Использование информационных технологий в работе с одаренными детьми


 Использование информационных технологий
в работе с одаренными детьми.
Проблема выявления и сопровождения одаренных детей всегда была связана с перспективами развития и благополучия общества. В настоящее время, когда значение интеллектуального и творческого потенциала человека постоянно возрастает, работа с одаренными детьми приобретает особую актуальность.
Вероятно, по этим причинам в настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренных детей со стороны:
высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов, в которых проводятся исследования, реализуются проекты и разрабатываются психолого-образовательные программы, направленные на выявление и поддержку одаренных детей;
учреждений общего и дополнительного образования, в которых внедряются и реализуются специальные программы для одаренных детей;
родителей, которые на многое идут, чтобы способности их детей развивались и приводили к значимым достижениям.
Анализ практического опыта работы с одаренными детьми в различных образовательных учреждениях свидетельствует о том, сколько внимания уделяется и сколько ресурсов затрачивается на реализацию подобной деятельности. Поэтому неудивительно, что этот опыт был достаточно быстро перенесен в сферу информационных технологий.
Главной особенностью, отличающей компьютер как средство обучения, является возможность организации диалога человека с компьютером посредством интерактивных программ. При наличии телекоммуникационного канала компьютер может как выступать посредником между преподавателем и обучающимся, так и брать на себя часть учебного процесса. Для этого компьютер обладает возможностями хранения и оперативной обработки информации, представленной в мультимедиавиде. К этому следует добавить возможность доступа к удаленным базам данных (электронным библиотекам) посредством сети Интернет, возможность общения с любыми партнерами посредством электронных конференций, возможность передачи информации в любом виде и любого объема. Таким образом, компьютер можно не только использовать как дидактическое средство в традиционном процессе обучения, но и реализовать с его помощью возможность обучения на расстоянии, по качеству не уступающего технологиям очного обучения.
Интернет-технологии открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Указанные подходы приобретают особое значение в контексте проблемы детской одаренности. Для всех, кто, так или иначе, соприкасался с данной проблемой, не секрет, что способному ребенку часто «тесно» в рамках стандартной школьной программы. А когда его интеллектуальные и творческие возможности оказываются невостребованными, ослабляется познавательная мотивация, снижаются темпы умственного и творческого развития одаренного ребенка. Дистанционное обучение - это такой способ получения знаний, который бы позволял независимо от времени и местоположения получать образовательные материалы и консультации. В настоящее время самым удобным способом предоставления подобного вида услуг является Интернет.
Целью организации системы дистанционного образования в средней школе является организация доступа к образовательным ресурсам для учащихся базовой школы.
Подобная работа проводится по следующим направлениям:
• выполнение проектных и творческих работ;
• участия в Интернет – олимпиадах, конкурсах;
• обучение в заочных школах с дистанционной поддержкой.
Обучение с применением компьютерных средств относится к классу интенсивных методов. Оно становится гибким, не связанным жестким учебным планом и обязательными аудиторными мероприятиями. Эта особенность ярко проявляется при работе с одаренными детьми. Рассмотрим, в чем заключается специфика применения электронных средств учебного назначения в условиях применения дистанционных технологий обучения для развития творческих способностей одаренных детей.
 Электронный учебник предназначен для самостоятельного изучения теоретического материала курса и построен на гипертекстовой основе, позволяющей работать по индивидуальной образовательной траектории.
Важным является также то, что электронный учебник позволяет обучающемуся, имея неограниченные пространственные и временные рамки получения информации, в процессе самостоятельной работы находиться в режиме постоянной консультации с различными источниками информации (различные информационные и справочные мультимедиа приложения, ссылки на сетевые ресурсы), что также способствует удовлетворению повышенных образовательных потребностей.

 Электронный справочник позволяет обучаемому в любое время оперативно получить необходимую справочную информацию в компактной форме. Электронный справочник может быть представлен как самостоятельное средство учебного назначения и как элемент, встроенный в электронный учебник.
Компьютерные модели, конструкторы и тренажеры позволяют закрепить знания и получить навыки их практического применения в ситуациях, моделирующих реальные.
Таким образом, основной отличительной чертой электронных средств учебного назначения, предназначенных для развития творческих способностей одаренных детей, является их взаимодополняемость, обеспечивающая комплексность предъявления всех компонентов учебной деятельности, в ходе которой используются все сенсорные функции организма.
Одни легче усваивают видеоинформацию (визуалы), для других важную роль играет звук (аудиалы), третьим для закрепления информации необходима мышечная активность (кинестетики).
Большой интерес и внимание сегодня привлекают возможности участия в Интернет – олимпиадах, конкурсах. Интернет-олимпиады сегодня особенно актуальная форма работы с одаренными детьми. С другой стороны, эта форма работы приносит ощутимую пользу и самим педагогам: она содействует распространению нетрадиционных подходов к обучению, популяризации использования Интернет-ресурсов в образовательной деятельности, распространению новейших достижений в области информационных и педагогических технологий.
Значение дистанционных олимпиад очень велико. Они призваны не только поддерживать и развивать интерес к изучаемому предмету, что и без того самоценно, но и стимулировать активность, инициативность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по теме, в работе с дополнительной литературой, они удобны во внеклассной деятельности, помогают школьникам формировать свой уникальный творческий мир. С помощью подобных конкурсов ребята могут проверить знания, умения, навыки не только у себя, но и у других. Интернет-олимпиады объединяют учеников и преподавателей, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно ориентированного обучения, проектной деятельности, сотрудничества между педагогом и школьником.
Основными их преимуществами являются:
исключение субъективизма оценивания, поскольку проверка заданий возложена на независимых экспертов и автоматизированные программы;
возможность наблюдения за ходом мероприятия;
возможность получения результатов сразу после завершения или в короткие сроки;
возможность решения заданий высокого уровня сложности, что характерно для международных и всероссийских олимпиад;
оперативный метод проверки знаний (например, по многим предметам школьной программы) и самооценки своих способностей;
ориентация на развитие способностей (например, через участие в подобных мероприятиях).
Но самое главное, что при этом должен помнить учитель - желание детей должно быть добровольным.

На сегодняшний день очень распространенным в образовании является обучение с помощью сетевых технологий.
С помощью образовательного ресурса Интернет-школ одарённые дети могут удовлетворить все свои образовательные потребности.
Развитие детей происходит в полном соответствии с их особенностями и способностями.
Образовательная платформа Интернет-школ позволяет интенсифицировать учебный процесс, самообразовываться, выстраивать свою образовательную траекторию в рамках основного и дополнительного образования.
Для одаренных детей в состав электронного ресурса входят олимпиадные задания и задания повышенной сложности.
Для детей-спортсменов, а также для творчески одарённых детей, чья жизнь связана с частыми переездами и командировками, электронный образовательный ресурс Интернет-школ дает возможность получить полное среднее образование за счет того, что доступ к ресурсу у этих детей есть всегда, в любое время и практически в любом месте.
Основной формой работы Интернет-школы является использование дистанционных образовательных технологий в процессе обучения учащихся по образовательным программам в соответствии с Российским базисным учебным планом и государственными образовательными стандартами.
После зачисления в Интернет-школу учащиеся получают права доступа к образовательному ресурсу школы. Они знакомятся с теоретическими аспектами изучаемого материала, комментариями учителя, выполняют различные упражнения на отработку тех или иных навыков, проходят контроль (тестирование) и получают результат (система сразу выставляет балл и в случае необходимости выдает подсказку). Образовательные ресурсы школы позволяют также подготовиться к сдаче ЕГЭ. Все результаты хранятся в персональном архиве учащегося. При необходимости учащиеся получают консультацию по предмету. Расписание консультаций в режиме on- line всегда доступно для учащегося, более того может быть назначена индивидуальная консультация. Для группы учащихся проводятся открытые уроки-семинары. Творческие работы (сочинения, эссе, проекты и т.п.), а также контрольные работы хранятся в индивидуальных файлах.
Интернет-школы предполагают систематическую самостоятельную работу учащихся с методической поддержкой сетевых преподавателей и педагогов-кураторов.
Следует отметить, что помимо возможности построения индивидуальной образовательной траектории и развития интеллектуальных и творческих способностей одаренного ребенка информационные технологии предоставляют возможности для развития его личностных и коммуникативных навыков. Это особенно важно для одаренных детей, имеющих проблемы в общении со сверстниками и взрослыми, что в определенном смысле также является характерной чертой одаренных детей. Конечно, общение в сети Интернет, существенно отличается от «живого» общения. Однако это не делает его более простым – зачастую общаться в сети Интернет намного сложнее, чем при прямом контакте с партнером. Уже по этой причине общение в сети Интернет, с одной стороны, требует от одаренного ребенка наличия определенных личностных качеств и коммуникативных умений, а с другой, обладает «развивающим эффектом».
Несмотря на все видимые преимущества дистанционного обучения оно не может служить основным способом усвоения обязательной программы средней школы, призванной обеспечивать выполнение требований образовательного стандарта и может использоваться только в качестве дополнительного, дающего возможность одарённым детям развивать свои способности. К тому же полная подмена учителя компьютером разрушает систему тонкого учебного воздействия, обращенного к специфически человеческим особенностям взрослеющего организма.
Главный вывод, который можно сделать, обобщив все вышесказанное, что формирование и расширение с помощью информационных технологий подобного открытого медиа-пространства позволяет установить эффективное взаимодействие одаренных детей, родителей и различных специалистов (педагогов, социальных работников, психологов) при решении актуальных вопросов воспитания, обучения и развития одаренных детей.
В том, что одаренные дети, вопреки всему, в России рождаются, сомнения излишни, но можем ли мы не только рождать, но и выращивать, воспитывать и сохранять свои таланты – большой вопрос. Его узловая точка в самой природе одаренности: по словам Галилея «Мы ничему не можем научить человека. Мы можем только помочь ему открыть это в себе».