Эссе Моё педагогическое мастерство


МБОУ «Кадыровская СОШ» Заинского муниципального района Республики Татарстан
Муниципальный этап Всероссийского конкурса мастер-класса учителей родного языка «Родной язык»
Эссе
«Моё педагогическое мастерство»
Автор:
учитель русского языка и литературы
Цыганова Ольга Александровна
2016 г.
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
                                                                        (В. Ключевский)
Да, несомненно, в словах В. Ключевского есть истина. Нельзя с ними не согласиться. По-моему, эти слова как нельзя лучше раскрывают мою деятельность.
Начну с того, что мой путь в школу был тернистым, потому что я работаю учителем только седьмой год, хотя мечтала им быть с детства. Моей любимой игрой в детстве была школа, я рассаживала своих кукол и давала им уроки. После окончания школы я не смогла поступить в пединститут. Отучилась на бухгалтера, проработала несколько лет. Судьба подарила мне шанс переиграть свою профессиональную деятельность. Устроившись на работу в детский сад, я поняла, что всё-таки хочу работать с детьми, а не с цифрами. Поступила на заочное отделение филологического факультета Набережночелнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов и закончила его в 2012 году. Во время учёбы меня пригласили на работу в МБОУ «Кадыровская СОШ», где я нашла себя, и с твердостью могу сказать: «Я люблю то, что я делаю и делаю то, что люблю». Сначала школа была мечтой, затем местом работы, а теперь - это образ жизни, это то, без чего я уже с трудом представляю себя, хотя работаю всего 7 лет.
Почему именно учителем русского языка и литературы, спросите вы? Любовь к этой дисциплине во мне разбудила мой учитель Комарова Зинаида Кузьминична. Её уроки были настолько интересными и завораживающими, она умела втянуть в урок весь класс и даже было слышно, как муха пролетала, что я невольно представляла себя на её месте. Зинаида Кузьминична привила мне вкус к чтению литературных произведений, интерес к русскому языку, за это я ей бесконечно благодарна. Теперь я работаю в своей родной школе. Я рада, что судьба подарила мне этот шанс, и постараюсь им воспользоваться в полной мере.
Я считаю, что одним из предпосылок успешной работы учителя является сплочение педагогического коллектива. Предметники должны проводить взаимосвязь между учебным материалом, рассказывать ученикам о взаимосвязи разных наук, учить тому, что лишь синтез наук дает полное представление о жизни и обществе. Ведь педагог – это человек, который растит наше завтра. Для себя я сделала такой вывод: учи – воспитывая ненавязчиво, воспитывай – не читая нотаций и не ставя явные примеры для подражания, ведь подростковая психология сделает все наоборот.
С каждым годом работы мой опыт прибавляется. Этому также способствует наш педагогический коллектив, который очень помог мне в первые годы работы. Определилась и моя методическая тема: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы». Эта тема перекликается с воспитательной темой моего 10-го класса.
Новые горизонты для меня и для моих учеников, для их успешной учебы открывает инновационный подход к образованию. Это использование интерактивной доски, интернет-технологий, технологии развития критического мышления и сингапурской технологии. Всё, чем я овладела в той или иной степени.
Великое счастье – встретить хорошего учителя. Только он может уловить тончайшие струны души ребенка, направить его на путь истинный и уберечь от греха. Сколько силы, ласки, заботы, любви и добра у этого скромного человека. Педагог открывает ребенку мир, помогает маленькому человеку подниматься все выше и выше, становиться духовно красивым. Я стараюсь быть для своих учеников именно таким учителем. Ведь каждый день меня встречают столько любопытных глаз. У каждого из них свои мысли, вопросы, свои проблемы, которые порой не с кем обсудить. И в этот момент на помощь приходит учитель. Очень хочется, чтобы каждый из них нашёл свое место в жизни, само реализовался, раскрыл свои способности, таланты, служил людям и отечеству.
В своей работе я придерживаюсь слов, сказанных Б.Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность». Деятельность, и только деятельность даёт возможность раскрыть каждому свой потенциал. Деятельность, какой бы она не была: творческой, исследовательской, познавательной, учебной – должна действовать, в первую очередь, в интересах обучающихся. Поэтому на уроках мы занимаемся хотя бы одним из видов деятельности, а в большинстве случаев комбинируем их. Мои ученики стараются сами находить ответы на свои вопросы, а я им в этом помогаю, направляю их в нужное русло. С связи с этим приходят на ум слова Адольфа Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить». Ведь только таким способом можно заинтересовать детей.
«Современный подход к образованию требует, чтобы ребенок получил в ходе обучения не только знания, умения и навыки, соответствующие государственному стандарту, но и освоил компетенции, которые включают в себя «умение жить в изменяющемся мире»: жизненный опыт, ценности, традиции, миропонимание. Необходимо воспитать у детей современное сознание, которое позволит им жить и развиваться в окружающем мире». Всем нам знакомые слова из ФГОС. В моем понимании ФГОС – это обучение жизни. Воспитание Человека, которым будет гордиться государство и мы.
Учитель — это не только человек, имеющий специальное педагогическое образование, но и тот, кто всегда ощущает себя на острие общественных проблем, осуществляет важнейшую социальную функцию, обеспечивает связь времен и преемственность поколений, без чего вообще немыслимо прогрессивное развитие рода человеческого.
XXI век отличается от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Методология преподавания не стоит на месте, появляются новые методы, приёмы, способы обучения. И нам, учителям, тоже приходиться расти, работать над своим самообразованием, постигать новое и преподносить это детям. Современный урок невозможно представить без новейших ТСО. Но никакая техника, на мой взгляд, не может заменить живого собеседника, вдохновить, заинтересовать изучаемым материалом. Любое техническое средство обучения, даже самое современное и перспективное, – лишь верный помощник, вспомогательное средство. Живое, эмоциональное учительское слово ничем и никогда заменить не удастся. А еще – личный пример. Пример жизни учителя, наставника.
Я полностью согласна с заповедью: учитель учит детей до тех пор, пока сам учится. Поэтому нахожусь в постоянном профессиональном поиске. Ещё многому предстоит научиться, многое понять, и я к этому готова, потому что моя деятельность доставляет мне удовольствие и даёт возможность вновь и вновь познавать мир, совершая всевозможные открытия.
«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем» - сказал великий китайский философ Конфуций, живший ещё до нашей эры. Его слова актуальны и по сей день. На своих уроках я стараюсь пользоваться уже проверенными методами и приёмами, дополняя их новыми, модными. К тому здесь уместно изречение: «Всё новое – хорошо забытое старое».
Нисколько не жалею, что стала работать в школе. Жизнь кидала меня из одной деятельности в другую. Я благодарна ей, что она забросила меня в этот удивительный мир. Ведь школа – это огромный мир знаний, познаний, новых открытий, в котором, безусловно, есть трудности, лишения, заботы, проблемы. Этим мы и счастливы, что решаем их каждодневно, ежеминутно.