Эссе Мое педагогическое мастерство


Мое педагогическое мастерство
Учителем надо будет родитьсяи только после этого – стать.Учитель – профессия дальнего действия,Главная на Земле!
Роберт Рождественский
Я хочу рассказать древнюю легенду о первом Учителе.
Когда родился первый Учитель на земле, к его колыбели спустились три Феи. И сказала первая Фея: «Ты будешь вечно молод, потому что рядом с тобой всегда будут дети». И сказала вторая Фея: «Ты будешь красив мыслями и душой, потому что нет благороднее призвания, чем дарить свое сердце детям». И сказала третья Фея: «Ты будешь бессмертен, потому что ты продолжишь свою жизнь в своих учениках».
Мне кажется, когда я родилась, ко мне тоже спустились эти три Феи…
Сколько помню себя, я всегда мечтала стать Учителем. Эта мечта никогда не покидала меня. Но именно в школьные годы я по-настоящему «влюбилась» в профессию Учителя.
Нельзя родиться с уже готовыми знаниями, жизненным опытом, умением увлечь детей. Этому нужно учиться. Учитель должен обладать врожденными качествами: любить детей, быть терпеливым и внимательным, уметь слушать и понимать… Уверена, что эти природные задатки в себе можно и нужно развивать. Хорошо, если рядом окажутся опытные педагоги, которые разглядят в тебе задатки Учителя и помогут окончательно определиться с выбором будущей профессии.
Мне повезло: рядом со мной были такие Учителя. Именно они воспитали во мне чувство ответственности, взаимопомощи, внимания к  людям, дали мне «путёвку в жизнь».
Помню, как любимая учительница русского языка и литературы доверила мне проверить тетради по русскому языку своих одноклассников. Для меня, семиклассницы, это тогда было огромное счастье! После уроков, часами просиживая в родном кабинете вместе с любимым педагогом, я научилась творчески подходить к любому делу: мы вместе готовили стенгазету, обсуждали вопросы заседания кружка «Юных языковедов». В нашей школе раз в год проходили дни самоуправления, когда мы, ученики, весь день заменяли на уроках наших учителей, исполняли их обязанности. Я помню свой первый урок! В первый раз я, ученица 8 класса, проводила урок с учащимися младших классов. Именно тогда почувствовала, что хочу быть учителем, хочу работать с малышами! Я пришла на урок в 1 класс, и увидела детей с широко раскрытыми от удивления глазами. Посмотрев на меня, учительница сказала: «У тебя сложная задача - не погасить огонёк интереса во взоре кажого из них, постарайся сделать так, чтобы эти малыши с радостью открыли для себя новое знание!» Глубину слов этой учительницы поняла гораздо позже… 
Я благодарна своим Учителям. Они для меня всегда были и остаются примером жизнелюбия, благородства и преданности профессии. Когда я заканчивала среднюю школу, ни на секунду не сомневалась в выборе своего жизненного пути: я поступила в Казанское педагогическое училище. Потом работала и училась в Казанском педагогическом университете.
Незаметно пролетели годы учебы, и я стала учителем начальных классов. Начинала я свою педагогическую деятельность в школе № 78. Но состоялась я как учитель в гимназии №139. Конечно, опыт и  мастерство пришли не сразу. Большую помощь мне оказали мои более опытные коллеги. Я благодарна им за поддержку.
Педагогическое мастерство приходит с годами. В школе я работаю уже 32 года. Другой жизни для себя я не представляю! За годы работы я пришла к выводу, что быть Учителем – это талант. Верными признаками учительского таланта, на мой взгляд, являются высокий профессионализм, эрудиция, искренняя любовь к детям, к своему делу, умение сопереживать, радоваться успехам своих учеников и оставаться в душе ребёнком. Учителская профессия требует огромной самоотдачи, терпения, постоянного самосовершенствования и самообразования. Я  постоянно учусь этому у своих коллег, и даже у своих малышей-учеников.
Каждый день, с особым трепетом входя в класс, я думаю, как заинтересовать своих учеников. Уверена, что только увлечённый своим делом педагог может вызвать отклик в душах детей. Я стараюсь сделать каждый урок интересным, запоминающимся. А какое счастье  видеть на лицах своих учеников удивление и восхищение от новых открытий! Только тогда испытаешь радость и духовное наслаждение от своей деятельности.
В своей педагогической деятельности я руководствуюсь следующими принципами:
1. УМЕРЕННОСТЬ - спокойная требовательность + хорошее доброжелательное отношением к детям.
2.  УСПЕШНОСТЬ -  образ учителя начальной школы должен служить олицетворением активной успешной жизненной позиции.
3. УДИВИТЕЛЬНОСТЬ - учитель начальной школы должен уметь удивлять.
4. УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ - учитель начальных классов должен уметь разговаривать с детьми на их языке. Учитель начальной школы просто обязан понятным и убедительным!
5. УВАЖИТЕЛЬНОСТЬ - уважение к личности каждого маленького человечка – основа успешного общения на уроке и процесса обучения.
6. УРАВНОВЕШЕННОСТЬ – гармоничный баланс между чувствами, мыслями и поступками.
7. УЛЫБЧИВОСТЬ - Единственное условие – улыбка должна быть искренней, потому что всё же самое главное – любить этого маленького человечка, только начинающего путь во взрослую жизнь.
Педагогическая деятельность сложна и многообразна. В ней неизбежны трудности, а иногда и разочарования. Только по прошествии нескольких лет приходит понимание, что истинный учитель начинается тогда, когда в центре всех событий он видит ребенка, а не себя, что учителем нельзя родиться, им надо стать в процессе деятельности, самовоспитания и самообразования. Еще А.С. Макаренко утверждал, что «…в педагогической деятельности главное - это мастерство, основанное на умении, на квалификации, на постоянном самосовершенствовании».
Профессия учителя особенная, не сравнимая ни с каким другим делом. Мы имеем дело с самым сложным, бесценным, самым дорогим, что есть в жизни – с человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости зависит жизнь ребенка, его место и роль в жизни. Конечный результат нашего труда можно увидеть не сегодня, не завтра, а через продолжительное время.
Я люблю свою профессию. Я хочу, чтобы меня любили мои ученики! Писатель живёт в своих произведениях, художник – в картинах, скульптор – в созданных им творениях. А мой труд, я надеюсь, будет жить в мыслях и поступках людей. Возможно, когда-нибудь кто-нибудь из моих учеников скажет подобно Александру Македонскому: «Отец дал мне жизнь, а учитель – бессмертие». Ради этого стоит быть учителем!