хвост - это руль? с помощью которого он удерживается на плаву, прикрепляется им за водоросли. Перемещается Морской конёк с помощью плавников, которые есть на спине и брюшке. Дышит жабрами. Они тоже необычные, потому что закрыты кожей и практически невидны. Вот такой это необычный морской житель.Он приплыл к нам не зря. Про него очень интересную историю знает Наталья.
В тёплом море жил морской конёк. Он очень любил путешествовать. В одном из своих путешествий, удобно прикрепившись хвостиком за водоросль, он стал размышлять, хорошо ли живётся морским обитателям. В этот момент к нему стали подплывать разные рыбы. Они заговорили и рассказали морскому коньку, что плохо стало жить им в море.
А как вы думаете, почему им плохо живется в море? (СЛАЙД).
Я расскажу вам стихотворение на эту тему…..
Теплоход по морю плыл
Вдаль туристов увозил.
На борту они гуляли
И отходы вниз кидали.
Баржа мимо проплывала
Нефть по корпусу стекала.
Но люди там не понимали,
Что природу засоряли.
Много жителей морских
Так погибло из-за них.
- Кто виноват в бедах морских жителей?
- Какие советы мы можем дать людям, чтобы жителям разных водоёмов уютно жилось в их домах?
- Чем мы можем помочь рыбам в нашем Невском районе?
А сейчас мы поиграем в игру под названием «Расскажи…» (СЛАЙД).
Ваша задача, в группах составить рассказ по плану о рыбе, которая изображена на листе.
Итог урока.
(СЛАЙД)
1) Экспедиция подходит к концу и нам пора возвращаться.
2) Какие открытия для себя вы сделали?
3) С какими рыбами познакомились в пути?
4) По каким признакам мы можем определить, что данное животное рыба?
4) Что посоветовали людям?
5) За что вы могли бы похвалить себя и других?
6) Скажите, а где можно найти интересующую вас информацию по какому- либо вопросу?
- По данной теме мы организовали выставку книг. Кто желает, к следующему уроку можете приготовить сообщение о наиболее понравившемся подводном жителе, используя данную литературу.
Наш батискаф всплывает на поверхность. (СЛАЙД)
В начале урока мы с вами выбирали рыбку соответствующую нашему настроению. Какое настроение у вас в конце урока? (СЛАЙД)
Я рада, что вы на уроке испытали радость познания нового.
Вы хорошо потрудились. Всем хочу сказать большое спасибо за урок.
Молодцы! Урок окончен. (СЛАЙД)