Конспект урока Действия с десятичными дробями в форме игры Умники и умницы


Конспект урока математики в 6 классе
по теме «Действия с десятичными дробями»
Цель урока: сложение, вычитание, умножение десятичных дробей и деление десятичной дроби на натуральное число.
Задачи: - Совершенствовать вычислительные навыки;
- Уточнить полученные знания, применяя их к решению различных заданий.
Девиз урока: «Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные»».
Форма урока: в виде игры «Умницы и умники»
1 этап: Повторение теории.
Вопросы:
Какая дробь называется десятичной?
Назовите по порядку четыре разряда справа от запятой в десятичной дроби.
Как уравнять количество знаков после запятой у десятичной дроби? Пример.
Как выполнить сокращение десятичной дроби? Пример.
Как умножить десятичную дробь на 10; 100; 1000 и т.д.?
Как разделить десятичную дробь на 10; 100; 1000 и т.д.?
Как сложить десятичные дроби?
Как называются компоненты сложения и результат?
Сформулируйте переместительное свойство сложения.
Как вычесть десятичные дроби?
Как называются компоненты вычитания и результат?
Как проверить правильность выполненного вычитания, сложения?
В десятичной дроби перенесли запятую на три разряда вправо. Во сколько раз увеличилась дробь?
В десятичной дроби перенесли запятую на два разряда влево. Во сколько раз уменьшилась дробь?
Как умножают десятичные дроби?
Как называются компоненты умножения и результат?
Какие свойства умножения вы знаете? Сформулируйте их.
Как делят десятичную дробь на натуральное число?
Как называются компоненты деления и результат?
Как проверить правильность выполненного умножения, деления?
Какие действия с нулем возможны, какие не возможны?
Каков порядок совместных действий сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей?
За каждый правильный ответ ученик получает жетон, затем выбирают трех учеников с наибольшим количеством жетонов. Они, непосредственно, будет участвовать во 2 этапе.
2 этап: Первая тройка игроков. Выбор дорожек. Вопросы участникам:
Во сколько раз 76,354 меньше 7634,5?
Где пропущены запятые 3 + 108 = 408?
Кто первым из игроков дает правильный ответ выбирает дорожку.
Красная дорожка (самая короткая)
Решите уравнение 3,5k + 1.5k – 0.44 = 0.56.
Задача: 4 моржа и 3 морских льва весят 5,85 тонн. Найдите массу моржа, если масса морского льва равна 0,35 тонн.
Желтая дорожка
Решите уравнение 5,2 + х = 8,9
Во сколько раз 4,26 меньше 6?
Вычислите удобным способом 34,68 * 8,25 + 8,25 * 65,32
Зеленая дорожка
Посмотрите на числа в ряду и догадайтесь по какому признаку они собраны вместе, запишите еще два числа: 0,2; 0,7; 1,2; …
Вычислите удобным способом 0,25 * 16,3 * 0,4
Чему равна половина 1,4?
На сколько надо увеличить 7,12, чтобы получилось 22,2?
Игроки работают на игровом поле, за каждый верный ответ получают жетон и передвигаются по своей дорожке, а остальные ученики тоже решают эти задания. Если те, кто сидят на местах, раньше игроков могут предоставить ответ, они поднимают руку и после проверки получают жетон, если задание решено правильно. Одному учителю трудно справляться с этим, поэтому я приобщала помощников из старших классов, у которых были готовые ответы. Если игрок на дорожке не решил задание, то объясняет тот, кто решил из «теоретиков». Если никто не решил, задание остается на дом.
Физкультминутка «Встали – сели» : Если утверждение верно, то учащиеся садятся за парту, если не верно, то встают.
Если к десятичной дроби приписать справа 0, то она увеличится в 10 раз.
Любое натуральное число можно записать в виде десятичной дроби с каким угодно количеством нулей после запятой.
Если у двух десятичных дробей целые части равны, то и сами дроби равны.
При сложении десятичных дробей не надо обращать внимания на запятые.
При умножении десятичной дроби на 0,1 надо перенести запятую влево на один знак.
Разделить десятичную дробь на 100 – это все равно, что умножить на 0,1.
Чтобы возвести десятичную дробь в третью степень надо перемножить ее три раза.3 этап: Вторая тройка игроков (выбираются из «теоретиков», тех кто решал на месте, путем подсчета жетонов). Выбор дорожек. Вопросы участникам:
Вычислите 80,57 * 0,1
На сколько 3,7 больше 1,1?
Красная дорожка
Вычислите удобным способом 5, 94 * 0,07 + 0,33 * 5,94 + 0,4 * 0,06
Задача: Скорость ветра 2,85 м/с. Чайка летит по ветру со скоростью 8,3 м/с. С какой скоростью она будет лететь против ветра?
Желтая дорожка
Собственная скорость катера 22,4 км/ч, скорость течения реки 1,86 км/ч. Найдите скорость катера по течению.
Решите уравнение х + х + х + х = 5,46
Вычислите удобным способом 0,349 * 78,68 – 68,68 * 0,349
Зеленая дорожка
Уменьшите число 34,06 в сто раз
Восстановите запятые в равенстве 63 – 27 = 603
Вычислите удобным способом 1,64 + 2,8 + 0,36 + 2,2
Увеличьте 8,6 в 3,07 раз.
4 этап: Третья тройка игроков (выбираются из «теоретиков», тех кто решал на месте, путем подсчета жетонов). Выбор дорожек. Вопросы участникам:
Выполните деление 3,6 на 4
Расставьте порядок действий в выражении 100 – (1,873 + 4,627) * 3,04 + 3,8
Красная дорожка
Посмотрите на числа в ряду и догадайтесь по какому признаку они собраны вместе, запишите еще два числа: 1,3; 2,5; 5; 6,2; 12,4; …
Решите уравнение 32,4 – (b – 2,75) = 13,94
Желтая дорожка
Даны числа 0,8; 1,6; 2,9; 3,7. Разность двух из них равна одному из оставшихся. Запишите это равенство.
Решите уравнение 3p = 4,97 + 5,14
Вычислите удобным способом 11,11 * 9,87 – 11,11 * 8,87
Зеленая дорожка
На какое число надо умножить 7,15, чтобы получилось натуральное число?
Решите уравнение k – 7,21 = 4,8
Во сколько раз 0,18 меньше 6?
Вычислите удобным способом 0,2 * (1,9 * 0,5) * 10
5 этап: Подведение итогов, подсчет жетонов, выявление победителей.
Все вместе решаем пример 100 – (1,873 + 4, 627) * 3,04 + 3,8 составляем слово по ответам
84,04 80,24 19,76 6,5
И ША К
Историческая справка: В 15 веке самаркандский ученый ал – Каши ввел десятичные дроби. Но это нововведение оставалось неизвестным европейским математикам и. лишь в конце 16 века (1584г.) нидерландский математик и инженер Стевин вновь пришел к этому открытию.
6 этап: Итог урока. Рефлексия.
Заключительное слово учителя: Значение десятичных дробей в жизни очень велико. С их помощью строят дома, возводят мосты, лечат людей, измеряют время. В спортивных состязаниях, например, решающую роль играют, порой, сотые доли секунды. Значение десятичных дробей трудно переоценить.
Разработала и провела урок учитель математики МОУ «Беломорская СОШ №3» Маленок Ирина Владимировна.