Авторская разработка урока внеурочной деятельности Ломаная линия. Длина ломаной


Тема: «Ломаная линия. Длина ломаной линии».
Класс: 4
Предмет: внеурочная деятельность «Логика. Математика вокруг нас»
Продолжительность занятия: 2 урока по 45 мин
Оборудование: Компьютер, проектор, электронная презентация, видеоролик с физкультминуткой, раздаточный материал.
Технологическая карта занятия № 15 - 16
Тема занятия: Ломанная линия. Длина ломанной линии.
Ход урока.
Цель для обучающегося: рассмотреть понятия «ломанная линия», как обозначают ломанные, длина ломанной.
Цель для учителя:
в ходе выполнения практических заданий и наблюдений закрепить знания о свойствах ломаных линий и научить находить длину ломаной арифметическим способом; формирование основных видов универсальных учебных действий.
Задачи урока:
Образовательные: (формирование познавательных УУД):
- познакомить обучающихся с алгоритмом нахождения длины ломаной линии;
-расширить геометрические представления и знания обучающихся о ломаных линиях.
Воспитательные:
- развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память, фантазию;
-развивать осознанное позитивное эмоциональное отношение к себе и окружающему миру;
- совершенствовать умение работать в паре (группе), навык общения со сверстниками (формирование коммуникативных и личностных УУД).
Развивающие (формирование регулятивных УУД ) - - умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям;
- воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества, внимательного отношения друг к другу.
Тип занятия: первичное предъявление новых знаний. Форма занятия: лаборатория геометрических открытий
Опорные понятия, термины
Математика;
Геометрия; ломанная линия; обозначение ломанной линии, длина ломанной.
Новые понятия:
Ломанная линия, длина ломанной линии
Материалы и оборудование.
Ведущий вид деятельности.
Методы работы.
Педагогические технологии.
интерактивный кабинет, цветные карандаши, листы бумаги для рисования, карточки с заданиями, линейка, полоски бумаги для рефлексии, математический планшет.
продуктивный, творческий, проблемный
объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
- личностно – ориентированного обучения;
- объяснительно – иллюстративного обучения;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
-ИКТ - технология (презентация).
Ожидаемый результат. обучающиеся научатся:
находить длину ломаной линии арифметическим способом;
соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями;
выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения;
слушать собеседника и вести диалог;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Этап урока и его цели Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормируемые УУД
Организационный момент Приветствует обучающихся Приветствуют присутствующих Коммуникативные УУД
Актуализация знаний обучающихся.
Постановка целей и задач занятия.
Повторение изученного материала
Проводит фронтальный опрос по понятиям: математика, геометрия; проверяет выполнение домашнего задания (приложение 1), организует постановку обучающимися целей и задач урока.
Первичная мотивация обучающихся.
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Прочитайте высказывание: «Ученье-путь к уменью». Поясните, как вы понимаете эти слова? Да, любому делу нужно учиться, а если учишься – сможешь стать умелым мастером. Хотите стать умелыми мастерами-конструкторами? Тогда принимаемся за ученье.
- На уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а кто и что же помогут вам сделать эти открытия? (ваше внимание, находчивость, смекалка, учитель, дружное сотрудничество…) Слайд 5.
Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока, через выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. Слайд 6.
- Назовите геометрические фигуры одним словом. (Линии)
-Исключите «лишнюю» линию и обоснуйте свой выбор. (Кривая линия)
- Можно ли исключить ещё какую-нибудь линию? (Прямая)
- Как называются оставшиеся линии? (Ломаные) Строят речевые высказывания; формулируют цель и задачи урока Коммуникативные и регулятивные УУД
Основная часть
Первичное осмысление и закрепление знаний Организует самостоятельно - групповую работу обучающихся через проведение математических опытов для ознакомления с новым материалом:
Слайд № 7 - 8
- На какие две группы можно разделить оставшиеся фигуры? - Определите тему урока. (Ломаная линия)
- Сформулируйте цель и задачи урока. (Продолжим изучение ломаных линий, постараемся узнать о них что-то новое)
Слайд № 9
- Рассмотрите ломаную и назовите её элементы. (Звенья, вершины)
- Сколько звеньев может быть у ломаной линии? (Два и более) Договариваются о совместной деятельности, проводят опыты, приходят к общему решению Коммуникативные УУД
(Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблем, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками);
Познавательные УУД
(Формирование умения выделять особенности разных объектов в процессе их рассматривания; классифицировать понятия);
Регулятивные УУД
(формирование умения вносить необходимые дополнения и коррективы в план собственных действий в случае расхождения результата с эталоном);
Личностные УУД
(Формирование интереса к познавательной деятельности, умения слушать и вступать в диалог).
Физкультминутка Показывает ребятам видеоролик с физкультминуткой Выполняют упражнения за веселым человечком Личностные УУД
(формирование мотивации к самосовершенствованию);
Коммуникативные УУД
(умение управлять своим поведением).
Закрепление изученного. Организует групповую работу обучающихся через проведение математических опытов для закрепления нового материала.
Задание № 1. Слайд № 11
-- Сосчитайте сколько звеньев у ломаной на экране? Сколько у неё вершин?
Напомните друг другу, что важно помнить о вершинах ломаной?
Работа в парах.
Прочитайте задание на листе; исследуйте ломаные; отметьте все вершины ломаных на чертеже и заполните пропуски. Работать нужно дружно и быстро.
Самопроверка. Самооценка.
Закрепляют полученные знания на практике. Познавательные УУД
(Формирование умения выделять общее и различное в изучаемых объектах, применять модели для получения информации)
Коммуникативные УУД
(Участвовать в коллективном обсуждении проблем);
Регулятивные УУД
(Умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниямОсновная часть
Первичное осмысление и закрепление знаний (Продолжение) Слайд № 12
Создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?»
На доске два листа с изображением фигур. На первом изображены два отрезка.
– Припомните, какими способами мы можем сравнить длину данных отрезков? Можно посоветоваться с другом.
Способы: на глаз, наложением, измерить и сравнить.
На втором листе изображены две ломаные линии. Можно ли использовать эти способы для сравнения длины ломаных линий? Обсудите с другом.
(На глаз – сложно, наложением - не совпадают звенья, измерением - ? )Показ на модели ломаной (конструктор): длина ломаной – это её звенья расположенные по прямой линии.
-Как же измерить длину ломаной, если она начерчена?
Дети предлагают варианты, обсуждают в группах и парах.
Составление плана для достижения учебных задач:
Проговаривают алгоритм действий:
-измерить длину каждого звена,
-найти сумму их длин,
-записать ответ. Коммуникативные УУД
(Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблем, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками);
Познавательные УУД
(Формирование умения выделять особенности разных объектов в процессе их рассматривания; классифицировать понятия);
Регулятивные УУД
(формирование умения вносить необходимые дополнения и коррективы в план собственных действий в случае расхождения результата с эталоном);
Личностные УУД
(Формирование интереса к познавательной деятельности, умения слушать и вступать в диалог).
Практическая работа по применению новых знаний.
Начертить ломаные, измерить длину звеньев, найти сумму и записать результат.
Самопроверка.
Вывод формулируют дети: Для того, чтобы узнать длину ломаной линии нужно…
-Удалось ли вам добыть новое знание о ломаных? А новое умение?
Расскажите о своём открытии дома и попробуйте узнать, есть ли ещё какой-либо способ определения длины ломаной? Закрепляют полученные знания на практике. Познавательные УУД
(Формирование умения выделять общее и различное в изучаемых объектах, применять модели для получения информации)
Коммуникативные УУД
(Участвовать в коллективном обсуждении проблем);
Регулятивные УУД
(Умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниямИгра Слайд № 13 - 21
Игра. Постарайся увидеть ломаные линии в окружающем нас мире.
(На экране слайды с изображением архитектурных сооружений, стен казанского и московского Кремля, моста Миллениума, вершин гор).
Игра наоборот.
На листе бумаги начерчены ломаные линии. Ваша задача – увидеть в них окружающие нас пейзажи и нарисовать их.
Работа в группах:
-обсуждаем то, что видим;
- распределяем работу и рисуем;
-оформление выставки.
Звучит песня «рисуйте, рисуйте…»
Коллективная оценка работ. Положите частичку своего настроения в Копилку.
Закрепляют, полученные знания в форме игры Повторение изученного материала Организует повторение изученного материала Систематизируют и закрепляют полученные ранее знания Личностные УУД (формирование навыковсамооценки);
Коммуникативные УУД
(Умение слушать и вступать в диалог)
Домашнее задание Объявляет домашнее задание
В окружающем нас мире есть еще много различных фигур, где есть ломанные линии. Одна из них – это китайский дракон. Его изображение напоминает ломаную линию
На партах полоски цветной бумаги. Используя наши знания о линиях сложим из полоски фигурку китайского дракончика.
Полоска - прямая линия.
Как преобразовать её в ломаную? Сгибанием. Приём «гармошка».
А теперь на лице дракончика изобразите то настроение которое вы получили в ходе урока.
Что можно сделать с фигуркой вашего дракончика? Подарить. Дарить подарки так же приятно, как и получать их .Поделитесь своим настроением с окружающими, друзьями. Формируют и высказывают свои предположения.
Оценивают себя Личностные УУД (формирование навыковсамооценки);
Коммуникативные УУД
(Умение слушать и вступать в диалог)
Подведение итогов
Рефлексия Организует подведение итогов и самооценивание обучающихся.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Что такое ломанная линия?
- Что ещё узнали о ломанной линии?
- Как найти длину ломанной линии?