План — конспект урока окружающего мира в 1 классе на тему Кто такие рыбы?


План- конспект урока окружающего мира в 1классе на тему «Кто такие рыбы?»

Аннотация
1.Содержание ЦОР Ресурс представляет собой разработку урока (конспект и презентация) по предмету окружающий мир. В ЦОР активно используется метод проблемного изложения нового материала. Проблемные вопросы могут обсуждаться в классе под руководством учителя, а также в группе учеников. Ресурс содержит стихотворения, загадки, игры. Красочно подобранные иллюстрации создают эмоциональный фон. Ресурс знакомит обучающихся с простыми понятиями: кто такие рыбы, строением рыб, речные и морские рыбы; играя в игры на внимание, учит распознавать и различать и правильно называть рыб по их силуэтам. 2.Целевая аудитория. Предназначен для учащихся 1класса. 3.Тип ресурса: обучающий . 4.Особенности ресурса. Теоретический материал ЦОР представлен в соответствии с возрастными особенностями младших школьников. В ЦОР прослеживается доступность изложения нового материала, а для лучшего его восприятия и запоминания материал выделяется (особым цветом). Игровые компоненты, включённые в ЦОР, активизируют познавательную деятельность учащихся и усиливают усвоение материала. 5.Рекомендации по использованию. Ресурс может быть использован на уроке окружающего мира для учащихся 1класса по программе «Школа России»
Тема урока: «Кто такие рыбы?»
Цель: познакомить учащихся с признаками и разнообразием рыб.
Задачи урока
Обучающие:
обеспечить развитие у школьников умения ставить цель, создать условия для развития у школьников умения работать в парах
Развивающие:
содействовать развитию у детей познавательной активности и творческих способностей, наблюдательности, эстетических представлений, вкуса, умений общаться
Воспитательные:
воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознания своей значимости в решении экологических проблем.
Планируемые результаты учащихся
Предметные: научатся моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; узнавать рыб на рисунке; приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя; получат возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
Метапредметные : регулятивные – овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления; познавательные – освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения
Оборудование: презентация, проектор, учебник, тетрадь на печатной основе, «монетки», рисунки рыбок, зеленые и синие кружки, цветные карандаши, клей, картинки для рефлексии (насекомые, животные, птицы, рыбы).
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока
Универсальные учебные действия
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и
сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют
себя с позицией школьника
Приветствие
Придумано кем- то просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро!
-Доброе утро!
Солнцу и птицам.
-Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.
II. Актуализация опорных знаний
Универсальные учебные действия
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о морских и речных рыбах; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.)
- С какой группой животных мы познакомились на прошлом уроке?
(Ответы детей)
- Я загадаю загадки, а вы их отгадайте: [4].
Осенью в щель заберется, а весной проснется? (муха)
Над цветком порхает, пляшет, веером узорным машет? (бабочка)
Нос долог, голос тонок. Кто его убивает, тот свою
Кровь проливает? (комар)
Сок из цветков она берет
И в сотах копит сладкий мед? (пчела)
-О ком загадки? (Ответы детей)
-Кто такие насекомые? (Ответы детей)
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Универсальные учебные действия
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск нужной информации в учебнике, атласе-определителе; логические – анализируют объект, выделяют главное.
Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одним видом животных и узнаем о них самое интересное.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Универсальные учебные действия
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск нужной информации в учебнике, атласе-определителе; логические – анализируют объект, выделяют главное.
Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения
Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя
-Стрекоза долго кружилась над водой. За ней наблюдал Муравьишка Вопросик, его заинтересовало, кого же увидела Стрекоза? Мудрая Черепаха предлагает нам ответить на вопрос, отгадав загадку:
По земле они не ходят
На небо не смотрят,
Звезд не считают,
Людей не знают (Слайд 2)
- О ком сегодня будем говорить на уроке? (О рыбах) (Слайд 3)
-Скажите мне: Где могут жить рыбы? ( В воде, в реке, в пруду, в море, в озере, в океане)
-Я предлагаю сегодня нам всем отправиться в подводную экспедицию
-Согласны?
-Кто знает, что значит экспедиция?
-А где мы можем узнать точное лексическое значение слова. (В словаре)
-Как вы думаете, на чём можно путешествовать в подводное царство?
( Ответы детей)
-А отправимся мы в экспедицию на подводном спускательном аппарате – батискафе (Слайд 4). Он предназначен для наблюдения за рыбами и изучения морского дна. Батискаф - маленькая подводная лодка, находясь на которой, вы должны соблюдать определённые правила:
Не шуметь.
Быть внимательными.
Отвечать на поставленные вопросы.
От чёткого выполнения этих правил зависит успех всей нашей экспедиции.
Подводное путешествие будет проходить по плану, который записан в бортовом журнале.
План экспедиции: (вывешивается на доске)
Установить, чем рыбы отличаются от других животных.
Познакомиться с многообразием рыб.
Посоветовать людям, как сохранить окружающую среду.
-Наша экспедиция будет проходить под девизом: «Наблюдай и восхищайся, изучай и береги!» (Читаем хором)(Слайд 4)
-Все готовы? Начинаем погружение на морское дно (музыка - шум волн) (Слайд 5)
-Посмотрите в иллюминатор! Как здесь красиво! Как много животных и растений!
Знакомство со строением рыбы
-Как называется эта рыбка? (Красноперка) (Слайд 6)
-Кто догадался, почему рыбку так назвали? (У рыбки плавники красного цвета, они похожи на перышки)
-Назовём части тела рыбы. Стрелочки вам помогут в этом. ( Дети читают и называют)
-Как рыбы передвигаются в воде? ( С помощью плавников и хвоста)
-Как дышат рыбы?
-Чем покрыто тело рыбы? ( Чешуёй)
Исследовательская работа в парах [1].
-Муравьишка Вопросик предлагает нам рассмотреть рисунок в учебнике (стр. 34) Будем работать в парах
(один из учеников читает подписи к рисунку, другой показывает части рыбы, а затем дети меняются ролями).
-На нашем батискафе есть научная лаборатория. Здесь в контейнерах лежат рыбки, исследуйте их.
-Что заметили? (нет чешуи)
-Зачем она? (Это защитный слой)
-Чешуя - это дополнительная защита, а основной защитой является слизь, которая покрывает кожу рыб (Слайд 7)
Чешуйки расположены правильными рядами, плотно прилегая, друг к другу.
Моделирование чешуи рыбы
-Используя «монеты», постройте модель «одежды» рыб.
-Давайте мы с вами сделаем вывод: кого называют рыбами? (Слайд 8)
(Рыбы - это животные, которые живут в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста, тело их покрыто чешуёй.)
V. Физкультминутка для глаз (Слайд 9)
Знакомство с разнообразием рыб. [1].
-Рассмотрите рис. на стр. 35. Почему художник разделил всех рыб на две группы?
(Речные рыбы и морские рыбы)
-Почему рыбы называются речными? ( Они живут в реке)
-Назовите речных рыб. (Сом, окунь, щука, карась, ёрш)
-Почему рыбы называются морскими? ( Они живут в море)
-Назовите морских рыб. (Сельдь, треска, акула, морской окунь, камбала)
-Какие из речных рыб маленькие по размерам? Средние? Большие? (Ответы детей.)
-Назовите больших морских рыб. Средних. Маленьких. (Ответы детей.)
VI. Первичная проверка понимания
Универсальные учебные действия
Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу
Игра « Найди дом для рыбки» [2], [3].
Дети должны догадаться, о какой рыбе идет речь, и положить кружок около соответствующей рыбы. Если рыба речная – зелёный, если морская - синий
- Вы все умные ребятки отгадайте-ка загадки:
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом) (Слайд 10)
-Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.
На дне один
Лежит плоский блин. (Камбала) (Слайд 11)
- Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя его плавниками.
Драчун и забияка
Живет в воде,
Кости на спине,
И щука не проглотит. (Ерш) (Слайд 12)
-Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом.
Хвостом виляет,
Зубастая, а не лает. (Щука) (Слайд 13)
-Щука - одна из крупных речных рыб.
Живу глубоко.
Плыву легко,
Зубастая, большая,
Я рыба морская. (Акула) (Слайд 14)
-Акулы - отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантская акула - самые большие рыбы.
VII Физкультминутка. (Показывают движения)
Рыбки весело плескались
В чистой голубой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
VIII. Первичное закрепление.
Универсальные учебные действия
Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу
Работа в тетради (стр. 24) [1].
Игра «Узнайте рыб по силуэтам».
Какие из рыб речные? Закрасьте кружки.
IX. Итог урока
Универсальные учебные действия
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
-Экспедиция подходит к концу и нам пора возвращаться.
-Какие открытия для себя вы сделали?
-Можно ли считать наше исследование законченным?
-С какими рыбами познакомились в пути?
X. Рефлексия деятельности на уроке
Универсальные учебные действия
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
-А в заключение давайте выпустим рыб в воду. На столах у вас разные животные. Те, кто считает, что у него рыба подойдите и выпустите её в воду.
(У детей на столах различные картинки - насекомые, животные, птицы, рыбы.)
-Наш батискаф всплывает на поверхность.
-Я рада, что вы на уроке испытали радость познания нового.
Вы хорошо потрудились. Как вы думаете, кого из вас я могу похвалить за урок? Кто себя хочет похвалить, за что?
-Всем хочу сказать большое спасибо за урок.
Молодцы! Урок окончен.
Использованная литература:
1.УМК «Школа России»
Плешаков А.А. Окружающий мир.1класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2ч. Ч.1.- М.:Просвещение,2011
Плешаков А.А. Окружающий мир.1 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразоват. учреждений. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2011
2.В союзе с природой: Учебно – методическое пособие для учителей начальных классов: Эколого – природоведческие игры и развлечения с детьми / Сост. Л.И. Грехова; - М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2000
3.Я познаю мир: Дет. Энцикл. : Животные/ Сост. П.Р. Ляхов; Под общ. Ред. О.Г. Хинн; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»,1998
4. Е.П.Фефилова, Поторочина Е.А. Поурочные разработки по курсу мир вокруг нас. 1 класс. М.: «Вако»,2003










Qђ Заголовок 1Qђ Заголовок 2Qђ Заголовок 3Qђ Заголовок 4Qђ Заголовок 5Qђ Заголовок 6Qђ Заголовок 7Qђ Заголовок 8Qђ Заголовок 915