Конспект урока Н. Гарин — Михайловский Тёма и Жучка


Краткосрочное планирование
 
Ф.И.О. и место работы Нагаевская А.А. Предмет: лит чтение Класс: 2 б
Тема урока: Н. Гарин - Михайловский «Тёма и Жучка
Цель:
(SMART, из среднесрочного планирования) сообщить некоторые факты из биографии автора; учить определять главную мысль произведения, объяснять заглавие; характеризовать героев произведения;
Ожидаемый результат:
(из среднесрочного планирования) Читают и делают анализ содержания из повести Н. Гарина - Михайловского «Тёма и Жучка»
Учебник:
(рекомендованный МОН РК) Русский язык 2 класс издательство Атамура,2013
Домашнее задание С 89 выучить правило упр 248
Ход урока/заметки учителя:
Время Деятельность учителя Деятельность
обучающихся Оценивание Ресурсы
Формативное (ОдО) Суммативное (ОО) 2 I. Организационный момент. 1) Проверка готовности к уроку
2) Психологический настрой: Глаза смотрят и видят,
Уши слушают и слышат,
Сначала думаю, а потом говорю.
Помню, что в классе я не один,
Умею слушать мнение других Учебник с 69-72
Презентация
Аудиосказка5 мин.
II. Активизация знаний
2. Вызов.
Актуализация имеющихся знаний. Постановка целей учебной деятельности.
     Сообщение темы урока
Тёма и Жучка           (слайд1)
-Как ты думаешь, кто это может быть?
-О чём может быть это произведение? 1) Фонетическая зарядка:
На горе Арарат растет крупный виноград
2) Пятиминутка чтения: стр.68
3) Проверка домашнего задания: чтение по ролям
Какие взаимоотношения могут быть у человека с собакой?
Составление кластера «Собака». Выступления детей                                             (слайд 2 – схема кластера)

24 мин III.
-Что будет дальше, предположи?
-Какой совет бы ты дал главному герою?
Вопросы Блума.
-Почему Тёма решил спасти Жучку?
-Что было бы с Жучкой, если бы Тёма её не спас?
-Почему Тёма не попросил помощи у взрослых?
-Легко ли мальчику было исполнить задуманное? Почему?
-Что его заставило преодолевать физическую усталость?
-подбери пословицу, подходящую по смыслу этому рассказ Знакомство с новой информацией, соотнесение её с имеющимися знаниями.
Чтение произведения по частям с вопросами после каждой части.
Тетрадь рабочая
15 IV. Работа по теме урока.
-Какой момент рассказа был для вас самым волнующим?
-Рассмотрите иллюстрацию
-Какой момент рассказа на ней отражён?
-Как художник показывает напряжённость момента? Опасность? Что помогает нам верить, что всё закончится хорошо? (1- тонкая, извивающаяся верёвка, тёмные стены, чёрная вода. 2-в лице Тёмы нет испуга, собачка смотрит с уверенностью, свет от фонаря.) Работа с иллюстрацией. 10 V. Физкультминутка.
VI. Закрепление. .Систематизация новых знаний. Ответы на поставленные ранее вопросы.Присвоение и переформулирование новых знаний своими словами., выработка собственной позиции.
Главная мысль произведения.
-Как бы ты поступил на месте Тёмы? Почему?
Прочти отрывки из текста, которые описывают душевное состояние Тёмы: -«с ужасом вслушивался в слова няни»
-«опять вздрогнул»
-«содрогнулся»
-«в его душу закрадывается страх»
-«сердце его сжимается тоской»
-«страх охватывает его»
-Можно ли назвать Тёму трусом? Храбрым? Почему? Смелый – это тот, кто не боится или тот, кто может побороть свой страх?           Дети рассматривают иллюстрацию, делают выводы
Рефлексия
7 мин
VII. Итог
-Кто из вас хочет узнать о приключениях Тёмы? Читайте книгу Гарина-Михайловского «Детство Тёмы» Ответы на вопросы                                                                                                              (слайд 8) Заметки учителя/Рефлексия:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Он был невысокого роста, очень подвижным, красивым: в волосах седина, глаза молодые, быстрые.
Под открытым небом зимою в лесу он выбрал однажды высокую ель и приказал, не срубая её, разукрасить от вершины до нижних ветвей золочёными орешками, флагами, свечками, окружил весёлыми кострами и, созвав из деревни крестьян, всю новогоднюю ночь пировал вместе с ними под этим деревом, на морозе, в снегах.
Нет сомнения, что Тёма – это он сам в детстве. Маленький Тёма вскакивает ночью с постели, крадётся к колодцу, куда брошена Жучка, спускается туда по вожжам и с опасностью для жизни спасает собаку, отчего его болезнь становится чуть не смертельной. Проходят десятки лет. Он – седой инженер, писатель, общественный деятель, нов душе всё тот же Тёма.
Настоящая его фамилия была Михайловский., Николай Георгиевич Михайловский. Он родился в Петербурге в 1852 году. Родители его были люди богатые. Его отец был боевой офицер. Крестил его царь Николай. Он учился в Гимназии, закончил институт путей сообщения, работал инженером-строителем. Затем он решил писать. В 1892 году стал издавать журнал «Русское  богатство». И стал подписывать свои произведения псевдонимом Н. Гарин, потому что у него был сын, которого звали  Гаря.
Умер он неожиданно. Участвовал в литературном совещании, вышел в соседнюю комнату, прилёг на диван и умер от сердечного приступа в 1906 г