Программа дополнительного образования Sand art студия песочной анимации


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №4"
Арсеньевского городского округа
РЕКОМЕНДОВАНО
Руководитель ШМО
_______Масленко О.А.
2016 год СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_______Ясина С.Г.
2016 год УТВЕРЖДЕНО
Директор МОБУ СОШ №4
_______Коханова О.С.
2016 год
ПРОГРАММА
дополнительного образования
"Sand art"
студия песочной анимации
на 2016 - 2017 учебный год
Составитель: Иванова
Анна Александровна,
учитель высшей
квалификационной категории
Арсеньев, 2016 год
Введение
Универсальная все возрастная игровая среда - Песок!. Играть с ним некоторые дети начинают уже с полугода, подкидывая его совочком или перемешивая ладошками. Песок привлекает возможностью делать куличики или домики, пещерки для маленьких игрушек, переплетающиеся трассы для машинок или извилистые канавки для воды. Он не перестаѐт манить своими возможностями и уже достаточно «солидных» по возрасту подростков, которые с удовольствием роют в песке туннели и возводят огромные города с домами и замками, крепостными стенами, булыжными мостовыми и подъѐмными мостами или выстраивают модели египетских пирамид. Обыкновенный песок – это нечто волшебное. Трудно найти человека, которому слово «песок» тотчас не навеяло бы живые воспоминания из детства. Песок мягок и может «течь», поэтому он напоминает скорее воду, чем твердое вещество. Во время игр с мягким сухим песком он принимает видимые формы, похожие на те, которые возникают на поверхности воды. А если легонько подуть на песок, можно представить, что попали в пустыню. Бесконечность, тишина… Разнообразные фигуры появляются на песке, а затем снова исчезают. Когда возишься в песке, то испытываешь приятное чувство спокойствия и умиротворения.
Актуальность дополнительной образовательной программы
Используя лоток с песком, можно вместе с детьми осуществлять практически любые свои идеи, а также совершать увлекательные путешествия, постоянно узнавая что-то новое. Эти занятия с песком позволяют прожить массу захватывающих ситуаций, решить множество проблем, ощутить радость творчества. Играя, ребенок испытывает удовольствие, и это побуждает его к новым открытиям и изобретениям. Таким образом, ребенок развивает себя сам, планируя, рисуя, воплощая свои фантазии в следах на песке. Образы, возникающие в сознании, находят свое выражение в реальных и видимых формах. Тактильные ощущения способствуют возникновению эмоционального комфорта. Созданное из песка руками пробуждает гораздо более сильные эмоции и чувства, чем любое словесное объяснение. Занятия в небольших группах способствуют эмоциональной и социальной адаптации детей. Дети сами придумывают творческие задания, что не всегда доступно им в повседневной жизни. Воображаемый мир одного ребенка зачастую становится интересен другим, и впоследствии они уже вместе развивают сюжет. Весь пассивно накопленный ребенком опыт теперь активно реализуется в занятиях с песком. Агрессивность и гиперактивность поддаются коррекции при помощи занятий с песком, поскольку они действуют на детей успокаивающе.
Педагогическая целесообразность
Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдѐнная по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования... Песок выступает как особое средство для рисования и воспроизведения различных узоров всевозможными способами. Игры с песком относятся к педагогике детей самого раннего возраста, но, к сожалению, мы недооцениваем их значение для развития ребенка. В Японии мастера дзен-буддизма всегда использовали песок для выражения философских идей. Японцы рассматривают песок как символ течения жизни. Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками. Знаменитый Песталоцци описывал воспитание детей как процесс, в котором необходимо объединить голову, руки и сердце. Песок мягок, податлив, способен слипаться, что придает ему исключительные лечебные свойства. Создание мысленных образов, работа руками и получение удовольствия – все это в совокупности и лежит в основе лечебного эффекта, создаваемого занятиями с песком. Рисование фигур на песке является оптимальной методикой и при обучении письму. Занимаясь в песке, дети проявляют уверенность и любознательность. Лоток с ровным песком привлекает их гораздо сильнее, чем чистый лист бумаги. Нетронутая поверхность песка побуждает ребенка к свободному и нестандартному творчеству
Отличительная особенность программы
Занятия в лотке с песком коренным образом отличаются от игр в песочнице и имеют совсем иной смысл. Дело в том, что ограниченность поверхности многим детям дает ощущение безопасности, создает благоприятную атмосферу для их творчества. Лоток для песка сделан прямоугольным не случайно: подобная форма воздействует на наше сознание совершенно иначе, чем квадрат или круг. Если квадрат или круг вызывают умиротворение и сосредоточенность, то прямоугольник более динамичен. Ребенок имеет возможность выбирать любой формат будущего рисунка (горизонтальный или вертикальный), ему легче определить центр композиции. Кроме того, прямоугольная форма лотка лучше, чем квадратная, подходит для создания симметричных фигур. Играя в песочнице, ребенок, как правило, стоит на коленях или сидит на корточках. В лотке дети могут заниматься стоя. При этом ребенок, создавая что-либо, в буквальном смысле имеет твердую опору под ногами и может ходить вокруг лотка либо оставаться на одном месте. Дети могут подходить к лотку в любой момент, когда им этого захочется. Для стоячей работы у лотка с песком, особенно на ограниченном пространстве, необходимо хорошо развитое чувство равновесия и умение управлять своими мышцами. Сверху детям лучше видно, что происходит в лотке с песком. К тому же такая поза лучше выражает сконцентрированное внимание. Вертикальное положение тела предоставляет возможность двигаться более свободно и действовать раскованно. Стоя, дети контактируют с полом и лучше ощущают свое тело. Это очень важное ощущение, поскольку оно позволяет научиться снимать напряжение и расслабляться.
Цель программы
Создание безопасного пространства для высвобождения интеллектуально-духовных и физических возможностей ребенка, что активизирует дальнейшие процессы его гармоничного развития.
Задачи программы
 пробуждения у детей интереса к экспериментированию,
 научиться снимать напряжение и расслабляться,
 предоставить ребенку возможности для принятия самостоятельных решений,  постепенное развитие способности к концентрации внимания,
 развитие умение сосредоточиваться, выдержка и координация движений,
 придать ребенку уверенность в себе,
 развить собственную способность к самостоятельным активным действиям,
 научится выразить себя и наладить контакт с другими детьми.
Возраст учащихся: данная программа предназначена для детей 1-11 классов.
Срок реализации программы: один год.
Режим занятий. Форма занятия групповая, учебный процесс строится согласно календарно-тематическому планированию. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут, объём учебных часов обучения – 35 часа в каждой укомплектованной по 5-6 человек группе.
Ожидаемые результаты:
- свобода творческого самопроявления;
- умение работать со своим переживаниями;
- стремление к самовыражению;
- умение генерировать идеи в условиях командной работы;
- развитие умений позволяющих выражать свои идеи, мысли чувства.
Способы проверки ожидаемых результатов
- беседа
- выполнение самостоятельных рисунков
- творческие задания
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
- показательные занятия.
Ресурсное обеспечение учебного процесса.
Цикл занятий «Sand art» предусмотрен для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Данные занятия позволяют детям в игровой форме освоить первичные навыки работы с песком в ходе которых, снимается внутреннее напряжения, развивается мелка моторика пальцев рук. Воображение, творческое мышление, на занятиях используются авторские терапевтические сказки.
Перед началом занятия педагог обязательно напоминает учащимся правила техники безопасности при работе с данным материалом. И иными инструментами. Для изложения теоретических вопросов используются такие методы работы, как сказкотерапия, рассказы, легенды, беседы, зарисовки.
Образовательная развивающая программа составлена с учетом требований современной педагогики, методы и разработки отдельных занятий программе используется из книг: Юнговская психотерапия серия «Практикум по психотерапии» перевод с английского и научная редакция канд. мед. наук А. И. Копытина «Чудеса на песке» Песочная терапия. Грабенко. Т. М. Зинкевич-Евстигнеева. Т. Д
Условия реализации программы.
-Для организации и грамотного проведения учебного процесса необходимо иметь отдельный хорошо освещенный кабинет, источники дополнительного освещения (настольные лампы).
-Затемняющие шторы. Возможность при необходимости возможность затемнить кабинет
Кабинет должен быть оборудован столами, ящиками с внутренней подсветкой. Оборудованием для переноса изображения на экран (видео камеры проектор, компьютер)
Оборудование «песочницы»
Кварцевый песок. Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета. Песком заполняется 1/3 ящика.
Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями):
• лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;
• разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;
• миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. игрушки из «киндер-сюрпризов»
Календарно-тематический план.
№ п/пДата Тема
Введение. Условия безопасной работы. Знакомство с техникой засыпки. Композиция "Ёжик"
Композиция плоскости "Подводный мир"
Преобразование композиции на плоскости "Подводный мир"
Преобразование композиции на плоскости. Улитка-ёжик.
Симметрия в композиции "Бабочка"
Асимметрия в композиции "Тукан"
"Золотое сечение" - основное правило композиции.
Правило "третей" в пейзаже
Линия горизонта. Организация пространства в пейзаже
Баланс тоновых пятен. Композиция "Паучки"
Нюанс и контраст в тональной композиции. Лебеди и пейзаж с сосной.
Техника засыпки в два этапа. Жирафы
"Милая мама моя". Анимация ко дню матери
Отработка приёма "тонкие линии"на примере композиции "Морское дно"
Реалистичное изображение. Свето-теневой рисунок "Глаз"
"Мечтающая девочка". Новогодняя анимация
Зимний пейзаж "Резиденция Деда Мороза"
Портрет Снегурочки
Композиционный центр в анимации. "Новогодний натюрморт"
Композиционный центр в анимации."Миру - мир!"
Красота Востока. Узоры "мехенди"
Ритмический баланс в узоре. Греческий кувшин
Техника "перекрытие" в композиции "Светлый праздник Пасхи"
Композиционный центр в анимации."Космос"
Анимированная открытка "Коты"
Анимированная открытка "Лошади"
Фараон Тутанхамон. Пропорции лица.
Стилизация. Преобразование природных элементов в декоративные на примере "Слоника"
Песочная мультипликация "Муха - Цокотуха", часть1
Песочная мультипликация "Муха - Цокотуха", часть2
Песочная мультипликация "Три поросёнка", часть1
Песочная мультипликация "Три поросёнка", часть2
Песочная мультипликация "Как ослик счастье искал", часть1
Песочная мультипликация "Как ослик счастье искал", часть2
Заключительное занятие "Сочиняем сказку"