Занятие для подготовительной группы Птицы на кормушке


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Василёк» общеразвивающего вида» Заинского муниципального района Республики Татарстан
Конспект занятия по развитию речи
«Птицы на кормушке»
(подготовительная группа)
Воспитатель:
Спиридонова Олеся Владимировна
Программное содержание:
Задачи на развитие познавательных способностей. Закрепить представление о зимующих птицах. Учить детей узнавать птиц на картине, иметь представление о том, чем питаются птицы, как переносят зимнюю стужу, почему не улетают в теплые края, а остаются зимовать. Как помочь птицам перенести суровую русскую зиму.
Задачи на развитие речи. Помочь детям осмыслить содержание картины и передать его в своих рассказах, развивать связную речь, учить детей составлять предложения по картине; формировать словарь по теме; развивать фонематический слух; активизировать использование в речи прилагательных и закреплять навык согласования прилагательных с существительными.
Воспитательные задачи. Воспитать заботливое отношение к птицам в зимний период и вызвать желание вспомнить все, что они знают о птичьих трудностях в зимнее время. Создать благоприятную доброжелательную атмосферу на занятии.
Словарная работа: существительные - снегирь, синица, свиристель, корм, кормушка, зимующие; прилагательные -желтогрудая, красногрудый, белобокая, чернокрылая, сизокрылая, длиннохвостая, крупный, мелкий; глаголы - каркает, свистит, трещит, стрекочет, чирикает, воркует.
Предшествующая работа: рассматривание картин, книг, открыток, иллюстраций с изображением птиц, чтение рассказов о птицах, загадывание загадок, составление описательных рассказов по картинкам, изготовление кормушек для птиц, кормление птиц, наблюдения за птицами.
Оборудование: картина «Птицы у кормушки», кормушки, мяч.
Ход занятия
1.Организационный момент
Восп.: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие в зимний лес и узнаем кто там живет. (на мольберте картина.)
Вам нужно будет внимательно смотреть на картину, внимательно слушать мои вопросы и ответы детей, правильно строить предложения, потому что потом мы с вами должны составить рассказ по этой картине. Итак, вопрос. Посмотрите на картину и скажите, какое время года наступило?
Дети: Наступила зима.
Восп.: Какой уголок города нарисовал художник?
Дети: Это нарисован парк.
Восп.: Где в парке лежит снег?
Дети: В парке снег лежит везде: на земле, на кормушках, на деревьях.
Восп.: как вы думаете, кто повесил в парке кормушку?
Дети: Люди повесили кормушки
Восп.: А как вы думаете, для чего люди в парке повесили кормушки?
Дети: Чтобы прикармливать птиц.
Восп.: Подумайте, почему нужно подкармливать птиц зимой?
Дети: Потому что они не могут найти корм под снегом. Потому что зимой нет насекомых, и птицы могут погибнуть.
Восп.: Все верно. Птицам помогают все, и мы с вами развешивали кормушки и кормили птиц. 
Восп.:  А теперь посмотрите на картину и назовите птиц, которые прилетели на угощение в парк.
Дети: На кормушку прилетели воробей и синицы, дятел, сорока, голуби..Умк-Сорока (снегирь) нинди (зур, матур, чиста)
-Сорока (снегирь) нишлисен? (утыра)
- Посчитаем птиц. Нище птиц? (бер, ике, эщ, дурт, бишь).
Восп. : Какие это птицы. (Зимующие).
-Почему мы их так называем? (Они не улетают на юг, остаются зимовать в наших краях.)
-Почему они не улетают? (Потому что могут добывать себе корм, они питаются не только насекомыми, но и семенами, зернышками, семечками, ягодами, пищевыми отходами.)
-Какую пользу птицы приносят людям?( Спасают от вредителей поля, огороды, радуют нас песнями, украшают природу).
Восп.: Кроме птиц, кто еще сидит на дереве и наблюдает за птицами?
Дети: Здесь сидит белочка.
Восп.: Мы с вами внимательно рассмотрели картину, а знаете ли вы как она называется? (Птицы на кормушке. Птичья столовая)2. Дидактическая игра «Назовите ласково» с мячом.
Синица- синичка
снегирь- снегиречекворобей- воробушек
клюв- клювик
хвост-хвостик
перо-перышко
крыло-крылышко
гнездо-гнездышко
голубь-голубочек
кормушка -кормушечка3.Восп.: Вы отдохнули и мы снова обратимся к нашей картине. Давайте попробуем составить рассказ по этой картине и сделаем мы это по плану.
С чего вы начнете рассказ?
О ком вы будете рассказывать?
О ком вы расскажете дальше?
А потом?
Чем закончите рассказ?
Восп.: Мы с вами составили план рассказа, а сейчас подумайте одну минуту, а потом будете составлять рассказ по этому плану.
«Наступила зима. В парке везде лежит снег: на земле, на кормушках, на деревьях.Холодно и голодно птицам зимой. Нет нигде ни бабочек, ни гусениц, ни червячков. Люди сделали им кормушку и повесили в парке на деревья. Когда люди гуляют по парку, насыпают в кормушку корм.
Первыми прилетели к кормушке воробей и синицы. Мимо летела сорока и тоже свернула к кормушке. Выше на дереве сидит дятел, он занят важным делом, достает личинки из под коры. Под деревом пристроились голуби, они ищут семена которые падают с деревьев. В сторонке сидит белка и внимательно за всеми наблюдает. Зимой в парке слышны голоса птиц. Так птицы благодарят людей за помощь.
 4. Игра с мячом «Составь новое слово».
В. - Если у сороки белый бок, то она какая?
Белобокая.
В. - Если у синицы желтая грудка, то она какая?
Желтогрудая.
В. - Если у снегиря красная грудь, он какой?
Красногрудый.
В. - Если у сороки длинный хвост, то она какая?
Длиннохвостая.
В. - Если у вороны черное крыло, то она какая?
Чернокрылая.
В. - Если у голубя сизое крыло, то он какой?
Сизокрылый.
5. Игровое упражнение « Кто как голос подает»В. - Как подает голос ворона?
Кар - кар.
В. - Значит, она что делает?
Каркает.
В. - Как подает голос синица?
Тинь - тинь - тинь.
В. - Что она делает?
тенькает
В. - Как подает голос сорока?
Тр - тр -тр.
В. - Что она делает?
Трещит, стрекочет.
В. - Как подает голос воробей?
Чик-чирик.
В. - Что он делает?
Чирикает.
В. - Как подают голос голуби?
Гур- гур - гур.
В. - Что они делают?
Воркуют.
5. Д/и «Каждую птичку на свою кормушку».
- Куда прилетают птицы зимой пообедать?( к кормушке). Посмотрите, на нашей кормушке нет ни одной птички.
- На первую кормушку пригласим птиц, в названии которых два слога, а на вторую кормушку пригласим птиц, в названии которых три слога, на третью –один слог. Подходим по одному, берем птицу называем сколько слогов в названии и в какую кормушку посадите.
Реб: я посажу синицу во вторую кормушку, потому что в слове «синица» три слога. Отхлопывает слоги ладошами, затем «записывает» полосками слово: «си-ни-ца» Анализирует: В слове « синица» три слога, первый слог – си, второй – ни, третий –ца.
Реб: я буду угощать голубя в первой кормушке. В слове «голубь» два слога. Первый слог – го, второй слог – лубь. Отхлопывает слово.
6. Рефлексия.
Воспитатель: Ну что ребята понравилось вам путешествие? (Ответ детей).
Воспитатель: А что понравилось больше всего?
(Дети  называют понравившиеся задания).
Воспитатель : А что для вас было самым трудным.?(Дети перечисляют то, в чем испытывали затруднение).