Рабочая программа по историческому краеведению 8-9 классы

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Осиковская основная общеобразовательная школа
Кантемировского муниципального района
Воронежской области


«Рассмотрено»
Руководитель МО
___________В.Д.Локтева
Протокол №____ от
«____» ________2016г.


«Согласовано»
Зам.директора по УВР
_________Г.В.Волохова

«Утверждаю»
Директор МКОУ Осиковской ООШ
________Н.В.Фошенко
Приказ № ____ от _________









Рабочая программа
по историческому краеведению




Составитель: Петренко Галина Николаевна


Класс: 8 – 9






с. Осиковка
2016


Пояснительная записка
Программа составлена на основе Примерной региональной программы курса в 8-9 классах общеобразовательных школ Воронежской области «Историческое краеведение»/ сост. Ершова А.В., Воронова М.Л., ВОИПКиПРО, 2012г. А так же в соответствии с приказом №760 Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27 июля 2012 г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области.
В данной программе предусмотрено право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем. При этом должны учитываться особенности конкретного района, сложившиеся традиции. Поэтому, программа модернизирована за счёт включения краеведческого материала по Кантемировскому району и местному поселению.
Краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности и патриотизма. Оно раскрывает обучающимся связи родного края, города, села с «большой» Родиной, помогает уяснить единство истории каждого города, села с историей и жизнью нашей страны.
Изучение регионального курса «Историческое краеведение» предусматривает взаимосвязь с общим курсом истории России и всеобщей истории в качестве основы формирования представлений об окружающем мире как единого целого. Методологической основой содержания курса является философская категория единства общего и особенного: своеобразие историко – культурного развития региона составляет категорию особенного в общеисторическом содержании. Это предполагает рассмотрение истории края в контексте общецивилизационных процессов в мире и во взаимосвязи с историей Родины. Содержание курса «Историческое краеведение нацеливает на использование предметных, межпредметных, метапредметных связей как основы интеграции знаний школьников с их практической деятельностью.
Курс «Историческое краеведение позволяет углубить знания по истории, конкретизируя общеисторические события, процессы на краеведческом материале, приблизиться к прошлому через историю родного края, помогает стимулировать познавательный интерес школьников и воспитывать наследием предков. 
Актуальность изучения истории края определяется государственным и региональным заказом на реализацию патриотических традиций граждан России, родного края.
Главная цель изучения курса «Историческое краеведение» - развитие, образование и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своего края в контексте истории страны и мира, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи изучения курса «Историческое краеведение»:
формирование знаний об основных событиях, явлениях, процессах, персоналиях в истории края с древности до наших дней;
развитие у учащихся патриотических чувств, гордости и уважения к истории и достижениям земляков;
воспитание ценностных подходов к усвоению культурного наследия родного края, традиций жителей своего региона;
развитие познавательных и интеллектуальных способностей учащихся на основе анализа информации из различных источников, организации исследовательской и проектной деятельности;
формирование умений применять знания по истории края для осмысления сущности современных явлений, эффективного взаимодействия и участия в решении проблем окружающего социума.

Общая характеристика программы курса «Историческое краеведение».
Содержание программы курса построено на основе проблемно – хронологического принципа. Программа включает изучение истории Воронежского края с древности до наших дней и нацелена на использование цивилизационно – гуманитарного и многофакторного подходов. Логика построения курса позволяет осуществить постепенное и целенаправленное введение учащихся в его изучение, где действует принцип накопления и интеграции знаний с учётом решения воспитательных, обучающих и развивающих задач.
Изучение курса «Историческое краеведение» в 8-9 классах в объёме 69 часов (по 1 часу в неделю) предусмотрено в региональном компоненте базисного учебного плана для образовательных учреждений Воронежской области. В 8 классе изучается история Воронежского края с древности до середины 19 века, в 9 классе – со второй половины 19 века до современности. 8 класс – 35 часов, 9 класс – 34 часа.
В результате изучения истории края ученик должен:
знать (понимать)
·         основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней;
·         важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края;
·         изученные виды исторических источников;
   уметь
·         соотносить даты событий истории края с веком; определять последо-вательность и длительность важнейших событий истории края;
·         использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
·         показать на исторической карте территории расселения народов, гра-ницы края, города, места значительных исторических событий;
·          рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ
·         соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выяв-лять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группи-ровать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
·          объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и лич-ностям истории края, достижениям культуры;
·         использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
·         понимания исторических причин и исторического значения событий и яв-лений современной жизни;
·          высказывания собственных суждений об историческом наследии наро-дов края;
·          объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
·          использования знаний об историческом пути и традициях народов края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Содержание  тем  курса
8 класс – 35 часов
Тема 1. История Воронежского края в истории России.
История края как часть истории нашей Родины. Что изучает краеведение. Источники знаний о прошлом края. Музеи, архивы, заповедники – хранилища исторической памяти. Ученые-краеведы Воронежской области, исследования по истории края.


Тема 2. Воронежский край в древности.  
Появление человека в Воронежском крае. Археологические исследования на территории края. Костенки – уникальный памятник, «жемчужина палеолита».
Особенности степной и лесостепной зон Воронежской области. Кочевые и земледельческие народы в эпоху металлов. Памятники древней истории в крае (Мосоловское поселение в Аннинском районе, Мастищенский лабиринт и Мастюгинские курганы в Острогожском районе, Таловские мегалиты в Каменной степи, Маяцкое городище в Лискинском районе и др.)
Тема 3. . Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств
Расселение славян. Появление славян в Придонье. Воронежский край – окраина Киевской Руси. Укрепленные поселения славян на берегах рек Дона и Воронежа. Городище Титчиха. Натиск степных кочевников. Первое упоминание в русских летописях слова «Воронеж» (1177 г.). Раздробление русских земель. Монголькое нашествие. Запустение края в XIV–XV вв. «Белые пятна» в истории Воронежской земли. 
Тема 4. Воронежский край в период образования и укрепления Российского государства.  
Образование Российского государства. История вхождения воронежских земель в состав Российского государства. Борьба России с крымскими татарами. Организация сторожевой службы в 1586 году. Царский указ об основании города Воронежа.
Версии о дате основания Воронежа. Крепость на правом берегу реки Воронеж. Строители и первые жители Воронежской крепости.
 Тема 5. Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVII веке.
Образование Воронежского уезда. Состав и занятия населения. Строительство Белгородской черты (1635–1658 гг.), города-крепости «на черте», заселение земель «за чертой». Набеги татар. Развитие ремесла, торговли в городах края. Строительство укреплений, монастырей. Рост городов на территории края. Воронеж – торговый и ремесленный центр.
Политическая обстановка в крае в XVII – начале XVIII века. Народные восстания XVII в. Воронежские родственные связи Степана Разина. Поход Фрола Разина к Коротояку. Восстание в Острогожске (1670 г.). Образование воронежской епархии (1682 г.). Связь населения края с донскими казаками. Булавинское восстание (1707–1708 гг.)
 Тема 6. Воронеж и Воронежский край при Петре I.
Начало государственной деятельности Петра I. Азовский поход 1695 г. Пер-вый приезд в Воронеж (1696 г.). Начало строительства кораблей на Воронежской верфи. Азовский поход 1696 года, его результаты. Деятельность Петра Великого в Воронеже. Дальнейшее строительство города: Адмиралтейский двор, Немецкая слобода. Возникновение и развитие местной промышленности. Кумпанское и государственное строительство боевых кораблей в 1696–1700 гг. Русские и иностранные мастера-кораблестроители. «Работные люди». Первые учебные заведения – школа для подготовки офицеров флота (1703 г.), «цифирная» школа для детей (1714 г.).
Связь основания Санкт-Петербурга (1703 г.) с воронежскими событиями. Воронежские «заботы» Петра перед Полтавской битвой (1709 г.). Посещение Петром I Острогожска, Коротояка, Павловска, Таврова, Дивногорского монастыря и других мест.
Суровые указы Петра I об уничтожении возникших без царского повеления городов и сел (Бобров, Анна, Тойда, Тишанка, Богучар и др.).
Памятные места и памятники петровской эпохи в крае, их современное состояние.
 Тема 7. Образование Воронежской губернии и ее развитие в XVIII в.
Образование Воронежской губернии (1725 г.). Окончательное заселение края. Изменение социальной структуры населения. Феодально-крепостнические отношения в крае. Борьба против крепостного гнета воронежских крестьян во второй половине XVIII века
Новые явления в хозяйственной жизни губернии. Строительство промышленных предприятий, развитие торговли.
Воронеж – центр губернии середины – второй половины XVIII века.
Повседневная жизнь жителей края.
Общественно – культурная жизнь в Воронежском крае в 18 веке. Архитектура и строительство в Воронеже и крае. Первые учебные заведения. Е.А.Болховитинов и его деятельность.


 Тема 8. Социально-экономическая, общественно-политическая история Воронежского края в первой половине XIX века.
Социально-экономическое развитие края. Развитие земледелия, крестьянских промыслов. Товарно-денежные отношения в губернии. Строительство новых промышленных предприятий: сахарные заводы в Ольховатке (1834 г.), Рамони (1840 г.) и др.
Вклад воронежцев в культуру России. Застройка Воронежа и других городов губернии по «регулярным планам» (с 70-х гг. XVIII в.). Учебные заведения: мужская гимназия (1809 г.), кадетский корпус (1845 г.), народные училища. Пребывание в Воронежской губернии А.С. Грибоедова, К.Ф. Рылеева, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, В.Г. Белинского.
Выдающиеся земляки – А.В. Кольцов, И.С. Никитин, А.Н. Афанасьев, Н.И. Костомаров, Н.А. Северцов. Памятные места, связанные с деятельностью знаменитых воронежцев.

Повторение 1 ч


Учебно- тематический план 8 класс
№ п/п
Тема
часы

1
Тема 1. История Воронежского края в истории России.
3 ч

2
Тема 2. Воронежский край в древности.
3 ч

3
Тема 3. Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств
2 ч

4
Тема 4. Воронежский край в период образования и укрепления Российского государства.
3 ч

5
Тема 5. Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVII веке.
2 ч

6
Повторительно-обобщающий урок
1 ч

7
Тема 6. Воронеж и Воронежский край при Петре I.
8 ч

8
Тема 7. Образование Воронежской губернии и ее развитие в XVIII вв.
5 ч

9
Тема 8. Социально-экономическая, общественно-политическая история Воронежского края в первой половине XIX века.
6 ч

10
Повторение
1 ч

11
Резерв
1 ч

12
Всего
35 ч

 



 ЛИТЕРАТУРА
1.     Панова В. И. Историческое краеведение Воронежской области. Учебное пособие / В. И. Панова, А. О. Амелькин. Науч. ред. Б. Я. Табачников. – Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2012.
2.      Загоровский В. П. Воронеж: историческая хроника. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1989.
3.     Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия / В.П. Загоровский. – Воронеж, 1992.
4.      Загоровский В.П.  О древнем Воронеже и слове «Воронеж» Историко- герграфическое исследование 1971
5.     Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я / В.П. Загоровский. – Воронеж, 1982
6.     Панова В. И. История Воронежского края: Учебн.-методич. пособие. Воронеж. «Родная речь», 1995
7.     Люби и знай родной край: учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ. Науч. ред. Б. Я. Табачников. Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2008.
 Содержание тем курса
 9 класс – 34 часа
Тема 1. Воронежская губерния в первой половине XIX века
Общественно-политическая жизнь губернии. Воронежские полки и воронежцы в Отечественной войне 1812 г. Участие воронежского дворянства в движении декабристов. Разночинские кружки в крае. Газета «Воронежские губернские ведомости» (1838 г.)
Социально-экономическое развитие края. Развитие земледелия, крестьянских промыслов. Товарно-денежные отношения в губернии. Строительство новых промышленных предприятий: сахарные заводы в Ольховатке (1834 г.), Рамони (1840 г.) и др.
 Тема 2. Воронежская губерния во второй половине XIX века.
Реформа 1861 года в губернии: особенности ее проведения и последствия. Развитие капитализма и изменение структуры населения губернии.
Основание Кантемировки – первые шаги в историю.
Народническое движение в крае. «Наши», «Земля и воля», «Черный передел». Начало рабочего движения и зарождение первых социал-демократических организаций.
Деятели культуры – уроженцы Воронежского края – М.А. Веневитинов, И.А. Бунин, И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, А.А. Бучкури, М.Е. Пятницкий и др.
 Тема 3. События начала XX века в истории Воронежского края.
Социально-экономическое развитие губернии. Положение рабочих, крестьян. Социал-демократические организации накануне первой русской революции. Революция 1905–1907 гг. в Воронеже и Воронежской губернии: Февральская стачка, восстание солдат дисциплинарного батальона, декабрьская политическая стачка, крестьянские выступления зимой – весной 1906 года. Зарождение представительной демократии в крае. Повседневная и общественно – культурная жизнь губернии. Изменение внешнего облика Воронежа: открытие памятников, строительство новых зданий. Новые учебные заведения.
Тема 4.  Военно – политическая борьба в Воронежской губернии накануне и после Октября 1917г.
События Февраля 1917 года в Воронеже и губернии. Установление двоевластия. Деятельность различных партий в период двоевластия. Провозглашение советской власти осенью 1917 года в крае. Претворение в жизнь декретов новой власти. Борьба политических сил в Советах на местах. Гражданская война в губернии. Начало вооруженной борьбы на Дону. Военные действия летом 1918 – зимой 1919гг., летом – осенью 1919г. Окончание гражданской войны в крае в 1922г. Народное хозяйство в условиях гражданской войны (1918-1920гг.)



 Тема 5. Гражданская война в Воронежском крае
Гражданская война в губернии. Начало вооруженной борьбы на Дону. Военные действия летом 1918 – зимой 1919гг., летом – осенью 1919г. Окончание гражданской войны в крае в 1922г. Народное хозяйство в условиях гражданской войны (1918-1920гг.)
Кантемировский край в годы  гражданской войны.
 Тема 6. Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920–1930 годы.
  Восстановление и реконструкция промышленности. Развитие кооперации в деревне. Образование Центрально-Черноземной области (1928 г.) и преобразование в 1934 году в Воронежскую область. Интенсивный рост промышленного производства в крае, трудовой энтузиазм в годы индустриализации. Драматизм проведения коллективизации в Черноземье. Образование колхозов. Сталинские репрессии в Воронежском крае. Массовые репрессии партийно-государственных работников, интеллигенции, крестьян, рабочих, церковнослужителей.
Культурная жизнь в Воронежской губернии и изменения в культурном строительстве. Переход ко всеобщему среднему образованию. Развитие высшего и среднего образования. Преображение г.Воронежа.
 Тема 7. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны и послевоенного строительства.  
Воронежская область в начале войны. Начало мобилизации в армию и формирование Воронежского добровольческого полка. Перестройка промышленных предприятий на военный лад, эвакуация части воронежских заводов. Начало массированных налетов фашистской авиации на город.
Наступление на Воронежском направлении (лето 1942 г.). Образование Воронежского фронта (командующий генерал Н.Ф. Ватутин). 212 дней боев за Воронеж. Героизм защитников города. Острогожско-Россошанская и Воронежско-Касторненская наступательные операции и их значение.
Злодеяния гитлеровцев на воронежской земле. Боевые и трудовые подвиги наших земляков. Героизм, запечатленный в мемориалах, памятниках, музеях, названиях улиц.
Кантемировка в годы войны.
Народное хозяйство области в восстановительный период (1945–1950 гг.). Восстановление городов Воронежской области. Возрождение культурных ценностей.
 Тема 8. Хозяйственное и культурное развитие области в 1950–1990 годы.
Воронежская область в период «оттепели». Воронеж в 70-80-е гг. Рост промышленного производства, строительство новых предприятий (Воронежский шинный завод, завод тяжелых механических прессов, завод радиодеталей, Острогожский консервный завод, Нововоронежская атомная электростанция и др.), реконструкция ранее построенных. Развитие сельского хозяйства области. Социальные проблемы деревни. Массовое жилищное и социально- бытовое строительство в г. Воронеже и области. Достижения наших земляков в области культуры. Воронежские писатели.
Тема 9. Современный этап развития Воронежа и области.
Крупные предприятия края. Экономика края на современном этапе развития: ее особенности. Перспективы развития области. Система управления областью и органы местного самоуправления: их функции, взаимодействие, эффективность.
Развитие образования и культуры в Воронежской области. Архитектура и строительство. Новые памятники в Воронеже и области. Современная театральная жизнь.
Проблемы и трудности современного этапа развития края и пути их решения. Современное состояние экономики. Крупные промышленные предприятия области. Особенности развития сельскохозяйственного производства.
Кантемировка сегодня.
 






Учебно- тематический план 9 класс

№ п/п
Тема
часы

1
Введение в курс ист. краеведения за 9 класс. История края как часть истории нашей Родины
1

2
Тема 1. Воронежская губерния в первой половине XIX века
4 ч

3
Тема 2. Воронежская губерния во второй половине XIX века.
3 ч

4
Тема 3. События начала XX века в истории Воронежского края.
2 ч

5
Тема 4.  Военно- политическая борьба в Воронежской губернии накануне и после Октября 1917 г
4 ч

6
Повторительно-обобщающий урок
1 ч

7
Тема 5. Гражданская война в Воронежском крае
2 ч

8
Тема 6. Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920–1930 годы.
2 ч

9
Тема 7. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны и
послевоенного строительства.
6 ч

10
Тема 8. Хозяйственное и культурное развитие области в 1950–1990 годы.
5 ч

11

Тема 9. Современный этап развития Воронежа и области.

3 ч

12
Повторение
1 ч

13
Всего
34 ч







ЛИТЕРАТУРА
 1.     Панова В. И. Историческое краеведение Воронежской области. Учебное пособие / В. И. Панова, А. О. Амелькин. Науч. ред. Б. Я. Табачников. – Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2012.
2.      Загоровский В. П. Воронеж: историческая хроника. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1989.
3.     Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия / В.П. Загоровский. – Воронеж, 1992.
4.      Загоровский В.П.  О древнем Воронеже и слове «Воронеж» Историко- герграфическое исследование 1971
5.     Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я / В.П. Загоровский. – Воронеж, 1982
6.     Панова В. И. История Воронежского края: Учебн.-методич. пособие. Воронеж. «Родная речь», 1995
7.     Люби и знай родной край: учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ. Науч. ред. Б. Я. Табачников. Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2008.
Используемый УМК:
Учебное пособие: Историческое краеведение Воронежской области. В.И.Панова, О.А.Амелькин. Науч. ред. Б.Я.Табачников, Воронеж, Центр духовного возрождения Черноземного края, 2012г. (посвящено истории Воронежского края и адресовано учащимся 8-9 классов всех видов общеобразовательных учреждений).
Историко – культурное краеведение: учебно – методическое пособие, М.И.Баранникова. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2012г.
Историческое краеведение: примерная региональная программа, тематическое планирование и методические рекомендации для 8-9классов общеобразовательной школы, А.В.Ершова, М.Л.Воронова, Воронеж: ВОИПКиПРО, 2012г.














Календарно- тематическое планирование                            8 класс

Тип урока
Тема занятия
кол-во
часов
Характеристика основных видов деятельности ученика
Дата
про плану/факт.

1
Вводный
Введение в курс исторического краеведения за 8 класс.

-
 


2
Изучение новой темы
История Воронежского края в истории России

 
 


3
Изучение новой темы
Ученые краеведы Воронежской области. Исследования по истории края.

подготовить сообщения
 


4
Комбини
рованный
Воронежский край в древности

Активизировать знания из курса истории Древнего мира
параграф 1 стр.5-9 выпол. задание на стр.10
 


5
Комбини
рованный
Кантемировский район, географическая справка

экскурсия в Кантемировский музей
 


6
Изучение новой темы
Кантемировка. Взгляд из далекого прошлого.

Кантемировка страницы истории
 
 


7
8
Изучение новой темы
Воронежский край в составе Древнерусского государства и феодальных княжеств

параграф 2 Стр. 10-15
историческое краеведение
презентация по теме
 


9
Комбини
рованный
Воронежский край в период образования и укрепления Российского государства

Активизировать знания из курса истории России. Использовать электронные ресурсы
Стр. 17- История  Воронежского края
 


10
Комбини
рованный
Борьба с иноземными вторжениями.
1 ч
Активизировать знания из курса истории России. Использовать электронные ресурсы
стр.14 историческое краеведение
 


11
Изучение новой темы
Основание воронежской крепости

 
стр.15-20
презентация по теме. Собирать информацию и готовить сообщения
 


12
 
Комбини
рованные
Социально-экономическое  развитие Воронежского края в XVII века
2 ч
Активизировать знания из курса истории России.
глава 4 стр.23-25
 


13
Изучение новой темы
Политическая обстановка  крае в XVII началеXVIII вв.
 

глава 4 стр.-26-28
 
 


14
 
 
 Повторительно- обобщающий урок

 
 урок-зачет
 


15
Комбини
рованный
 
Начало Государственной деятельности Петра 1

 Активизировать знания из курса истории России периода  правления Петра 1 Готовить сообщения
 


16
Комбини
рованный
Воронеж – колыбель русского флота.
 

Презентация по теме. Стр. 21-22
собирать информацию готовить сообщения
 
 


17
Комбини
рованный
Деятельность «кумпанств».

Осуществлять поиск информации из различных источников для подготовки сообщения о сподвижниках Петра 1
 


18
Комбини
рованный
 Строители Воронежских кораблей

Осуществлять поиск информации из различных источников для подготовки сообщения о строителях Воронежских кораблей
 


19
Изучение новой темы
Возникновение и развитие местной промышленности.

стр.25-27 выполнение задания стр. 27-28
 


 
20  
Комбини
рованный
Заселение края в петровскую эпоху.

 
 


21
 
Изучение новой темы
Памятные места и памятники петровской эпохи в крае.

 
презентация по теме
 


22
 
Комбини
рованный
Наш край в петровскую эпоху

Осуществлять поиск информации из различных источников для рассмотрения темы
 


23
Изучение новой темы
 Образование Воронежской губернии

параграф 5 стр.28-30 задание на стр.34
 


24
 
Изучение новой темы
 
Деятельность графа А. Орлова на Воронежской земле.

готовить сообщение про Хреновской конезавод
 


25
Комбини
рованный
Борьба воронежских крестьян против крепостного гнёта

Активизировать знания из курса истории России о восстаниях против крепостного права Осуществлять поиск информации из различных источников для подготовки сообщения
 



26
Комбини
рованный
Воронеж – центр губернии.

Презентация по теме
сообщения
 


27
 
Повседневная жизнь жителей края.

Заочное посещение музея им.Пятницкого
 


28
Изучение новой темы
 Воронежский край в годы Отечественной войны 1812 г.

Активизировать знания из курса истории России о событиях 1812 г.
Осуществлять поиск информации из различных источников для подготовки сообщений.
 


29
Комбини
рованный
Участие воронежского дворянства в движении декабристов.

стр.37-38 презентация по теме
 


30
Комбини
рованный
Социально-экономическое развитие Воронежского  края.

параграф 6 стр.35-45
выполнить задание стр 46
 


 
31
Изучение новой темы
 
Вклад воронежцев в культуру России
 

 
презентация по теме
 
 


32
Изучение новой темы
Выдающиеся земляки.

Сообщения
 


33
Комбини
рованный
Кантемировский край в первой половине XIX века
 
1 ч
Экскурсия в Кантемировский музей
 


34-35
Повторит-обобщ. ур.
Итоговые уроки по курсу
2 ч
Уроки-зачеты
 


 Календарно- тематическое планирование                            9 класс


Тип урока
Тема занятия
кол-во
часов
Характеристика основных видов деятельности ученика
Дата по плану
Дата по факту

1
Вводный
Вводное занятие.  Цели и задачи курса краеведения за 9класс. История края как часть истории нашей Родины

-
 


2
Изучение новой темы
Социально-экономическое развитие Воронежского края в первой половине XIX века

Стр. 35-36 историческое краеведение
 


3
Изучение новой темы
Участие воронежцев в войне 1812 года

Стр. 37-39
подготовить сообщения
 


4
Комбини
рованный
Связь истории Воронежа с историей восстания декабристов

Стр. 40-44
подготовить сообщения
 


5
Комбини
рованный
Культура Воронежского края в первой половинеXIX в.

Стр. 45-47
презентация по теме
 


6
Изучение новой темы
Кантемировка в период  и после падения крепостного права.

Стр. 12- 28  Кантемировка. Страницы истории.
 


7
Изучение новой темы
Воронежская губерния в пореформенный период

Стр. 47-49
 


8
Комбини
рованный
Социально- экономическое развитие Воронежского края в конце XIX в.

Стр. 50-54,
 


9
Комбини
рованный
Социально- экономическое развитие Воронежского края в начале XX в.
1 ч
стр.57-60
 


10
Изучение новой темы
Социально- экономическое развитие  Кантемировки в  начале XX в.

Собирать информацию и готовить сообщения
 


11
12
Комбини
рованные
 
Развитие социал-демократического, революционного движения в Воронежской губерний
2 ч
 
стр 60-64, подготовить сообщения
 
 


13
Изучение новой темы
 
События Октябрьской революции в истории Воронежа.
 

Активизировать знания из курса истории России. Использовать электронные ресурсы для изучения событий Февральской революции в Воронеже и губернии.
Находить и группировать информацию по данной теме из дополнительных источников
Называть причины событий октября 1917 г. Рассказывать о первых мероприятиях Советской власти.
Объяснять суть борьбы политических сил в Советах на местах
 


14
Комбини
рованный
События Октябрьской революции в истории Кантемировского района.
 
 

Кантемировский район. Историко- экономический очерк
Систематизировать исторический материал о Воронежском крае после гражданской войны. Объяснять причины проведения индустриализации и коллективизации
 


15
 
 
Повторительно-обобщающий урок
 

 
Урок- зачет
 


16
Комбини
рованный
 
Воронежский край в годы Гражданской войны.
 
 

 
Систематизировать исторический материал о Воронежском крае в период  гражданской войны.
 


 
17
Изучение новой темы
 
Кантемировский  край  в годы гражданской войны
 
 

 Кантемировский район. Историко- экономический очерк
 


18




Комбини
рованные



 
 Социально-экономическое развитие  Воронежского края в 20 –30-е гг.
 
 
 
 
 

стр. 78-86 Историческое краеведение Собирать информацию и готовить сообщения о проведении  индустриализации и коллективизации на территории края
 Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду. Высказывать суждения о событиях 1920-1930 гг.
 


19
Комбини
рованные
 Сталинские репрессии в Воронежском крае.
Массовые репрессии партийно-государственных работников, интеллигенции, крестьян, рабочих, церковнослужителей.
 

Участвовать в обсуждении материалов, рассказывающих о массовых репрессиях. Определять свое отношение к массовым репрессиям на основе анализа документов, отрывков из работ историков, статистических данных
 


20
Комбини
рованные
Воронежская область в начале войны.
Начало мобилизации в армию и формирование Воронежского добровольческого полка. Перестройка промышленных предприятий на военный лад, эвакуация части воронежских заводов. Начало массированных налетов фашистской авиации на город

Активизировать знания из курса истории России периода Великой Отечественной войны. Рассказывать о формировании добровольческого полка.
Характеризовать работу завода им. Коминтерна, Воронежского авиационного завода и др. промышленных предприятий в годы войны
 


21
Комбини
рованный
Военные действия на территории Воронежской области.
Наступление на Воронежском направлении (лето 1942 г.). Образование Воронежского фронта (командующий генерал Н. Ф. Ватутин). 212 дней боев за Воронеж. Героизм защитников города. Острогожско- Россошанская и Воронежско-Касторненская наступательные операции и их значение.

Систематизировать исторический материал о событиях Великой Отечественной войны на территории Воронежской области и города Воронежа. Использовать историческую карту для рассказа о военных действиях на Воронежском направлении.
 


22
Изучение новой темы
Боевые и трудовые подвиги наших земляков в годы войны. Героизм, запечатленный в мемориалах, памятниках, музеях, названиях улиц.

Собирать информацию и готовить сообщения (презентацию) о подвигах наших земляков.
 


 
23  
Изучение новой темы
Немецкая оккупация и борьба воронежцев с врагами. Злодеяния гитлеровцев на воронежской земле
Практикум по теме «Война в судьбе моей семьи»

Собирать информацию и готовить сообщения (презентацию) о подвигах наших земляков.
 


24
 
 
 
Комбини
рованный
Кантемировка в годы войны

Кантемировский район. Историко- экономический очерк
Собирать информацию и готовить сообщения о подвигах наших земляков.
 


25
 
Комбини
рованный
Восстановление народного хозяйства.
Народное хозяйство области в восстановительный период (1945-1950 гг.). Восстановление промышленности. Возрождение промышленности. Возрождение деревни. Восстановление городов Воронежской области. Возрождение культурных ценностей

Рассказывать о восстановлении народного хозяйства на территории края.
 


26
Изучение новой темы
 Воронежская область в период «оттепели

Характеризовать социально-экономическую жизнь в крае в период «оттепели».
 


27
 
 
 
Воронеж в 70-80-е гг.
  Рост промышленного производства, строительство новых предприятий (Воронежский шинный завод, завод тяжелых механических прессов, завод радиодеталей, Острогожский консервный завод, Нововоронежская атомная электростанция и др.), реконструкция ранее построенных.
Развитие сельского хозяйства области. Концентрация и специализация сельскохозяйственного производства. Социальные проблемы деревни. Массовое жилищное и социально-бытовое строительство в Воронеже и области

Систематизировать исторический материал о Воронежском крае в период70-80-х гг. Высказывать суждения о причинах тяжелого положения в деревне.
 
Осуществлять поиск информации из различных источников для подготовки сообщения о развитии промышленности и сельского хозяйства в 70 -80 гг
 


28
Комбини
рованный
Достижения наших земляков в области культуры.
Развитие образования на территории области. Воронежские ученые с мировым именем. Воронежские писатели

Осуществлять поиск информации из различных источников для подготовки сообщения о развитии культуры на территории края
 


29
Изучение новой темы
Кантемировка в 50-е – 80е гг.

Кантемировский район. Историко- экономический очерк
 


30
 
Экономика края на современном этапе развития: ее особенности. Крупные предприятия края. Перспективы развития области.

Объяснять причины социально-экономических перемен последнего десятилетия XX в. Характеризовать работу промышленных предприятий Воронежской области. Раскрывать перспективы развития области.
 


31
Изучение новой темы
 Система управления областью и органы местного самоуправления: их функции, взаимодействие, эффективность

Объяснять систему управления областью и принцип работы органов местного самоуправления. Раскрывать сущность взаимодействия федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации
 


32
Комбини
рованный
Развитие образования и культуры в Воронежской области.
Современная архитектура и строительство. Новые памятники в Воронеже и области. Современная театральная жизнь

Рассказывать о наиболее значительных событиях в области культуры Воронежа и Воронежской области Заочная экскурсия
 


33
Изучение новой темы
Проблемы и трудности современного этапа развития края и пути их решения
Современное состояние экономики. Крупные промышленные предприятия области. Особенности развития сельскохозяйственного производства

Называть важнейшие перемены в социально- экономической жизни края на современном этапе. Сравнивать состояние общества в 90-е гг. и в начале XXI в.
Рассказывать о том, как изменилась жизнь в твоем городе, поселке, селе.
Обозначать основные проблемы и трудности края на современном этапе.
Находить и группироватьинформацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников, дополнительной литературы
 


 
34
Повторит-обобщающий
.
 
                 Итоговое повторение
 
 
 

 
Систематизировать исторический материал по истории Воронежского края   Урок-зачет
 
 


 
 

 
 
 
















 










13PAGE 15