План повторительно-обобщающего урока по истории на тему Эпоха реформ Петра I (7 класс)


План повторительно-обобщающего урока для 7 класса по теме «Эпоха реформ Петра Первого»
Цели:
Обучающая: Обобщить и систематизировать знания, выявить пробелы
Развивающая: Развивать умение работать с различными источниками информации
Воспитательная: Привить чувство гордости за героическое прошлое нашей страны
Оборудование: презентация с картинами известных художников, доска, учебник Пчелов Е. В. «История России XVII-XVIII века»
Ход урока
Вводная беседа
Назовите полное имя Петра I
Какое образование получил Петр? Чем оно отличалось от образования других русских царевичей
Кого называют «птенцами гнезда петрова»?
Как в Азовских походах проявился суровый характер Петра?
Что такое Великое посольство? Почему Петр отправился в поездку инкогнито?
Викторина. Глядя на картину нужно назвать событие, год и последствия к которым они привели
Первая картина – Суриков «Утро стрелецкой казни»
Вторая картина – Ломоносов «Полтава»
Третья картина – Гё «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»
Расположите события Северной войны, зафиксированные на доске, в хронологическом порядке, охарактеризуйте военную политику Петра I
Константинопольский договор, Гангутское сражение, Полтавская битва, битва под Нарвой, Прутский поход, основание Санкт-Петербурга, Ништадский договор
Слово учителя: В отличие от своего отца, Петр при жизни никогда не пользовался народной любовью. В чем причина его непопулярности в разных социальных слоях?
Работа по рядам:
Первый ряд: почему Петра I не любили крестьяне и казаки
Второй ряд: почему царя не любило духовенство
Третий ряд: почему царя не любили бояре
Слово учителя: Петр очень немилостиво обходился со своим народом, какого же было людям, составлявшим ближайшее окружение царя
Работа по вариантам
Первый вариант: Докажите, что Петр ценил в людях не их происхождение, а личностные качества (можно навести учеников на мысль о второй жене Петра, Марте Скавронской, о его лучшем друге А. Д. Меншикове, вспомнить Табель о рангах)
Второй вариант: Расскажите об отношениях Петра Первого с сыном Алексеем (можно вспомнить, что Петр старался дать Алексею лучшее образование, женил сына на принцессе, не допускал до участия в сражениях Северной войны)
Итоговая беседа
Как характер Петра I повлиял на его политику?
Как вы оцениваете изменения, произошедшие с Россией при Петре I? Почему?
Есть ли вина Петра в том, что началась эпоха Дворцовых переворотов?
Подведение итогов