Конспкт урока в 5 классе6 Синонимы


Тема. Синонимы.
Цели: дать понятие о синонимах; учить различать лексические оттенки синонимов; показать стилевую неоднородность синонимов, употребление синонимов в речи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить синонимы и пользоваться ими в речи, в тексте; объяснять языковые явления.
Ход урока.
I. Организационный момент.II. Актуализация знаний.
Вступительное слово учителя.
Мы на прошлом уроке говорили с вами не только об омонимах, но и о словах, похожих на омонимы. Что это за слова?
- Омографы, омофоны, омоформы.
Как вы думаете, омонимы обогащают нашу речь или могут быть помехой в общении? (Задание: предложить размышление, подтвердить примерами).
- Я думаю, что омонимы и слова, похожие на них, обогащают нашу речь. Но иногда они могут быть и помехой в общении, если мысль выражена неясно.
Например. На столе лежит наряд. (Документ или одежда?)
В этом контексте определить лексическое значение слова наряд очень трудно. Это слово имеет несколько значений:
а) одежда, костюм;
б) документ, распоряжение о выполнении какой-нибудь работы, о выдаче или отправки чего-нибудь;
в) группа лиц, выполняющих служебные обязанности.
В данном примере на столе может лежать наряд (в значении «одежда») и наряд (в значении «документ»).
Например.
1) На столе лежит наряд на уголь.
2) На столе лежит праздничный наряд.
Вывод: чтобы значение слова было понятно, нужен более широкий контекст.
III. Работа по теме урока.
1. Сегодня мы познакомимся с ещё одним понятием. Это – синонимы.
Синоним – от греческого synonymos «одноимённый».
Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, но одинаковы или очень близки по лексическому значению.
Например: алфавит – азбука, аргумент – доказательство.
Всегда ли можно легко заменить синонимы?
Например: толстая книга – объёмистая книга; ругать неряху – бранить неряху.
Вывод: эти синонимы взаимозаменяемы, т.к. принципиально не отличаются. Но это возможно не всегда.
2. Чтение тематического материала на стр. 239.
Чем могут отличаться синонимы?
- Оттенками значения.
Чем отличаются:
Красивы и прекрасный?
- Степенью проявления качества.
Бежать и мчаться?
- Степенью проявления действия.
Смелый и храбрый?
- Дополнительным значением. Смелый – не только не знающий страха, но и решительный в преодолении препятствий.
3. Практическая работа.
Диктант – миниатюра.
Был чудесный, волшебный зимний день. Солнце светило ярко, снег блестел под его лучами. Прозрачные, хрустальные сосульки сверкали и отливали всеми цветами радуги. Небо над городом сияло чистейшей голубизной, и на душе у каждого из нас становилось радостно, чисто и светло.
Задание: выписать группы синонимов.
Чудесный – волшебный.
Прозрачные – хрустальные.
Сверкать – отливать, сиять.
Радостно – чисто, светло. (Контекстуальные синонимы)
4. Чем ещё могут отличаться синонимы? (чтение тематического материала на стр. 240)
Вывод: стилистические синонимы – это слова, одинаковые по значению, но различные по стилистическим оттенкам.
Например: безразличие (стилистически нейтральное) – апатия (употребляется в книжной речи).
5. Работа по карточкам.
К-1
Задание: разделить слова на стилистически нейтральные и стилистически окрашенные.
Идти – шествовать, решиться – дерзнуть, отчизна – родина, сжечь – предать огню, архитектор – зодчий, называть – нарекать, плакать – реветь, глаза – очи, уста – губы, лицо – физиономия, ложь – враньё, смеяться – хихикать, работяга – труженик.6. Устно: упр. 348
IV. Домашнее задание: упр. 350, пар-ф 61, тематический материал на стр. 243.