Интеграция образовательных областей «Речевое развитие» и «Познавательное развитие» (ФЭМП) в коррекционно-образовательной работе учителя-логопеда


Интеграция образовательных областей «Речевое развитие» и «Познавательное развитие» (ФЭМП) в коррекционно-образовательной работе учителя-логопеда
К одному из приоритетных направлений оптимизации образовательного процесса в соответствии с ФГОС относится создание условий, обеспечивающих личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми при помощи применения современных образовательных технологий. Интегрированный подход, гибкое применение здоровьесберегающих, игровых и инновационных психолого-педагогических технологий обеспечивают высокие результаты в коррекции речи. Особенно важно использовать такие формы работы с детьми с общим недоразвитием речи, где возможно осваивать содержание образовательной области «Речевое развитие» параллельно с другими образовательными областями, закрепляя и систематизируя полученные речевые навыки и знания многократно.
Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Речь является средством приобретения знаний, развития всех психических функций, самовыражения, основным средством общения. Развитие речи теснейшим образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребенка. Познавательные процессы называют психологической базой речи, уровень развития которой напрямую влияет на речь ребенка. Развитое восприятие, наличие познавательных интересов являются базой для пополнения словаря, совершенствования грамматического строя речи. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.) связаны с формированием объяснительной речи. Познавательные потребности (желание получить информацию и поделиться ею) стимулируют развитие связной речи.
Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях интеграции разных видов деятельности. Речевое развитие осуществляется не только через мероприятия речевого цикла, но и через другие виды деятельности, например через интеграцию образовательных областей «Речевое развитие» и «Познание» (формирование элементарных математических представлений). Это не может не сказаться положительно на формировании связной речи, грамматических компетенций, подготовке к обучению в школе, развитии познавательных процессов в целом.
Интегративный подход позволяет сделать логопедические занятия более интересными и динамичными. Дети меньше утомляются, смена видов деятельности помогает усвоению материала, обогащает впечатлениями, учит адаптироваться к новым условиям. Невозможно освоить звуковой анализ слова, не овладев навыками количественного и порядкового счета, не усвоив соотношения части и целого. На логопедических занятиях дети учатся подсчитывать звуки и слоги в словах и слова в предложениях, определять их последовательность, сравнивать количество букв и звуков в слове. Неразвитые пространственные представления, проблемы со структурированием элементов в ряду, неточность зрительного восприятия, сложности самоконтроля в дальнейшем могут заметно тормозить процесс овладения навыками чтения и письма. Освоив применение предлогов и введение их в активную речь, ребенок осознанно определяет положение предметов в пространстве. Развитие лексико-грамматических компетенций при использовании, например, уменьшительных и увеличительных суффиксов зависит от формирования представления о размере.
Таким образом, формирование элементарных математических представлений и математического словаря у детей с общим недоразвитием речи — одна из основных задач учителя-логопеда.
Процесс формирования математического словаря предполагает планомерное усвоение, постепенное его расширение. Так, качественные отношения («много», «один», «ни одного», «столько - сколько», «поровну», «больше», «меньше») должны осознаваться в практических действиях по сравнению совокупностей и отдельных предметов; заимствование из речи окружающих числительные наполняются смыслом лишь в процессе обучения и, только тогда будут использоваться с определенной целью. На логопедических занятиях дети должны учиться не только распознавать величину предметов, но, и правильно отражать свои представления («шире - уже», «выше - ниже», «толще - тоньше»); отличать эти изменения общего объема («больше - меньше», «большой - маленький»); находить более сложные ориентировки в величине предметов («высокий», «ниже», «самый низкий»); осваивать существительные, обозначающие предметы, геометрические фигуры («круг», «квадрат», «треугольник»), пространственные отношения, временные обозначения («утро», «день», «вечер», «ночь», «сегодня», «завтра», «быстро», «медленно»; названия дней недели, месяцев). Только тогда дети научатся постепенно отражать количественные, пространственные и временные представления, глубже осознавать их, обобщать. Овладение словарем обеспечит возможность объяснить цель, способ выполнения действия, результат.
В процессе интеграции речевого и познавательного развития осуществляется практическое усвоение детьми лексико-грамматических категорий и отрабатывается правильное звукопроизношение.
Для автоматизации поставленных звуков необходимо подбирать раздаточный материал для детей, учитывая их интересы, а главное, произносительные возможности (этап автоматизации звука). Так, например, для пересчета предложить предметы или картинки с автоматизируемым звуком, так как в данный момент идет автоматизация этого звука в словосочетаниях. Это позволяет, решая одну и ту же задачу (счет, согласование числительных в роде, числе), осуществлять личностно-ориентированный подход (подбор значимого, интересного для ребенка материала) с учетом произносительной возможности каждого ребенка.
В процессе работы над лексико-грамматическими категориями дети не только сравнивают предметы, но и выражают это словами, используя существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами: нос – носик – носище; сапог – сапожок – сапожище. Таким образом, дети овладевают навыками словообразования, расширяется словарный запас детей, который связан с умением детей обозначить длину, высоту, толщину, ширину предметов. При сравнении предметов дети учатся  использовать в своей речи антонимы: высокий – низкий, широкий – узкий, толстый – тонкий, длинный – короткий. Усвоение детьми форм именительного, родительного, дательного падежей, количественных числительных происходит в процессе количественного счета (пять картинок, от двух яблок, к трём флажкам). Кроме этого закрепляется навык употребления формы родительного падежа множественного числа существительных (пять карандашей, пять бабочек, пять флажков).
Отрабатывая величинные понятия, мы учим детей правильно конструировать фразы, в том числе и сложные предложения. Этот раздел очень благодатен для практического усвоения детьми структуры предложения. Например, домик меньше дома, а дом больше домика; большое зеркало – маленькое зеркальце; тоненькая книжка – толстая книга. Эта книга тоньше, а эта толще.
Включение детей с общим недоразвитием речи в разные виды деятельности на интегрированном логопедическом занятии позволяет повысить эффективность в работе и стабильность полученных результатов в коррекционно – образовательной работе.
Организация интегративных форм работы учителем – логопедом способствует наиболее успешному преодолению речевых нарушений у детей.