Урок окружающего мира Кто такие рыбы

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПО ТЕМЕ «КТО ТАКИЕ РЫБЫ?»

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Богович Ю.А.


Класс: 1
УМК: Школа России
Учебный предмет: Окружающий мир
учебник «Окружающий мир» 1 класс Плешаков А.А. Часть1.
Тема урока: Кто такие рыбы?
Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с общими признаками и разнообразием рыб, особенностями строения; расширять кругозор детей, закрепить знания детей о насекомых.
Развивающие: развивать познавательную активность, умения сравнивать, обобщать, точно выражать свои мысли.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование урока: модели для изображения чешуи, цветные карандаши; приложения к уроку: мультимедийная презентация.
Планируемые результаты:
Предметные- отличать рыб от других групп животных; приводить примеры морских и речных рыб.
Метапредметные- формулировать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, оценить свои достижения на уроке; описывать объекты живой природы по плану; получать информацию из иллюстраций учебника; вступать в учебный диалог.
Личностные- иметь целостный взгляд на мир; проявлять самостоятельность и ответственность за свой выбор.
Структура ( план ) урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Сообщение темы и цели урока.
4. Изучение нового материала.
5. Физкультминутка.
6. Знакомство с разнообразием рыб.
7. Беседа об экологических проблемах водоёмов.
8.Итог урока.





Ход урока:

І. Организационный момент.
Придумано кем-то, просто и мудро, При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым, И доброе утро длится до вечера.
- Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

ІІ. Актуализация знаний.
1. Повторение ( отгадывание кроссворда на тему «Насекомые» )
- А вот и наши друзья Муравьишка и Черепаха ( слайд 1 )
- Муравьишка просит вас назвать его друзей. А для этого нужно отгадать кроссворд.
1. В воде родится,
А воды боится. ( стрекоза )
2. Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят. ( осы )
3. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
А он вспорхнул и улетел. ( бабочка )
4. На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион. (муравьи )


1
2

3

4
- Как назвать их одним словом?
- Правильно, это насекомые.
- Кто такие насекомые?
- Какое слово в кроссворде выделено другим цветом?
- Муравьишка живёт в лесу и не знает, кто такие рыбы. Объясните ему.
( слайд 2 )
- Где живут? Чем дышат? Как плавают? Чем покрыто их тело?

2. Постановка учебной проблемы.
- При ответах на вопросы, у вас возникли затруднения.
- Значит, мы с вами не всё знаем о рыбах.
- Нам надо понять: кто же такие рыбы?

ІІІ. Сообщение темы и цели урока.

ІV. Изучение нового материала.
1. Знакомство со строением рыбы.
- А теперь познакомимся со строением рыбы. ( слайд 3 )
- Давайте вместе «подпишем» её части.
- Чем покрыто тело рыбы? ( слайд 4 )
- Чешуйки лежат определённым образом. Кто понял закономерность расположения чешуек?
- А сейчас дорисуйте чешуйки самостоятельно на модели ( Дети работают в парах.)


Вывод: - По какому признаку мы узнаём рыб? ( по строению )

V. Физкультминутка. ( слайд 5-23 )

VI. Знакомство с разнообразием рыб.
1. Беседа
- Как вы думаете, где могут жить рыбы? ( В реке, озере и море )
( слайд 24 )
- Значит, как можно назвать рыб, которые живут в реке? ( Речными )
- А в море? ( Морскими )
2. Игра «Найди дом для рыбки»
Дети должны догадаться, о какой рыбе идёт речь и какая она- морская или речная.
Учитель читает загадки. ( слайд 25)
Он в самом омуте живёт,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. ( сом )
- Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.
Хвостом виляет,
Зубастая, а не лает. ( щука )
- Щука – одна из крупных речных рыб.
Живу глубоко, плыву легко.
Зубастая, большая,
Я рыба морская. ( акула )
- Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи.
На дне один
Лежит плоский блин. ( камбала )
- Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя её плавниками.
( слайд 25 )
Драчун и забияка
Живёт в воде,
Кости на спине,
И щука не проглотит. ( ёрш )
- Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда его называют морским ежом.
Я всеми и всегда узнаюсь без труда.
Полосатый пиджачок,
Ярко-красный плавничок. ( окунь )
Вывод: - По какому ещё признаку определяем, что это рыба? ( по месту обитания ).

- Узнайте рыб по силуэтам.
- Какие из рыб речные? Закрасьте кружки. Если рыба речная – зелёный кружок, если морская – синий. ( слайд 27)
VII. Беседа об экологических проблемах водоёмов.
- Я предлагаю послушать вам сказку. В тёплом море жил морской конёк. Он очень любил путешествовать. В одном из своих путешествий, удобно прикрепившись хвостиком за водоросль, он стал размышлять, хорошо ли живётся морским обитателям. В этот момент к нему стали подплывать разные рыбы. Они заговорили человеческим голосом. Стали рассказывать морскому коньку, что плохо стало жить им в море.
- Ребята, как вы думаете, почему?
- Кто виноват в бедах морских жителей?
- Какие советы мы можем дать людям, чтобы жителям разных водоёмов уютно жилось в их домах? ( слайд 28-31)

X. Итог урока ( слайд 32 )
- Давайте расскажем нашему Муравьишке, как отличить рыб от других животных?
- А Мудрая Черепаха хочет знать, что нового и интересного вы узнали?
Оценивание своих успехов при помощи смйликов.
- Молодцы! Спасибо вам за урок!

Список использованной литературы:
Фефилова Е.П, Поторочина Е.А.  Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс. Изд 2-е, испр. и доп. + Азбука природы в загадках, считалках, подвижных играх. М: «ВАКО», 2009
Плешаков А.А.   , Александрова В.П.  Мир вокруг нас: метод. пособие: 1
кл.-2-е изд. М.: Просвещение, 2006.
Жирков И.: 292 загадки. Сборник загадок для маленьких и больших.
Грамотей, 2008.

Самоанализ урока ( занятия ) и методические рекомендации:
Урок окружающего мира входит в систему уроков по теме «Что и кто?».
Цели урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями. Этот урок освоения новых знаний. Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. На уроке использованы следующие методы обучения: словесные (объяснение, беседа с учащимися), наглядные ( демонстрация презентации ), практические ( работа в тетрадях ). Были применены следующие формы познавательной деятельности: индивидуальная, парная, общеклассная. Использовалась мультимедийная технология.
Урок носил воспитательную направленность (любовь к природе и бережное отношение к ней). Дети задумались над вопросом: Какие советы мы можем дать людям, чтобы жителям разных водоёмов уютно жилось в их домах?
Урок начинался с организационного момента, цель которого настроить учащихся на работу и на восприятие материала. Следующий этап – повторение раннее изученных тем и постановка учебной задачи, задача этого этапа – подготовить учащихся к работе на уроке. Учащимся предлагается отгадать загадки, решить кроссворд и отгадать ключевое слово, раскрывающее тему и цели данного урока. Для активизации познавательной деятельности имеет большое значение использование игровых моментов, в данном уроке – кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребёнка. Наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают кроссворды, зашифрованные не обычно, а с помощью загадок. Этот этап позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.
На основном этапе - этапе изучения нового материала - использовались метод наглядности (демонстрация слайдов) и фронтальная беседа. Словесный метод объяснения нового материала чередовался с наглядным.
Особенным вниманием у учащихся пользовался демонстрационный материал (использование компьютера). Если использовать мультимедийные технологии на уроках окружающего мира, то интерес детей к учёбе поднимется, оптимизируются процессы понимания и запоминания учебного материала, решится проблема дефицита подвижной наглядности, а значит, качество образования будет повышено.
а

з

о

к

е

р

с

т

о

с

ы

а

к

ч

о

б

а

б

и

ь

в

а

м

р

у



Picture 215