Урок по истории России Смутное время


ФИО учителя Шевцова Ирина Геннадьевна
Место работы МБОУ СОШ №5 г.Николаевск-на-Амуре
Название предмета история России
Тема урока: Смутное время
Класс 10 класс
Цель:
Ученики научатся понимать причины Смутного времени в России, познакомятся с основными событиями данного периода, определять итоги и значение Смуты в истории страны;
Учащиеся получат возможность находить причинно-следственные связи через работу с источниками, делать выводы и обобщения;
Развивать интерес к историческому прошлому своей страны.
Оборудование: средства ИКТ, учебник, исторические документы, стихотворения.
Тип урока: ИКТ
Стадии Задания для учащихся
Вызов - Сегодня мы с вами окунемся в далекое прошлое нашей страны. А вот о чем пойдет речь на нашем уроке, я бы хотела, чтобы послушали меня и сказали сами.
Звучит немолчно в зареве набат,
А на траве – в кровавой багрянице
Царя Феодора убитый брат.
В заре горит грядущих гроз багрянец,
Мятеж и мрак, невнятные слова,
И чудится далёкий самозванец,
И пленная, растленная Москва!
- Так о каких событиях пойдет речь? Смутное время (запись темы урока в тетрадях)
- Какие понятия нам необходимо рассмотреть для того, чтобы разобраться в теме урока? (определить причины, сущность и итоги смутного времени).
Ученики называют цель урока.
ЗАДАНИЯ:
Записать ассоциации со словом Смута (работа в тетрадях)
Вспомните о том, что вам уже известно по данной теме и запишите это в виде ключевых слов, а затем обсудите написанное в паре. (прием Кластер)
Цель: актуализация собственного опыта.
Обсуждение и систематизация выполненной работы. Принимаются как «правильные» так и «неправильные» ответы. Это определит, что необходимо проверить, работая по теме урока.
Осмысление На основании текста учебника и документов сформулировать и обосновать собственное мнение о причинах, сущности и последствиях Смутного времени.
Класс делится на четыре группы, каждая группа получает карточки с заданиями и отрывками из литературы. Ученики самостоятельно ищут ответы на вопросы-задания в учебнике и документах. На этом этапе урока используется прием “Пометки на полях”:
Учащиеся получают текст и делают в нем соответствующие пометки:
“+” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
“-” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали, что это знаете;
“V” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым;
“?” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
Таким образом, в процессе чтения текста учащиеся делают четыре типа пометок на полях, в соответствии со своими знаниями и пониманием.
Задания для групп:
1 группа: Работая с источниками, выделить основные причины смутного времени. Выясним, что же привело страну на грань национальной катастрофы. Таблица  « Причины Смуты»
2 группа: на основе источников определить основные события Смутного времени. Таблица «Основные события»
3 группа: Пользуясь источниками, ответить на вопрос: какова роль исторических личностей в период Смутного времени. Таблица «Личности»
4 группа: Определить последствия и итоги Смутного времени на основе работы со статьей учебника и документами. Таблица «Итоги»
Представление выполненной работы, весь класс заполняет таблицу
Причины Смуты Основные события Личности Итоги
Сравнение работы, выполненной на стадии вызова с заполненной таблицей, обсуждение выполненных пометок.
Рефлексия Прием «Шесть шляп»
Учитель. Итак, с точки зрения шляпы, оцените все, о чем мы сегодня говорили на уроке.
Белая шляпа.
Какую информацию о Смутном времени получили на уроке, что еще хотели бы узнать.
Красная шляпа.
Какие чувства возникают? (Гордость за свой народ, т.к., благодаря единству народа была одержана победа, Русь сохранила свою независимость).
Желтая шляпа.
Почему это стоит делать? (Чтобы быть свободным, независимым.).
Черная шляпа.
Что здесь неправильно? (Погибло много людей, хозяйственная и экономическая разруха, …).Зеленая шляпа.
Какие альтернативы? (Изучать историю, учиться на ошибках истории; просвещение граждан).
Синяя шляпа.
Чего достигли? Что делать дальше? (Народ – это творец истории. Не допускать Смутного времени. Учиться на примерах истории. Ходить голосовать, всех убеждать в этом.
Использование приема СинквейнЗадание: написать синквейн, в котором ключевым словом будет главное понятие сегодняшнего урока «смута».
Примерный вариант синквейна:
Смута
Опасная, губительная
Разорять, ликвидировать, терять
Нравственное и моральное разложение общества
Конфликт
Д/ЗПересказ параграфа, подготовить рассказ о личности периода Смуты.