Программа по песочной анимации


Программа по АРТ-терапии.
Песочная анимация 7- 18 лет
Разработала: Чудакова А.Н.
Художник-педагог,
Педагог дополнительного образования
г. Москва
2016
Творчество в любой области деятельности представляет собой наиболее мощный и неиссякаемый источник интеллектуального развития и положительных эмоций, наполняет жизнь радостью, пробуждает потребность в знаниях, вводит человека в атмосферу вечного поиска. Согласно взглядам Гольдштейна, творчество-это одно из средств, преодоления страха, возникающего в связи с конфликтом, формирующимся у человека, поведением которого управляет стремление к реализации личности. Творческие люди лучше концентрируют свою энергию, свои силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов.
для обучающихся с 7 -18 лет
Рисование вообще - это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.
Рисование песком на стекле
Этот вид искусства появился в семидесятые годы 20 века. Автором первого «песочного шедевра» стала американка Кэролайн Лиф, создав анимационный фильм «Песок или Петя и серый волк». Это новшество настолько понравилось многим, что породило новый вид искусства – рисование песком.
Рисование песком – это прекрасный способ самовыражения для взрослых и детей. Это не стандартный способ избавления от негативных эмоций, которые будут уходить в песок, протекая через ваши пальцы. Многие психологи отмечают, что даже игра в обычной песочнице расслабляет ребенка.
Рисование песком прекрасно развивает мелкую моторику, влияет на координацию движения (т. к. применяется способы рисования двумя руками), память, образное мышление. Обладая расслабляющими и медитативными свойствами, песок поможет подарить и взрослым и детям радость гармонии с самим собой и окружающим миром. Рисование песком имеет ряд важных аспектов, которые не дает классический рисунок соприкасаясь пальцами с песком, ваши нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работу.
Вторым не менее важным аспектом песочного рисования являются уникальные свойства песка – тягучесть, мягкость, приятная шершавость, – которые действуют на человека прямо-таки завораживающе. Рисуя песком, человек постепенно уходит в себя – входит в легкое медитативное состояние, что дает ему возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутренние зажимы, неразрешенные вопросы перестают быть неразрешенными, начинает работать подсознание, которое и без вашего волевого сознательного участия справляется с подобными «неразрешимыми» проблемами. И, кроме того, песок обладает удивительным свойством «заземлять» негативные эмоции – в том числе благодаря этому песочные занятия имеют медитативные свойства.
И, наконец, третий аспект – это рисование песком как искусство. Вы освоите технику песочного рисунка и со временем научитесь создавать динамические песочные фильмы – что, собственно, и является кульминацией обучения.
Рисование песком на стекле – техника, появившаяся недавно, в 70-х годах XX века. Это уникальное искусство создания мимолетных рисунков на стекле, которые может разрушить даже малейшее прикосновение или дуновение ветра. Изначально рисование песком использовали в создании мультфильмов: снизу стекло подсвечивалось, а сменяющие друг друга песочные рисунки проецировались на экран. Этот опыт был весьма успешен и положил начало новому виду искусства – искусству рисования песком. Песочная анимация, сыпучая анимация или техника порошка — стиль изобразительного искусства, а также технология создания анимационных фильмов.
Песочная или сыпучая анимация (англ. Sandanimation, Powderanimation) — новый стиль изобразительного искусства, а также технология создания анимационных фильмов. Рисование мимолетных песочных картин, сменяющих друг друга – молодое и в своем роде уникальное направление в искусстве, суть которого заключается не в результате, а в самом процессе. Песок - материал, который в руках человека с богатой фантазией способен принять самые разнообразные и неожиданные формы. Песочная анимация - это история, рассказанная руками художника. Изображения как будто перетекают друг из друга под завораживающие звуки музыки. Картины связаны между собой идейно и композиционно, и пусть они недолговечны, но приятное ощущение от них остается надолго. Как и любому другому занятию, песочной анимации, безусловно, можно научиться. Занятия песочной анимацией развивают мелкую моторику, (причем упор идет сразу на обе руки, а не только на правую, как, например, в рисовании), усидчивость, память, образное и последовательное мышление, раскрывает творческий потенциал ребенка.
Данные занятия полезны для обучающихся в качестве расслабляющих, ведь они направлены на оздоровление психики — а это очень важно при современном темпе жизни. Приглушенный свет, мягкий голос преподавателя, лирическая музыка и руки, создающие разные образы — все эта магия песочной анимации. Дети с увлечением вместе с педагогом отправляются в волшебную страну, где их ладошки превращаются в птиц, а пальчики творят: вот пошел дождик, а вот выглянуло солнышко с лучами, под которым вырос цветок и полетели бабочки — мгновение, и картина создана. Потом она сменилась на другую.
Цель занятий по рисованию песком - это не столько нацеленность на воспитание успешного аниматора, а развитие творческого потенциала и умение гармонично жить в окружающем мире.
Задачи:
-  Обучить социально приемлемым выходам агрессивности и другим негативным чувствам.
-  Обучить проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять не вербально.
-  Развить чувство внутреннего контроля. Концентрации внимания на ощущениях и чувствах.
-  Развить художественные способности и повысить самооценку.
- Сформировать первичные анимационные навыки
Основные принципы педагогической деятельности.
Основными принципами работы по программе являются: ориентация на психологические и возрастные особенности учащихся;
-ориентация на потребность самовыражение детей;
-реализация потребности ребенка в развитии;
-создание атмосферы сотворчества детей и педагога на занятии;
Занятия проводятся индивидуально, один раз в неделю.
Тематические занятия подобраны с учетом возраста и психологических особенностей.  Условия работы с детьми по данной программе.
1. Согласие и желание ребенка.
2. Творческий подход педагога к проведению занятий.
3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Программа «песочная анимация» для детей от 7-18 лет 
Продолжительность занятия для детей 40 минут проводятся 1 раза в неделю.
Ожидаемый результат: развитие нестандартного творческого мышления, умение творчески подойти к заданию, освоить первичные анимационные навыки для создания песочного динамического мини фильма.
Учебно - тематический план цикла «Песочная анимация»
№ Общая тема Тема занятий Кол. часов
1 Вводное занятие(Диагностическое) Знакомство с песком.
Приемы 1
Первичные навыки песочной анимации
2 Свет и тень 1
3 Рисунок в свете 1
4 Рисунок в тени 1
5 Рисунок контуром 1
6 Работа с трафаретами 1
7 Рисунки россыпью 1
8 Перерисовки 1
9 Зарисовки своих мыслей 1
Мир наших чувств
10 Символы понятия: грусть 1
11 радость 1
12 Горе, печаль 1
13 Безопасность 1
14 любовь 1
15 Что ты видишь? 1
16 Зарисовки своих чувств 1
Рисуем лица
17 Рисунок женского лица 1
18 Рисунок детского лица 1
19 Рисунок лица мужского 1
20-21 Рисуем силуэты людей 2
22-23 Рисуем силуэты животных 2
Натюрморт
24 Фрукты 1
25 Предметы 1
26 Декоративный натюрморт 1
Динамический песочный рисунок
Рисуем пейзажи
27 Рисуем осеннюю природу 1
28 Рисуем зимнюю природу 1
29 Рисуем весеннюю природу 1
30 Рисуем летнюю природу 1
31 Рисуем ночь 1
32 Рисуем день 1
Сказки
33 «Золушка» 1
34 «Гуси- лебеди» 1
ИТОГО: 74 Условия реализации программы.
-Для организации и грамотного проведения учебного процесса необходимо иметь отдельный хорошо освещенный кабинет, источники дополнительного освещения (настольные лампы).
-Затемняющие шторы. Возможность при необходимости возможность затемнить кабинет
Кабинет должен быть оборудован столами, ящиками с внутренней подсветкой. Оборудованием для переноса изображения на экран (видео камеры проектор, компьютер)
Оборудование «песочницы»
Кварцевый песок. Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета. Песком заполняется 1/3 ящика.
Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями):
• лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;
• разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;
• миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр игрушки из «киндер-сюрпризов»
• набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки картонные шаблоны различные здания и постройки;
• бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля кисточки.
Для занятий обучающемуся необходимо иметь:
- тетрадь в клетку;
- простой карандаш;
-ластик; ручку;
-цветные карандаши или фломастеры;
- влажные салфетки
- фартук
Список литературы
Аллан Д. "Ландшафт детской души"; СПб - Минск, 1997
Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010 – 74с.
Грабенко. Т. М. Зинкевич-Евстигнеева. Т. Д «Чудеса на песке» Песочная терапия.,Грабенко. Т. М. Зинкевич-Евстигнеева. Т. Д «Чудеса на песке» Сказкотерапия.
Захаров А. И. "Дневные и ночные страхи у детей"; СПб, 2000
Копытин А. И "Основы арттерапии"; СПб, 1999
Копытина А. И.. Юнговская психотерапия серия «Практикум по психотерапии» перевод с английского и научная редакция канд. мед. Наук
Осипова А. А. "Общая психокоррекция"; М, 2000
Оклендер В. "Окна в мир ребенка"; М, 1997
Психотерапия. Под ред. Б. Д. Карвасарского; СПб, 2000
Проективная психология.; М, 2000
Рудестам К. "Групповая психотерапия"; СПб, 1998
Соколов. Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. М-.: Класс, 1997.
Хухлаева О. В.Лесенка радости.-М, : Совершенство, 1998
Инструкция по технике безопасностиОбщие правила техники безопасности
1. Работу следует начинать с разрешения педагога.
2. Нельзя пользоваться инструментами, правила работы с которыми не изучены.
3. Использовать инструменты необходимо только по назначению.
4. Запрещается работать неисправными инструментами.
5. Инструменты и материалы хранятся только в предназначенном для этого месте.
6. Каждый должен содержать в чистоте и порядке свое рабочее место.