Задания по русскому языку повышенной сложности для учащихся 5 класса


Задания по русскому языку повышенной сложности для учащихся 5 класса1.Расставьте ударения в следующих словах: алфавит, положила, документ, портфель, километр, партер, средства, шофер.2.Замените данные устойчивые словосочетания одним глаголом, имеющим то же значение.
А) Клевать носом. Б) Душа ушла в пятки. В) Делать из мухи слона. Г) Унести ноги. Д) Зарубить на носу.
3. Определите количество звуков в следующих словах: Яков, лампа, просьба, вялый, вьюн, гвоздь, я, они, отъезд.
4. Определите лишнее слово среди приведенных, разберите его по составу: поднос, носильщик, переносица, занос, подношение.
5. В старину на Руси соль была достаточно дорогим продуктом. Ее привозили из дальних стран, налог на соль был очень высоким.
Сейчас мы солим пищу во время ее приготовления, но на Руси было иначе. Варили, жарили, пекли без соли, а хозяин за столом солил уже готовое блюдо. Иногда, чтобы показать свое расположение, хорошее отношение гостю, он пищу пересаливал, а иногда и наоборот.
Какой фразеологизм родился из этого исторического факта? Каково его значение?
6. Ответьте на шутливые вопросы. Вам понадобятся не только знания языка, но и смекалка.
А) Как с помощью одних личных сказать, что фрукты чистые?
Б) Как превратить оценку в вечер танцев?
В) Как превратить сооружение для ремонта кораблей в собаку?
7. Выполните синтаксический разбор предложения. Из какого оно произведения? Кто его автор?
Там под елкою высокой белка песенку поет, золотой орех грызет, изумрудец вынимает и в мешочек опускает.
8. Подберите три группы слов с одинаковым корнем –гор-, но с разным значением.
9. Сколько раз звук [т], [т’] встречается в стихотворении?
Возле грядки –
Две лопатки,
Возле кадки –
Два ведра.
После утренней зарядки
Мы работали на грядке,
И посадки все в порядке,
Их
Теперь
Полить
Пора!
(Е. Благинина)
10. Составьте из букв, составляющих слово активность как можно больше других существительных, употребляя их в форме именительного падежа.