Конспект урока по литературному чтению Птицы с «характерами» (М. Пришвин «Изобретатель») 3класс


Конспект урока
Предмет: литературное чтение
Класс: 4
УМК: «Школа 2100»
Автор: Круковская Наталья Ивановна, учитель начальных классов, г. Железнодорожный, Московской области.

Тема: Птицы с «характерами» (М. Пришвин «Изобретатель»).
Тип урока: комбинированный
Цель: знакомство с произведением М. Пришвина «Изобретатель»
Задачи урока:
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
развивать умение осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста;
выказывать и аргументировать своё отношение к героям, выражать эмоции;
воспитывать образованного творческого читателя;
воспитывать любовь и интерес к чтению.
Познавательные УУД:
преобразовывать информацию из одной формы в другую (работа с таблицей);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
ориентироваться на развороте учебника;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрация.
.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться работать по совместно составленному плану.

Коммуникативные УУД:
развивать умение слушать и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
умение работать в группе.

Личностные результаты
1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Педагогические технологии, использованные на уроке:
информационно-коммуникационные технологии;
технология развития критического мышления

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация PowerPoint, фрагмент мультфильма,
· диск «Фонохрестоматия к учебнику литературное чтение 4 класс»
Средства обучения:
учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «В океане света»;
рабочая тетрадь Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева;
карточки-таблицы;
толковый словарь.
Ход урока

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)



·. Орг. момент.


II.Актуализация знаний.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.
- Здравствуйте, ребята. Пусть этот урок несет вам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.

-Сегодня мы побываем в привычном, но необычном для нас мире – мире животных. Видеофрагмент « В мире животных»
- Вы любите животных?
- Где можно увидеть животных?

- С ними можно познакомиться и в литературе.
Настраиваются на урок, желаю друг другу удачи.

Да. В зоопарке, в лесу, цирке, заповедниках
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

III. Мотивация к учебной деятельности.












IV. Постановка учебной задачи. Формулирование проблемы




























VI. Работа с текстом





















































V.Этап открытия нового знания.


























VI. Этап применения нового знания










Введение в тему урока.
Литературная викторина. Слайд 2,3
– Назовите произведения и их авторов, героями которых являются животные.

- Посмотрите, как огромен этот мир животных в литературе.
-Догадайтесь, о ком мы будем с вами говорить на уроке.
- Послушайте загадку и определите тему урока: Слайд 4.
У них есть крылья, голова, Две лапки, клюв и перья. Все появляются с яйца. Слышны их песенки с деревьев.
Тема урока: «Птицы с характером». Слайд 5.
-Какой возникает у вас вопрос?
- М. Пришвин поможет нам ответить на этот вопрос. А так же приоткроет еще одну страничку этого удивительного мира животных. Современники называли Пришвина -птичником.
Работа с учебником
-Откройте учебник на стр. 93.
- Над каким произведением мы будем с вами работать? - Дополните тему урока.
- Кто такой изобретатель?
-Подберите синонимы к этому слову. Слайд6.
- Посмотрим, что написано в толковом словаре: изобретатель – тот, кто изобрёл что-нибудь новое, прежде неизвестное.
-Изобретателем может быть только человек или животное тоже?
- Рассмотрите иллюстрации к тексту.
- Предположите о чём этот рассказ?
- Как вы думаете, почему заголовок текста заключён в кавычки?
- Какую учебную задачу поставим пред собой? Слайд 7.


Работа с текстом во время чтения.
Чтение вслух (по предполагаемым частям) с вопросами после каждой части.
1 часть (Дикие утята)
Вопросы:
-От чьего имени написан рассказ?
-Как утята появились у рассказчика?
-Зачем автор взял трех утят себе?
- Что произойдет дальше?
2 часть (Как Пиковая дама стала утиной мамой)
-Оправдались ваши предположения?
-Зачем люди сделали во дворе кочки?

- Почему автор назвал утку Мусю “пустая голова”?
- Кто такая Пиковая дама?
- Кто может высиживать утиные яйца, кроме утки?
- Что будет дальше?
3 часть (Почему рассердилась Пиковая дама)
-Предположение подтвердилось?
-Как люди ухаживали за утятами первое время?
-Почему утка повела утят к пруду, а курица - в огород?
-Почему Пиковая Дама была сердита?_(докажите в тексте )
- Почему они не захотели жить с курицей?
- Что будет дальше?
4 часть (Как он выбрался из корзинки?)
-Где находились утята всю ночь?
- Как автор называет утенка?
Почему?
- Какой вопрос задаёт сам себе и нам тоже автор.

5 часть (Эксперимент с ленточкой)
- Зачем автор завязал ленточку на ноге утёнка?
- Как вы думаете, как утёнок мог вылезти из корзины?
6 часть (Изобретатель) – читает учитель
- Можно ли назвать утёнка изобретателем? Почему?

-Что заметили? Как написано слово «изобретатель»? -Почему?
- А почему в начале это слов дается в кавычках?.
- Как можно по - другому назвать утёнка?
- Как Пришвин в своём рассказе отвечает на вопрос “могут ли животные быть изобретателями , или только люди могут что-то изобрести?
Слайды “животные –изобретатели (слайды 8, 9)
-Да, мы с вами убедились, что животные изобретательны и этим похожи на людей.
-Вспомните тему урока.
-На какой вопрос мы должны ответить?
Творческая работа в группах и повторение правил групповой работы.

- Есть ли у птиц Пришвина прозвища, имена?
Автор выделяет этих птиц? Почему?
- Можно ли сказать, что птицы у Пришвина совершают поступки, у них определённое поведение, индивидуальный характер?
– Понаблюдайте, как рождаются характеры птиц в рассказе Пришвина. Подготовьте сообщение по плану о Дусе, о Пиковой Даме, об Изобретателе.
Каждая группа получает карточку.
а) прозвище птицы;
б) её поступки, поведение;
в) характер птицы;
г) отношение автора к птице.

Выступление групп. Слайд 10,11.12
-Пришвин рассказывает реальную историю из жизни. И таких историй очень много.
Видео «Шимпанзе воспитывает тигрят»
- Давайте вернёмся к проблемному вопросу и попробуем ответить на него. Слайд 13,14

-Какое открытие делает писатель? Как он об этом рассказывает?
- Главным становится не внешнее описание птицы, а создание её «характера», выделение каких-либо индивидуальных особенностей.
«Кот- ворюга» К. Паустовский,
« Черная курица или подземные жители» А. Погорельский,
«Слон» Алекс.Куприн,
«Дед Мазай и зайцы" Н.Некрасов,
«Слон и Моська» И. Крылов,
«Кот – сметанный рот» ( А. Толстой)




Птицы.

Может быть у птиц характер?



М. Пришвин «Изобретатель»
Тема урока: «Птицы с характером». (М. Пришвин «Изобретатель»).
Ответы детей. Выдумщик, фантазёр», сочинитель.


Ответы детей.
Предположения о содержании текста. Название произведения, кличка чья-либо, и др. варианты ответов.
Ответить на вопросы: Изобретателем может быть только человек или животное? Может быть у птиц характер?

Ответы детей.

От имени автора. Автор взял их себе на воспитание.
Во дворе жили куры и гуси, не было уток.

Ответы детей. Чтобы утки чувствовали себя как дома.
Она отказалась высиживать яйца.
Курица может высиживать утиные яйца. Предположения детей






Воин ростом с огурец. Показывает, что утенок очень мал. Но смог выбраться из корзинки. Как же мог такой воин выбраться из корзинки?


Да, он придумал способ выбраться из корзины.
Слово изобретатель написано с заглавной буквы, потому что стало именем утенка. Утенок его еще не заслужил.
Смышленый, догадливый, сообразительный) Изобретателями могут быть не только люди, но и животные.


Птицы с характером.
Может у птиц быть характер?

Пиковая Дама, Муся – пустая голова, Дуся, Изобретатель.

Каждая группа получает листок с заданием и готовится к выступлению.
Группа №1. Курица

Прозвище птицы


Её поступки, поведение


Характер птицы


Отношение автора к птице.




У птиц тоже есть свой "характер" и его можно увидеть, если внимательно за ними наблюдать. Автор поведал о материнстве, о разных отношениях мам к своим деткам, о разных характерах. На примере утки и курицы мы видим, как они заботятся о своем потомстве, учат их, переживают. И как по- другому относится утка Муся. «Пустая голова», – говорит автор.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.


4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Итог урока
Обобщающая беседа.
-Понравилось произведение М Пришвина «Изобретатель»? Чем?
- Что узнали нового для себя, чего раньше не знали?
-Каким человеком вам видится автор этого рассказа? Слайд15
- Как вы думаете, какими качествами обладал М. Пришвин?
- В начале урока я вам сказала, что современники называли М. Пришвина .. Почему?
-Чем необычны птицы в изображении Пришвина?
Какая учебная задача была поставлена на уроке?
- Решили мы ее с вами?
Значит цели урока достигнуты.






Добрый, отзывчивый, любящий природу и всё живое.

Ответы детей.


Рефлексия
Каждый из вас сегодня может попробовать стать писателем. Слайд 16. Рефлексия в форме синквейна (пятистишия)
- первая строка – название темы (одно существительное);
- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
Самооценка (сигнальные карточки трёх цветов: зелёный, жёлтый, красный) - если работа на уроке не вызвала затруднений –зелёный; - если были трудности, но удалось справиться самостоятельно – жёлтый; - если смогли справиться лишь с помощью других – красный.
Рефлексия в форме синквейна
1. Изобретатель.
2.Находчивый, смышленый.
3. Свистел, придумал, выбрался.
4. Способ вылезти из корзины изобрел
5.Утенок - выдумщик!



Домашнее задание.

Пересказать текст, нарисовать понравившегося героя.















13 PAGE 14115



Заголовок 315