Конспект урока по окружающему миру на тему: Кто такие рыбы? (1 класс)


Сценарий урока окружающего мира
Класс: 1
Система учебников (УМК): Школа России
Автор учебника: Плешаков А.А.
Учитель: Чарикова А.С.
Тема: Кто такие рыбы?
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока (предметные):
Обучающие: - познакомить детей с общими признаками и разнообразием рыб. особенностями строения;
- развивать умение детей работать с учебником;
- расширение кругозора детей.
Развивающие: - развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся, развивая умение следовать заданному алгоритму действий, соблюдая инструкции учителя;
- совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, аналогии сопоставления;
-развивать психические процессы6 память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции.
Воспитывающие: – воспитание аккуратности, усидчивости, любознательности и пытливости в процессе обучения, любви к окружающему миру
Прогнозируемые результаты
Личностные:
- обладать мотивационной основой учебной деятельности;
- использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.
Познавательные:
- использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
Коммуникативные:
- строить понятные для партнёра высказывания;
- задавать вопросы;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Оборудование: УМК Школа России(учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир, тетрадь), компьютер, проектор, электронная презентация, «Большая энциклопедия школьника».

Ход урока.
Организационный момент.
-Доброе утро, друзья мои! Я рада видеть ваши добрые лица, ваши улыбки, думаю, что этот урок принесет вам радость и удовлетворение. Давайте подарим свои улыбки нашим гостям!
Мы рады, что на нашем уроке присутствую гости. Ведь недаром народная мудрость гласит: «Гости в доме – хозяевам радость!»
Ученик: Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали.
Мы хотим им показать,
Как умеем отвечать.
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.
2.Актуализация знаний.
_ Муравьишка Вопросик принёс нам загадки о своих друзьях.(карточки с загадками –читают ученики, слайды -7)
Спинка в веснушках.
Ах, как неловко!
И покраснела… (Божья коровка)
То погаснет, то зажжётся
Ночью в роще огонёк.
Угадай, как он зовётся?
Золотистый … (Светлячок)
На ромашку у ворот
Опустился вертолёт-
Золотистые глаза.
Кто же это? (Стрекоза)
Долгорукий старичок
В уголке сплёл гамачок.
Приглашает: «Мошки!
Отдохните, крошки!» (Паук)
Спал цветок и вдруг проснулся-
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит, Случай не упустит:
Сядет и укусит. (Комар)
Прыгает пружинка-
Зелёная спинка-
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик)
-Каких животных вы назвали? Можно ли объединить их в одну группу? Почему? Почему паук – не насекомое? Кто такие насекомые?
3.Мотивация учебной деятельности.
-Муравьишка Вопросик приглашает сегодня нас всех отправиться к водоёму. Там тоже можно увидеть его друзей – насекомых. Любознательный Муравьишка понаблюдал за стрекозой, которая долго кружилась над водой. «Кого же могла увидеть стрекоза?»- подумал Муравьишка. А Мудрая Черепаха предложила отгадать загадку. Поможем Муравьишке?
По земле не ходят,
На небо не смотрят,
Звёзд не считают,
Людей не знают? (Рыбы) Слайд- Рыбки.
-Предположите, о чём или о ком пойдёт речь на уроке?
Откройте учебники и прочитайте тему урока.
-Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
4. Восприятие, осмысление и усвоение новых знаний.
Игра «Кто больше?» (между рядами)
–Вспомните, каких рыб вы знаете. Называйте, не повторяйтесь.
Работа по учебнику с.34.
- А как можно отличить рыб от других ?А ещё о рыбах есть такие загадки. (учебник с.34, слайды(2)
- О каких признаках рыб говорится в загадках? (живут в воде, есть чешуя) - слайд
-Мудрая Черепаха предлагает вам познакомится со строением рыбы, глядя на рыбу краснопёрку. Почему её так назвали?
Слайд(названия частей повторяются хором)
-Рассмотрите рисунок на с.34 и покажите своему соседу по парте все части рыбы. Поменяйтесь ролями. (оценка с помощью светофора).
-Кто же такие рыбы?
Слайды(3)
-Чем покрыто тело рыбы?
Слайды (3)
-Возьмите карандаш и нарисуйте чешуйки (учебник).
3. Физминутка.
Рыбки плавают, ныряют
В чистой голубой воде.
То сойдутся – разойдутся,
То зароются в песке.
4.Работа по учебнику с.35.
-Рассмотрите рисунки на с.35. Какую новую информацию о рыбах вы узнали?(речные и морские рыбы)
-Почему рыб называют речными?- слайды
- Почему рыб называют морскими? – слайды
-Какие рыбы изображены на левом рисунке? На правом? Попробуйте назвать их. Посоветуйтесь с соседом по парте. (Проверка)
- Попробуйте рассказать об одной из рыб по плану на с.35 (на доске)(Щука- речная рыба, бывает больших и средних размеров. Тело удлиненноё, стреловидное, с большой головой и широкой пастью. Окраска туловища пятнистая, тёмные полосы расположены поперёк тела) -Кто же такие рыбы?
Вывод: Рыбы- это животные, тело которых покрыто чешуёй.
5. Работа в тетрадях.
С.24 №1,2.
5. Рефлексия.
-Хочу посмотреть какими вы были внимательными. Я буду показывать части рыбы, а вы их называйте (наоборот).
Слайды(загадки)
-Оцените свои достижения на уроке. (Сигнальные карточки)
6. Подведение итогов урока.
-Вернёмся к учебной задаче. Каких животных называют рыбами? На какие две группы мы разделили рыб? Приведите примеры речных (морских) рыб.
-Спасибо всем за урок. Детям –за работу, гостям – за терпение.