Конспект интегрированного урока по развитию речи и трудовому обучению в 1 классе Зимующие птицы


Зугрэсская специальная общеобразовательная школа-интернат № 31
Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
Конспект интегрированного урока
Развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Трудового обучения
«Зимующие птицы»
Провела учитель начальных классов:
Глушкова Е.А.
Класс: 1
Дата проведения: 15.12.2015г.
Тема: Зимующие птицы.
Цель:
- провести исследование за зимними изменениями в природе, за особенностями жизни птиц в зимнее время года;
-расширять знания о птицах, зимующих в наших краях.
Задачи:
 1. Систематизировать и обогатить знание детей о зимующих птицах.
2. Формирование исследовательских умений:
- проводить наблюдения;
- работать с дополнительной литературой;
- выдвигать гипотезу и делать выводы;
- представлять результаты исследовательской работы;
3. Воспитывать заботливое отношение к птицам. 
Планируемые результаты:
 - научатся различать наиболее распространенных зимующих птиц;
 - научатся делать кормушку из шишки, зерновых культур, мучного клейстера;
 - подбирать корм для птиц;
 - повторять правила бережного отношения к окружающей среде.
 Оборудование:
- маски птиц;
- шишки, зерновые культуры;
-используемое оборудование: компьютер, мультимедиапроектор.
-презентация «Зимующие птицы», аудиозапись с «разговором» птиц.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
 -  Как часто мы наблюдаем за птицами в небе, любуемся их полетом и мечтаем побывать на их месте. Нам даже снятся такие сны. Какое удивительное ощущение полета, полной свободы. Сердце выскакивает из груди, дыхание замирает! И тут, увы, мы просыпаемся. Скольким людям птицы подарили это счастье чувствовать себя свободными! Может быть, поэтому птицы ближе всех нам по духу, поэтому мы воспеваем это чудо природы в стихах, картинах, сказках.
Попробуем же сегодня, хоть краешком глаза, частичкой своей души заглянуть в чудесное, загадочное, покрытое тайной царство птиц!
3.Самоопределение к деятельности.
- Посмотрите в окно. Какое время года сейчас? Почему вы так думаете?(Слайд 1)
- Какие зимние месяцы вы знаете? Каждый месяц имеет свои особенности, которые народ излагал в песнях, стихах, загадках, пословицах.
- Вспомните, какие стихи вы знаете о зимних месяцах. (Слайд 2,3,4)
1. В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз.
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из лесу принёс.
2. Месяц зимний,
Месяц снежный
Открывает первым год,
И со снегом и морозом
В гости к нам январь идёт.
3. Февраль гуляет на дворе
И щиплет уши детворе,
И красит щёки до красна.
Уйдёт февраль – придёт весна.
- К какому времени года относятся эти месяцы?
-Назовите их по порядку.
-Какие приметы зимы вы знаете?
4. Работа по теме урока.
- Ребята, к нам в гости прилетела очень интересная птица. Отгадайте, кто это?
У неё глаза большие,
Хищный клюв - всегда крючком.
По ночам она летает,
спит на дереве лишь днём.(сова)
Может быть кто–нибудь из вас, ребята, скажет, почему в гости к нам прилетела именно сова (сова издавна считалась на Руси символом мудрости).
- Сегодня сова хочет предложить вам отгадать загадки.(Слайд 5-10)
1.Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
-Облетел я всю Сибирь.
-Как зовут тебя? (Снегирь)
2.Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая
Самая болтливая. (Сорока)
3.Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
4.Кто там прыгает, шумит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клё! – Клё! – Клё! – поёт со свистом. (Клёст)
5.Он в своей лесной палате
Носит пёстренький халатик,
Он деревья лечит,
Постучит – и легче! (Дятел)
6.Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Воробей)
- Все эти птицы живут зимой. Рядом с нами. Они не улетают в теплые края. Поэтому мы их можем назвать - зимующие птицы.
5. Выступления заранее подготовленных учащихся о зимующих птицах.
- Сейчас друзья Совы расскажут вам о некоторых зимующих птицах нашего края. (Дети переодеты в костюмы птиц)
Клёст: Меня зовут клёст. Я считаюсь святой птицей. Если присмотреться, у меня клюв похож на крестик. Я живу в еловых и сосновых лесах, ведь мой корм – это семена хвойных растений, а созревают они зимой.
В феврале появляются птенцы, но птенчики не замерзают, ау них пушистое оперение. К тому же один из родителей всегда находится в гнезде и обогревает и кормит их.
Дятел: А я дятел. У меня большой сильный клюв. Я долблю им деревья, добываю жучков, ими и питаюсь. После моей работы остаются дупла, в которых могут жить птички и даже небольшие зверушки – например – белка.
Синица: Я – синичка. У меня черная шапочка, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый желетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но больше всего люблю полакомится свежем несоленым салом».
Воробей: Я – Воробей. Я самая распространенная и многочисленная птица. Небольшая серенькая птичка за одно лето трижды выводит свое потомство! Каждый раз в гнезде 5-6 желторотых птенцов. Выкармливаю своих детей только насекомыми. А аппетит у меня отменный! Огромную пользу приношу людям- очищая поля, сады и огороды от вредных насекомых. Но люблю и семечки, и зерно, и ягоды. Мне вовсе невдомек, что не для меня сеяли. Целые воробьиные стаи собираются на токах, воруя выращенные зерна. - «Вора бей! Вора бей!» - кричали люди, отгоняя непрошенных гостей. Отсюда и зовут меня – воробей.
5. Физминутка.
6. Беседа (о корме для птиц, о видах кормушек).
- А как вы думаете, о чём разговаривают птицы зимой? Давайте перенесёмся в зимний лес и послушаем их голоса. (Включается аудизапись)
- Что выражают птичьи голоса? (тревогу, веселое пение, радость, беспокойство, зов о помощи).
- Почему вы так думаете? Объясните.
Вывод: Птицам холодно и голодно зимой.
- Конечно, зимующие птицы могут сами найти себе корм, но будет лучше, если вы им поможете.
Учитель (читает стихотворение «Покормите птиц»(Слайд 11)
Покормите птиц.
Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов –
К вам слетятся как весной
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло!
Разве можно забывать:
Улететь могли.
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучайте птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!(Александр Яшин)
7.Изготовление кормушки для птиц.
- Посмотрите, какие бывают кормушки (Слайд 12).
- Чем мы можем кормить птиц зимой? (пшено, семечки подсолнечника, пшеница, крошки хлеба)
8.Практическая работа.
- Мы сегодня на уроке сделаем тоже кормушки для птиц.(Слайд 13-14)
Инструктаж к работе
9.Самостоятельная работа.
Индивидуальная помощь Туний Н., Смык Н.
10. Итог урока.
- О каких птицах мы говорили на уроке?
- Почему их так назвали?
- Наша Совушка надеется, что вы будите помогать её друзьям в холодную зиму. Развесите кормушки возле школы и будете подкармливать птиц.