Специфика организации коррекционно-развивающего процесса в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи


Специфика организации коррекционно-развивающего процесса в группах компенсирующей направленности
для детей с нарушениями речи
В условиях введения Федеральных государственного образовательного стандарта возникает необходимость определения структуры и содержания, как диагностического изучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так и коррекционно-развивающей работы, способствующей развитию его эмоционального, социального и интеллектуального потенциала, формированию позитивных личностных качеств.
Для решения данной цели ведущим средством является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка, что предполагает с одной стороны, уточнения его диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а с другой, стороны, - разработки индивидуальной программы сопровождения развития ребенка.
Система комплексного психолого – педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса.
В программе коррекционно-развивающей работы медико- психолого-педагогическое сопровождение понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. В основе сопровождения лежит единство четырех функций:
диагностики сущности возникшей проблемы; информации о сути проблемы и путях ее решения; консультации на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы; помощи на этапе реализации плана решения.
Основными принципами сопровождения ребенка в школе являются: рекомендательный характер советов сопровождающего;
приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»);
непрерывность сопровождения; комплексный подход сопровождения.
В детском саду создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты:
логопеды, музыкальный руководитель, воспитатели и медицинские работники –старшая медсестра ДОУ. Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения осуществляется с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.
Основными направлениями работы службы сопровождения в течение всего периода обучения в логопедических группах являются:
1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности воспитанников.
2. Аналитическая работа.
3. Организационная работа (создание единого информационного поля детского сада, ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение больших и малых педсоветов, обучающих совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).
4. Консультативная работа с педагогами, воспитанниками и родителями.
5. Профилактическая работа (реализация программ, направленныхна решение проблем межличностного взаимодействия).
6. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповыезанятия с детьми).
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии,
медицины, педагогики и коррекционной педагогики позволит обеспечить систему комплексного психолого – медико- педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка с речевыми нарушениями. Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе – это служба сопровождения образовательного учреждения, которая представляет многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием детей с речевыми нарушениями.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.
Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей сограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Описание специальных условий обучения и воспитания детей с речевой патологией
Требования к условиям реализации программы.
Психолого – педагогическое обеспечение:
1. Обеспечение дифференцированных условий (оптимальныйрежим учебных нагрузок)
2. Обеспечение психолого- педагогических условий
(коррекционная направленность образовательного процесса; учётиндивидуальных особенностей ребёнка на адекватной возрасте форме работы с детьми - игровой деятельности, соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности;3. Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на воспитанников с нарушениями речи и отставаниями в психологическом развитии; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);4. Обеспечение здоровье сберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников, соблюдение санитарно – гигиенических правил и норм);
5. Обеспечение участия всех детей с нарушениями речи , независимо от степени
выраженности нарушений их развития. Вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно – развлекательных, спортивно – оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
6. Развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы в процессе реализации коррекционно-образовательных технологий
Решает учитель-логопед Решают воспитатели
Создание условий для развития у детей речевого общения со взрослыми и сверстниками.
Побуждать детей:
Обращаться ко взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;
побуждать детей к речевому общению между собой. Встреча детей после летних каникул, побуждение их к речевой активности (по летним впечатлениям).
Постоянное активное общение с детьми:
- отвечать на все вопросы детей;
- побуждать к познавательному общению во время прогулок;
- беседовать по поводу прочитанного и т. д.
Обследование речи детей, состояния психических процессов, связанных с речевой деятельностью (сентябрь, май).
Заполнение речевой карты.
Обследование уровня общего развития детей, их знаний, навыков по программе предыдущего года (сентябрь). Отслеживание динамики развития (январь, май).
Заполнение протокола обследования.
Количественный и качественный анализ результатов обследования речевого и общего развития детей. Выявление причин затруднений у детей. Выделение проблемных видов деятельности и основных направлений коррекционно-развивающей работы. Выбор наиболее эффективных методов и приемов работы с детьми, требующих особых условий обучения, особого подхода к усвоению учебного материала.
Составление перспективного тематического плана работы.
Обеспечение преемственности в изучении речевого материала и более углубленной работы над ним на 2-м голу обучения. Составление перспективного плана воспитательно-образовательной работы.
Обеспечение контроля за правильной речью детей с учетом их возможностей.
Соблюдение алгоритма в изучении речевого материала.
Логопед: Воспитатель:
-начинает работу над звукопроизношением;
- использует наработанный воспитателями словарь на логопедических занятиях;
-начинает работу над грамматическими темами;
- расширяет объем высказываний детей, формирует навык употребления сложных предложений, использует выработанный воспитателями навык связной речи (диалогической и монологической). - продолжает, закрепляет, контролирует развитие навыков звукопроизношения;
- начинает работу по обогащению и накоплению словаря по той или иной лексической теме;
- закрепляет на своих занятиях и в повседневной жизни группы изучаемые грамматические темы;
- начинает работу над развитием связной речи детей.
Предъявление требований к речи сотрудников ДОУ, работающих с детьми; проведение среди них разъяснительной работы:
- речь взрослых должна быть четкой, ясной, красочной, грамматически правильной;
- общение с детьми — вежливое и доброжелательное; необходимо отвечать на все их вопросы и просьбы, обсуждать возникающие у них проблемы;
- при общении с детьми большое значение имеет тактильный контакт;
- обращаясь к детям, вопросы нужно формулировать конкретные, без лишних слов, поручения давать в соответствии с правилами этикета. Предъявление детям образцов правильной литературной речи:
- включение в речь разнообразных образцов речевого этикета;
- обогащение речи пословицами, поговорками, стихами;
- прослушивание грампластинок и аудиокассет с записями литературных произведений в исполнении артистов и профессиональных чтецов;
- поощрение детского словесного творчества (составление загадок, сочинение потешек, чистоговорок, изменение форм слов и т. д.);
- организация и проведение специальных речевых игр; — приобщение детей к культуре чтения;
- развитие образной стороны речи (уточнение оттенков смысла слов, знакомство с переносным значением).
По возможности включение в работу по лексико-тематическим циклам проблемных вопросов, жизненных ситуаций, обсуждение поступков литературных героев и сверстников для формирования .жизненной компетенции детей (ОБЖ для дошкольников).
Развитие внимания и памяти (слуховой, зрительной, вербальной):
-выполнение и отчет о выполнении постепенно увеличивающихся многоступенчатых инструкций;
-передача с помощью речи последовательности совершаемых действий;
-использование различных форм обращений к детям;
- включение различных дидактических игр и упражнений во фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия;
- решение речевых логических задач, создание проблемных ситуаций;
- заучивание речевого материала разной степени сложности. Систематизация и составление картотеки коррекционных и речевых игр; активное использование их в работе. Картотека включает игры:
- на внимание;
- тренирующие наблюдательность;
- на быстроту реакции;
- приучающие ценить время;
- развивающие глазомер;
- воздействующие на эмоции и чувства;
- на смекалку;
- на ориентировку в пространстве и на плоскости листа;
- игры-диалоги, игры-сценки.
Развитие фонематического восприятия:
- полный звукослоговой анализ и синтез слов типа кот, суп (начало учебного года); косы, замок, шапка (2-й период обучения) стол, шарф и трехсложные: (3-й период обучения);
-преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков;
- преобразование слогов в слова (ко — шко — школа);
-дифференциация звуков по акустическим, артикуляторным и перцептивным свойствам (гласные - согласные, твердые - мягкие, звонкие - глухие);- усвоение терминов: слово - слог - звук, гласный звук, согласный звук, предложение. Закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза слов в игровой занимательной форме с элементами соревнования.
Развитие доступных детям форм словесно-логического мышления:
-описание предметов (выделение существенных признаков);
-сравнение предметов (анализ, обобщение);
-исключение «четвертого лишнего» (объяснительная речь);
-установление причинно-следственных связей во временных и сезонных явлениях;
-выявление скрытого смысла, переносных значений слов и т.д. при работе по сериям картинок, обсуждении проблемных ситуаций. Обогащение знаний и представлений об окружающем — важнейший источник развития речи детей.
Развитие познавательных интересов.
Развитие познавательной активности.
Совершенствование словообразования и словоизменения (грамматический строй речи):
-суффиксальный способ;
-префиксальный способ;
-словосложение;
-омонимия;
-образование грамматических форм одного и того же слова, выражающих его отношение к другим словам (падежные конструкции);
-сопоставление грамматических форм глагола (число, лицо, род, время);
-формулирование вопросов и ответов на них;
- образование однокоренных слов. Обеспечение частого повторения в речи взрослых и детей сложных грамматических форм и грамматических конструкций.
Развитие образной стороны речи:
- уточнение оттенков смысла различных слов (лес - лесок - лесочек);
- толкование фразеологизмов, образных выражений, иносказаний;
- образование новых слов путем словосложения (теплоход, чернозем);
- включение всевозможных образных слов и выражений в практику речи (в игру, предметную деятельность, коммуникацию).
Использование в учебной речевой деятельности словаря, наработанного воспитателями в процессе ознакомления детей с окружающим и предметным миром:
-овладение названиями предметов, явлений; их свойств и признаков; рассказ о них;
-включение обобщающих понятий в объяснительную речь;
- знакомство со словами-омонимами;
- дифференциация синонимов (сосуд для питья — стакан, кружка, чашка и др.);
- подбор эпитетов;
-использование антонимов, в упражнениях на противопоставление;
- расширение глагольного словаря;
- различение слов, обозначающих часть и целое Продолжение работы по обогащению и накоплению словаря по лексико-тематическим циклам.
Создание условий для активизации словарного запаса детей: развитие умения использовать в свободной речи синонимы, обобщающие понятия, антонимы, слова разных частей речи точно по смыслу.
Проведение словесных игр, направленных на формирование семантических полей.
Продолжение работы по развитию ритмико-слоговой структуры слов. Заучивание скороговорок, проговаривание трудных слов с одновременным отбиванием ритма, использование различных игр-диалогов и т. д.-
Закрепление навыков диалогической речи в различных играх (подвижных, речевых, настольно-печатных, сюжетно-ролевых, играх-драматизациях); в пересказах художественных текстов; в общении со взрослыми и сверстниками.
Обучение рассказыванию; активизация речевого высказывания, совершенствование его содержательной и языковой стороны; знакомство с правилами объединения отдельных предложений в единое связное целое; развитие мотивации речевой деятельности.
Совершенствование умения составлять рассказы:
- рассказы-описания;
- рассказы по серии картинок;
- рассказы по сюжетнымкартинкам;
- пересказы художественных текстов;
- пересказы с разнообразными заданиями (от первого лица, с изменением времении т. д.);
- рассказы с элементами iтворчества;
- сочинение сказок Опережающая работа по формированию навыков составления рассказов:
- интонационное выделение первого, центрального и конечного предложения короткого рассказа;
- заполнение схемы (начало, середина, конец рассказа) различным содержанием;
- уточнение характеристики персонажей и их действий;
- включение в рассказ диалогов действующих лиц;
- использование графического плана, различных таблиц, схем, символов и пособий для наглядного моделирования сюжета.
Практические упражнения по распространению предложений путем введения однородных членов, по построению г ложных предложений разных видов.
Периодическое проведение контрольных занятий (по мере необходимости). Повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей на каждом этапе коррекционного процесса.
Четкая формулировка заданий по закреплению речевого материала, запись заданий в «Тетради для вечерних занятий воспитателя с детьми». Освоение с детьми всех видов деятельности, предусмотренных программой воспитания и обучения детей в детском саду, с одновременным решением задач по коррекции речи и психических процессов.
Продолжение работы по формированию у детей коммуникативных умений (полноценное речевое общение).
Четкое взаимодействие в решении организационных вопросов.
Логопед: Воспитатель:
- составляет расписание занятий;
- дает рекомендации по организации в группе предметно-развивающей среды в соответствии с коррекционными задачами;
- использует фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы для осуществления коррекционных задач ;- привлекает родителей к коррекционной работе (консультации и практические советы, показы открытых фронтальных занятий, демонстрация приемов и упражнений по закреплению речевых навыков детей и т. д.);
- направляет детей при необходимости на консультации к специалистам (психологу, невропатологу, детскому психиатру, массажисту и др.). - обеспечивает соблюдение режима дня (организация смены деятельности детей, пребывания их на воздухе, оздоровительных мероприятий, коррекционной работы, досуга и т. д.);
- обновляет предметно-развивающую среду в соответствии с очередным этапом коррекционной работы;
-создает условия для воспитания общего и речевого поведения детей;
- осуществляет ежедневную связь с родителями через индивидуальные контакты (беседы, сообщения об успехах или затруднениях детей, ответы на вопросы, объяснения и т. д.);
- осуществляет контроль за выполнением рекомендаций специалистов.
Алгоритм взаимодействия специалистов МАДОУ № 56 «Ромашка» ,реализующих систему коррекционной работы в области «Речевое развитие»
№ Содержание работы с ребенком Ответственные
1 Развивать ориентировку в пространстве, воспитывать переключаемость внимания, учить сосредоточению и проявлению (воспитанию) волевых качеств Логопед, муз. руководитель, психолог, инструктор по физ.воспитанию, воспитатель, педагог по ИЗО.
2 Развивать диафрагмальное дыхание, вырабатывать плавный дыхательный выдох, силу выдоха. Логопед, муз. руководитель, психолог, инструктор по физ.воспитанию, воспитатель
3 Развивать общую моторику и мелкую моторику рук Логопед, муз руководитель, инструктор по физ.воспитанию, воспитатель, педагог по ИЗО
4 Формировать мимические позы, активизировать мышцы лба, глаз, губ ребенка Логопед, муз. руководитель, воспитатель
5 Развивать артикуляционный аппарат ребенка Логопед, муз. руководитель, воспитатель
6 Развивать чувство ритма в движении, плавность, диапазон движений, воображения, согласованность, координацию движений Муз руководитель, инструктор по физ.воспитанию, воспитатель
7 Работать над просодической стороной речи, добиваться слитного пропевания фразы Муз.руководитель , логопед
8 Развивать и обогащать словарный запас Логопед, муз.руководитель, воспитатель, педагог по ИЗО
9 Сочетать различные виды ходьбы с музыкой и словом. Развивать координацию движений под стихотворный текст, соблюдая темп, ритм произносимого текста. Муз.руководитель, инструктор по физ.воспитани.
10 Совершенствовать навыки правильной речи в условиях сюжетно – ролевой игры Воспитатель
11 Развивать организаторские и творческие способности ребенка Логопед, муз.руководитель, психолог, инструктор по физ.воспитанию, воспитатель, педагог по ИЗО
12 Развивать познавательные процессы ребенка Логопед, муз.руководитель, психолог, воспитатель, педагог по ИЗО
13 Формировать фонематические представления Логопед, муз.руководитель
14 Развивать связную речь во всех видах деятельности Логопед, воспитатель, муз.руководитель
15 Охранять и укреплять здоровье и жизнь детей Медицинский блок, все специалисты
Направления работы психолога в МАДОУ Детском саду № 56 «Ромашка»:
Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка на всех возрастных этапах, помощь в адаптации в ДОУ
Мониторинг уровня развития психических процессов и состояния эмоционально-волевой сферы дошкольников.
Формирование психических процессов и личностных качеств.
Психологическая коррекция.
Семейное консультирование.
Диагностика детей, поступающих в школу
Диагностику развития основных психических процессов ребенка проводит квалифицированный педагог – психолог по методикам, предлагаемым районным психологическим центром:
· методика «Дорисовывание фигур» (уровень развития воображения) О.М.Дьяченко;
· методика «10 слов» (по А.Р.Лурия, вариант Истоминой; исследование объема слухоречевого запоминания);
· методика «Оценка объема внимания» (для детей с 4 лет);
· методика «Последовательность событий» (определение способности к логическому мышлению, обобщению);
методика «Моторная проба» (диагностика мелкой моторики дошкольника);
· изучение мотивов учения. Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер. (для детей 6-7 лет).
· методика «Графический диктант» (диагностика развития произвольности).
· Игра – показатели уровня развития сюжетно-ролевой игры М.В.Астаповой.
· Мышление – интегральная оценка по методике А.И.Савенкова «Определение уровня интеллектуальных способностей».
Изучаемый параметр Методика
Познавательные
психические процессы
Программа «Посмотри внимательно на мир» Шевлякова И.Н., «Коррекция интеллекта дошкольников» Сиротюк А.Л.
«Развитие познавательной деятельности у детей» С.В. Коноваленко
Внимание «Найди и вычеркни»
«Запомни и расставь точки»
«Тест переплетенных линий» Й.Шванцара«Корректурная проба»
«Метод повторения чисел для оценки объема внимания». С-Пб. ПГУ им. А.И.Герцена.
Память зрительная “Узнай фигуры”
“10 предметов”
Память слуховая
Запомни цифры”
“10 слов”
Мышление
наглядно-действенное “Обведи контур”
“Пройди через лабиринт”
Мышление наглядно-образное Сюжетные картинки
Мышление
образно-логическое “Нелепицы”,
“Что здесь лишнее” (исключение четвертого)
“Кому чего не достает?” (субтест Т.Векслера)
Воображение “Придумай рассказ”
“Нарисуй что-нибудь”
Речь “Назови слова”
“Расскажи по картинке”
Креативность «Дорисовывание» (для детей 3 – 4 лет)
Тест Торранса (для детей 5 – 7 лет)
Готовность к обучению в школе Ориентационный тест школьной зрелости Керна – Йирасека:
Методика Н.Семаго, М.СемагоГрафический диктант (метод. Д.Б.Эльконина)Определение мотивов учения М.Р.Гинзбург-И.Ю.Пахомовой, Р.В.Овчаровой.
Эмоционально-личностная сфера «Я учусь владеть собой» Н.П.Слободяник«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста Крюкова С.В., Слободяник Н.П.
«Эмоциональное развитие дошкольников» Е.Н.Юрчук
Тревожность Тест Тэммла, М.Дорки, В.АменМетодика СирсаСамооценка Методика Л.Хухлаевой «Лесенка»
Конфликтность, агрессивность “Тест Розенцвейга”
“Несуществующее животное”
Особенности личности Тест Дж.Бука “Дом. Дерево. Человек”
Состояние эмоциональной сферы “Кактус” Методика М.А.ПанфиловойОбщение
межличностные отношения Тест Р. Бернса и С. Коуфмана «Кинетический рисунок семьи»;
«Социометрия» Дж.Морено (детский вариант «Секрет»)
Педагог-психолог обследует детей:
- при поступлении в детский сад;
- при переходе в следующую возрастную группу;
- при подготовке детей к школе.
На основании полученных результатов, психолог делает вывод об уровне компетенций ребёнка на данном этапе и проводит консультацию с его родителями, намечая вместе с ними пути и способы дальнейшей помощи ребёнку (если это необходимо). Данные о психофизическом состоянии детей заносятся в медицинские карты для предъявления при зачислении в школу.
В результате коррекционно–образовательной работы к концу года дети в подготовительной группе должны уметь:
 Читать и записывать числа до 10; присчитывать и отсчитывать по единице в пределах 10; решать простые арифметические задачи с помощью сложения и вычитания; распознавать геометрические фигуры; пользоваться знаками и обозначениями; +, -, =, >, <, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости.
 Выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей; высказывать разнообразные впечатления о предметах окружающего мира;
 знать правила поведения в общественных местах и на улице.
 Знать характерные признаки времен года и соотносить сезоны, особенности жизни людей, животных, растений.
ОБЩИЙ КРУГОЗОР
 Фамилия, имя.
 Дата рождения.
 Свой возраст.
 Имя и отчество родителей.
 Домашний адрес.
 В какой стране живет.
 Знание животных (диких, домашних, северных и южных стран).
 Знание растений.
 Знание профессий, видов спорта, транспорта.
 Быт людей.
 Уметь объяснить закономерности природных явлений.
 Времена года, месяцы по сезонам, дни недели.
РЕЧЬ
 Артикуляция, произношение.
 Отвечать на вопросы и задавать их.
 Строить рассказы по картинкам.
 Сочинять сказки.
 Составлять предложения.
 Заучивать наизусть стихи, прозу.
ВНИМАНИЕ
 Выполнять задание, не отвлекаясь около 15 минут.
 Находить 5-6 отличий между предметами.
 Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
 Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.
 Копировать в точности узор и движение.
 Уметь находить одинаковые предметы.
ПАМЯТЬ
 Уметь запоминать не менее 7-8 предложенных предметов или названных слов.
 Уметь запоминать и рассказывать стихотворения, потешки, загадки.
 Пересказывать близко к тексту рассказы или сказки.
 Рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.
 Запоминать ряды цифр (от 4 до 6) зрительно и на слух.
 Запоминать и повторять фразы, состоящие из 7-8 слов.
 Рассказывать о событиях своей жизни, вспоминая все подробности.
 Различать и правильно называть все цвета и оттенки.
 Различать явления природы. Правильно определять последовательность времен года, порядок дней недели, части суток. Понимать значение слов «позавчера», «вчера», «сегодня», «завтра», «послезавтра».
 Отвечать на вопросы: «Как называется наша планета (город, в котором ты живешь)? Назови столицу нашей Родины».
МЫШЛЕНИЕ
 Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
 Классифицировать предметы в группы по определенным признакам.
 Подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу.
 Самостоятельно подбирать подходящий узор на большой картинке и на маленькой.
 Находить предмет в группах, не подходящих к общим признакам.
 Решать простые логические задачи и из трех предметов выбирать нужный.
 Выстраивать логический ряд из фигур.
МЕЛКАЯ МОТОРИКА
 Свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования.
 Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием.
 Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.
 Ориентироваться в тетради в клетку или в линейку.
 Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.
 Уметь копировать простейшие рисунки.