Разработка урока по ИЗО Фантастические существа

Преподаватель: Хабибуллина Л.Н. г.Уфа
Тема: «Фантастические существа»
(изображение и фантазия, масляная пастель).
Цель: Создать фантастическое существо (индивидуальная творческая работа).
Задачи:
1. Обучающие:
а) ознакомление учащихся с процессом стилизации природных форм животного мира, научить соединять воедино элементы различных животных;
б) обучение умениям и навыкам работы маслянной пастелью, научить смешивать и сочетать различные по цветовой гамме цвета;
в) освоение учащимися теоретических основ изобразительного искусства (композиция, перспектива, движение);
г) повтор изученного о «теплых» и «холодных» цветах, цветовом круге, контрастных цветах.
2. Воспитывающие:
а) воспитание у учащихся любви к родной природе, бережное отношение к животным,;
б) формирование эстетических представлений у детей, развитие эстетического вкуса, способности к эстетической оценке явлений и предметов окружающего мира;
в) формирование коммуникативных умений, положительные взаимоотношения у детей, чувство дружбы и ответственности ,навыков сотрудничества ,гармонизация отношений ребенка с окружающей средой.
3. Развивающие:
а) развитие у учащихся интересов и потребностей в области изобразительного искусства;
б) развитие эмоциональной сферы каждого ребенка, его способности эмоционально откликаться на различные явления жизни и искусства; развивать чувство цвета, наблюдательность, умение сравнивать, умение высказывать собственное мнение.
в) развитие художественно-творческих способностей у детей (композиция, ритм, чувство пропорций , эмоций и т. д.), умение передавать в рисунке свое отношение к изображаемому объекту, добиваясь выразительности образа;
г) развитие художественно-образного мышления, воображения у детей, фантазии и умения творчески преображать формы реального животного мира в условно-декоративные;
Оборудование для учителя.
Зрительный ряд: мультфильм «Фантастическое существо», презентация «Фантастические существа»,методические таблицы «Цветовой круг», «Теплые и холодные цвета», «Приемы работы пастелью», набор частей двух животных, птицы, рыбы, бабочки, три листа А-4 с показом композиционного решения на листе, образцы детских работ,
Музыкальный ряд: необычные мелодии группы Deep Forest.
Оборудование для учащихся: листы бумаги белого цвета, формат А-3, карандаши простые и коробки с масляной пастелью..
Оформление доски.


1.Тема урока.
2. Плакаты методические таблицы «Цветовой круг», «Теплые и холодные цвета», «Приемы работы пастелью».
3.Три листа формата А-4 с показом разных композиционных решений изображения..
4. Набор частей двух животных, птицы, рыбы, бабочки.
5.Наглядное пособие.
6. Формулы построения фантастических животных.
7.Место для показа на доске педагогического рисунка.

План урока
1.Ориентировочно-мотивационный этап.
- Организационная часть 1-2 мин.
- Объяснение нового материала. 15-20 мин.
2. Операциональный или исполнительный этап.
- Практическая работа 20-25 мин.
3. Контрольно-оценочный этап.
- Анализ работ 2-3 мин.
- Итог урока 1-2 мин.

Ход урока:
1. Ориентировочно-мотивационный этап.
Организационная часть. Приветствие. Проверка подготовки к уроку.
Объяснение нового материала. Тема урока: «Фантастические существа» (стилизация, масляная пастель). Цель урока сегодня создать фантастическое существо (индивидуальная творческая работа).
Урок я хочу начать стихами :
Пастель, краски, карандаши Детям и взрослым очень нужны! Они помогают весь мир оживить, Листик бумаги в мечту превратить! Фантазируя мы попадаем из реального мира в придуманный.
В одно мгновенье видеть вечность, Огромный мир- в зерне песка, В единой горсти- бесконечность
И небо в чашечке цветка. ( Уильям Блейк)
Мы с вами сегодня будем оживлять наши белые листы бумаги необычными существами . Для этого вначале посмотрим мультфильм. В нем мы увидим, как из ничего вдруг получилось очень милое и привлекательное существо.
А сейчас посмотрим презентацию о фантастических существах. Мы сможем с вами вывести формулу построения существа. Учитель. Почему эти животные фантастические? Ученик. Таких животных не бывает в жизни. Ученик 1. Они такие странные... тело может быть от рыбы, а голова человеческая... или по-другому... человек, а голова животного... Учитель. Хорошо. Здесь я с вами соглашусь. Вот мы видим на экране русалку. Формула будет такая Человек + Рыба ---------Русалка Следующий слайд и выводим еще формулу Человек + Животное ---- Кентавр , тигрочеловек и т.д. Ученик. Может быть и от разных животных... лапы от одного, голова от другого, а туловище - еще от кого-то... Учитель. Хорошо. Здесь я с вами соглашусь. А что еще подчеркивает фантастичность животных на рисунках? Ученик 2. Разные части сделаны по-разному... Учитель. Посмотрите на следующее изображение. Какую может вывести формулу? Ученик 3. Животное + животное Ученик 4. Животное + рыба Ученик 5. Человек + птица Ученик 6. Мы встречались с ними в древнерусской мифологии – птица Алконост, Сирин, птица Феникс. Учитель. Посмотрите какие удивительные существа на слайде .. Кто назовет следующую формулу? Ученик 5. Человек + рыба + птица Посмотрите какие интересные работы сделали художники. Они соединяют все со всем, а в итоге получает что-то новое. Тут и кошка с крыльями и лапками орла, ящерица с крыльями бабочки, животное с телом и лапами льва, хвостом дракона, головой с ушами осла. А на примере этого слайда мы видим существо с частью бабочки, стрекозы, паука. Значит, еще формула Насекомое + насекомое , Животное + насекомое А на примере следующего изображения. Какой мы можем сделать вывод? Ученик 7. Можно изображать удивительные существа и из разнообразных фруктов. Фрукты + фрукты
Учитель. А почему мы решили, что эти фантастические существа - животные? Учитель. Есть ли какие-то особенности, которые позволяют нам утверждать: "Это животное"? Ученик 8. У животного - четыре ноги... Ученик 9. У них туловище больше всего... больше других частей... Учитель. А если посмотреть на рисунки? На изображения? Ученик 8. Обобщенная форма... Она показывает, кто это... а еще и что делает и какое оно... доброе, злое... Учитель. Согласна с вами. Ученик9. Они могут быть похожи на треугольники, на квадраты и другие фигуры. Учитель. Да. Обобщенные формы очень близки к геометрическим. Это очень важное добавление, и вы поймете. Посмотрите, как художники стилизуют, упрощают форму животных, птиц, рыб, насекомых в зависимости от того, в каком художественном материале они изображены. Можно использовать разные приемы штриховок масляной пастели ( точками, мелкими линиями, перекрестная штриховка , один цвет плавно переходит в другой и т. д.) Можно использовать теплые цвета при изображении существа, а фон холодными цветами или наоборот. Голову так.., туловище - по-другому... Чем красивее штриховка, тем животное более фантастическое получается... А теперь мы с вами поработаем на своих листах. Давайте быстро вспомним правила композиционного размещения на листе.
1. Не рисовать слишком мелко и не прилеплять свой рисунок к краю листа бумаги. Иначе у нас нарушится композиционное равновесие. На верхней части листа будет – пусто, а внизу – густо.
2. Не рисовать слишком крупно, обрезая части туловища и головы...
3. А рисовать на весь лист , отступая от края листа на ширину одного или двух пальчиков.
11. Операциональный или исполнительный этап.
Творческое задание.
Класс разделился на группы художников; в каждой группе есть свой главный художник. Я даю каждой группе свое поле для творческой работы. Вы должны не просто нарисовать фантастическое существо, но и передать его характер, эмоциональное состояние ,решить свою художественно-образную задачу:
можно изобразить где существо живет- на поле, в лесу, в воде, в горах, в небе , на другой планете и т. д.
можно показать состояние покоя, статики, в движении. Вспомним все формулы, которые мы с вами сегодня вывели; Человек + Рыба Человек + Животное Животное + животное Животное + рыба Человек + птица Человек + рыба + птица Насекомое + насекомое Животное + насекомое Фрукты + фрукты
Порядок выполнения работы: начните композицию с крупных частей существа, затем работайте с мелкими деталями. Желаю успеха в работе над созданием художественно-образного образа. Удивите нас своей смелой фантазией.
Практическая работа.
Раздаю листы формата А-3 каждому ученику. Учащиеся уточняют замысел рисунка и приступают к практической работе. Во время работы учеников учитель проходит по рядам и там, где это требуется, "помогает" детям. Но "помощь" эта особого рода. Он беседует с детьми об их замыслах.
111. Контрольно-оценочный этап.
Анализ работ.
В результате проделанной работы ученики наполовину завершившие ее, представили свое произведение искусства на доске . Каждый художник провел анализ проделанной работы и даже придумал необычное название существа и даже целую историю . Лучшей признали работы многих ребят, которые наиболее интересно, оригинально смогли передать образ существа.
Итог урока.
В конце урока вместе с ребятами сделали вывод: «Фантастические существа – создавать интересно и увлекательно. Мы вывели алгоритм построения необычного существа для каждого, кто любит творить и фантазировать. Оказалось сочинять необычное легко. И мы решаем с вами дать еще одну жизнь нашим замечательным существам. Выпустим книгу. В ней будут ваши сочинения о ваших фантастических существах , с вашими же иллюстрациями.
Имеется видеофильм данного урока.


Пояснительная записка
Одним из направлений развития личности учащегося в начальной школе является формирование способности к анализу и синтезу. Именно этой цели и служит тема «Фантастические существа» в курсе «Изобразительное искусство». На уроках ребята сами придумывают и изображают животных, состоящих как бы из «кусочков» уже известных им. Но это не просто хаотичное смешение. Для начала нужно определиться, каким будет это животное, с какими возможностями, характером. Как будут соотноситься друг с другом и комбинироваться части различных животных. А это как раз и подразумевает изучение внутренней природы того или иного явления и объекта. Я надеюсь, что данная работа поможет ученикам более успешно изучить и понять окружающий мир.