Статья по русскому языку на тему Создание опорного конспекта по русскому языку как один из приёмов работы с лингвистическим текстом

Создание опорного конспекта по русскому языку как один из приёмов работы с лингвистическим текстом

Автор статьи учитель русского языка
и литературы МАОУ СОШ №22
Софьина Валентина Алексеевна

В настоящее время во всем педагогическом сообществе осознана важность и необходимость развития познавательных способностей учащихся на уроках. В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже недостаточно только их усвоение, важно привить умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации, перерабатывать ее, что является важным условием для самоопределения и самореализации человека в окружающем мире.
Если мы обратимся к Программе по русскому языку, проанализируем, какими умениями и навыками должен обладать выпускник, то увидим, что процесс образования сейчас строится на компетентностной основе (развитие определенных компетенций). Главная цель – научить детей говорить свободно, грамотно писать, читать, чтобы каждый урок приносил не только знания, но и радость познания, чтобы ученики верили в свои силы, научились учиться. Поэтому в образование внедряются различные технологии, основанные на принципах личностно-ориентированного обучения и системно-деятельностного подхода
Вслед за известным педагогом В.Ф.Шаталовым мы, учителя русского языка и литературы, уделяем составлению опорного конспекта большое внимание, считая его составление и запоминание одним из важных приемов обучения. Во-первых, теоретический материал группируется в крупные блоки, и появляется возможность значительно увеличить объём изучаемого на уроке материала без перегрузки учащихся, что в значительной степени активизирует познавательную деятельность учащихся.
Во-вторых, кодирование учебной информации, умение читать опорные сигналы, представить материал то в сжатом, то в развёрнутом виде - это важные навыки творческого процесса, позволяющие реализовать требования развивающего обучения.
Однако далеко не всегда мы раскрываем суть этого понятия: что собственно представляет собой опорный конспект, в чем его значение, как он составляется.
Если мы хотим научить детей самостоятельно составлять опорные конспекты, необходимо провести специальный урок, цель которого – познакомить учеников с понятием «опорный конспект», с различными формами его записи.
Опорный конспект является вторичным текстом, так как в нем в краткой форме передаются основные сведения текста исходного. При этом могут использоваться сокращения, различные знаки, символы, графические выделения. Часто опорный конспект представляет собой рисунок или схему, иногда таблицу. Психологи отмечают, что преобразование учеником информации, перевод ее в другую, более наглядную форму (в рисунок, схему, таблицу) способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Поэтому важно, чтобы у детей выработалось умение составлять опорные конспекты в различных формах и вкус к такой работе.
Для выразительности и лаконичности изображения мы используем 4 цвета: зеленый для выделения новой информации; красный в качестве сигнала "внимание" - исключение, невозможность употребления, запомнить; синий - для иллюстрации примерами; черный или коричневый для всех остальных обозначений и известной информации.
Опорный конспект должен в краткой форме четко передавать содержание исходного текста. Так, чтобы даже через несколько дней, недель, а может быть, и месяцев мы могли бы по этому конспекту восстановить содержание текста.
Опорные схемы и опорные конспекты – один из способов наглядного представления языкового материала на уроках русского языка. Их можно использовать в работе над любым разделом лингвистики – лексикой, фонетикой, словообразованием и грамматикой. Опорные схемы позволяют организовать подачу нового материала блоками, при закреплении навыков схема используются как справочный материал. Если возникают затруднения, ученики обращаются к ним, выполняя письменные упражнения, во время устных ответов.
В классах с высоким уровнем полезно практиковать составление опорных схем самими учащимися. Многократное повторение опорного сигнала (за мной, хором, в группе, в паре, индивидуально) помогает учащимся развивать речь. Они лучше выражают мысль, пересказывают текст, легко учат наизусть, повышается результативность знаний и умений, а главное повышается грамотность.
Обучение по опорным конспектам требует активной мыслительной деятельности учащихся. Они должны обладать навыками восприятия информации, соотнесения её с ранее усвоенной, умением выделять главное. Видеть большую тему в целостном виде без схематизированного краткого конспекта довольно трудно. Схема представляет собой приём, облегчающий восприятие темы и её понимание.
Как известно, у каждого человека работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается. При объяснении нового материала с помощью опорных сигналов работают зрительная и слуховая память, причём способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении опорных конспектов как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная (моторная) память.
Опорный конспект составляется учителем для учеников (чтобы дети усвоили представленную в нем информацию) или детьми (тогда учитель оценит, насколько они поняли прочитанный или услышанный исходный текст) или совместными усилиями учителя и детей в диалоге (для создания атмосферы поиска, маленького открытия).
Таким образом, умение составлять опорный конспект - одно из важных общеучебных умений, которое подготавливает учеников к презентации своих знаний.

15